ВР приняла закон о пенсионной реформе
Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом внесенный правительством Закон "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы".
За соответствующий документ под регистрационным номером 7455 проголосовали 248 парламентариев, в частности: от Партии регионов - 188, НУНС - 11, Народной партии - 20, депутатской группы "Реформы во имя будущего" - 18, внефракционных - 11. Представители фракций "БЮТ-Батьківщина" и Коммунистической партии не голосовали.
Как сообщает корреспондент УКРИНФОРМа, народные депутаты рассмотрели во втором чтении 1096 поправок. Подавляющее большинство из них, в частности внесенных оппозицией, не были приняты.
Закон предусматривает осуществить ряд мер по сбалансированию солидарной системы пенсионного страхования в среднесрочной перспективе и определяет параметры функционирования ІІ уровня пенсионной системы - обязательной накопительной системы пенсионного страхования. В частности, предлагается ввести перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд, начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда.
Предполагается ввести ІІ уровень пенсионной системы при таких параметрах:
участниками этой системы будут лица, которым на дату ввода системы исполнилось не больше 35 лет;
размер страхового взноса на дату внедрения системы предусматривается установить на уровне 2 процента с дальнейшим его ежегодным повышением на один процент до достижения 7 процентов;
администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществляться Пенсионным фондом Украины. Через 2 года после начала уплаты страховых взносов в накопительную систему ее участники будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства. Накопительная система пенсионного страхования позволит разнообразить источники получения лицом доходов в старости и привлечь дополнительные инвестиции в экономику государства.
Предлагается также внести изменения в порядок начисления "специальных" пенсий, приблизив его к общему закону. С этой целью предложено:
ограничение максимального размера пенсии на уровне 10 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (с 1 апреля 2011 года - 7640 гривень), с распространением этого ограничения на пенсионеров, которым пенсия назначена до вступления в силу законопроекта;
уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов заработной платы государственных служащих; выплату досрочной (за полтора года) пенсии государственным служащим, депутатам, прокурорам, судьям проводить лишь неработающим пенсионерам;
ограничить заработок для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров;
повышение пенсионного возраста для мужчин - государственных служащих до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно, за 4 года. Этот возраст будет предельным, институт продолжения пребывания на государственной службе будет отменен;
назначение досрочных пенсий народным депутатам, в случае истечения их депутатских полномочий, не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полутора, как срок, который применяется для других категорий пенсионеров.
С целью улучшения условий пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы (образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты) при выходе на пенсию предлагается ввести одноразовую помощь в размере 10 назначенных им пенсий.
Предусматривается постепенно, в течение 10 лет, увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии военнослужащим и некоторым другим лицам с 20 до 25 лет, введя при этом ее календарное исчисление. Исключение составляют 543 летчика и подводника, которым народные депутаты, приняв соответствующую поправку, сохранили положение о 20 годах рабочего стажа.
Для поощрения лиц к более длительной трудовой жизни и стимулирования к более позднему выходу на пенсию предусматривается:
упростить механизм увеличения размера пенсии по выбору лица при отсрочке срока выхода на пенсию, в пределах первых 5 лет повышать пенсии на 0,5 процента за каждый месяц более позднего выхода на пенсию, в случае работы свыше 5 лет - увеличивать на 0,75 процента при выходе на пенсию. При этом при достижении пенсионного возраста от лица не будет требоваться обращение в пенсионные органы об отсрочке назначения пенсии;
повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
для вновь назначенных пенсий повысить нормативную длительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин с 20 до 30 лет и для мужчин с 25 до 35 лет;
пенсионный возраст для женщин, которые получают пенсию в соответствии с общим законом, повысить с 55 до 60 лет начиная с 1 сентября 2011 года, постепенно увеличивая его на 6 месяцев каждый год в течение 10 лет;
возраст для женщин, для получения государственной социальной помощи повысить с 58 до 63 лет.
Законопроектом предусмотрены компенсаторы в связи с повышением пенсионного возраста для женщин. Так, за каждые полгода более позднего выхода на пенсию женщина получит увеличенную на 2,5 процента пенсию (за 5 лет отсрочки пенсия увеличится на 25 процентов). Временно, в течение 3 лет, предлагается предоставить возможность добровольного выхода на пенсию неработающим женщинам при достижении 55 лет при условиях, определенных Законом.
Для уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных в разные годы, предлагается пересмотреть порядок назначения, пересчета пенсий:
для назначения пенсии брать размер средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, а пересчет пенсии проводить из средней заработной платы, из которой назначена (перерасчитана) пенсия;
проводить пересчет пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста;
проводить назначение пенсий из заработной платы лишь по данным персонифицированного учета, а по желанию лица с учетом заработной платы за 60 месяцев до ввода персонифицированного учета - до 1 июля 2000 года;
усовершенствовать механизм исчисления коэффициента заработной платы для лиц, которые получали пособие по безработице или осуществляли уход за ребенком до 3-х лет, ребенком-инвалидом или за 80-летним.
Реализация Закона не влияет на доходную и расходную часть Государственного бюджета Украины. В то же время ожидаемый в 2011 году дефицит бюджета Пенсионного фонда в объеме 17,8 млрд грн покрывается за счет средств Государственного бюджета. Реализация законодательного акта позволит уменьшить дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2011 году на 211,6 млн грн. Предусматривается, что уменьшение расходов солидарной системы пенсионного страхования в 2012 году составит 2 500,9 млн грн.
Основным ожидаемым результатом принятия этого законодательного акта является сбалансирование в среднесрочной перспективе солидарной системы пенсионного страхования, которое позволит улучшить пенсионное обеспечение пенсионеров, нивелировать негативное влияние старения населения Украины на бюджет Пенсионного фонда и создаст условия для внедрения накопительной системы пенсионного страхования.
Реализация законодательного акта позволит восстановить социальную справедливость относительно порядка назначения пенсии независимо от закона, по которому она назначается, а также предусмотреть умное соотношение между минимальным и максимальным размерами пенсий.