Под конвоем
Гуманитарный конвой из России стал топ-темой минувшей недели не только в Украине, но и в большинстве европейских стран. В эти дни мы были так близки к началу открытой войны, как никогда до этого. А всему виной она, российская гуманитарка.
В последнее время от России привыкли ожидать только гадостей, а потому идею гуманитарной помощи, внезапно посетившую голову Путина, рассматривали исключительно в контексте «а что бы это значило».
Все ждали провокаций. Больше того, в Донецкой и Луганской областях, особенно на уже освобожденных территориях, всерьез готовились к открытому российскому вторжению. В соцсетях активизировались слухи о российском реванше. В эти дни Троянский конь стал самой популярной метафорой, когда речь заходила о колонне из 280 грузовых автомобилей, перекрашенных в белый цвет.
На деле гуманитарка оказалась-таки тем, чем и должна была быть – крупами, водой, памперсами, медикаментами. Однако то, что сопровождало ее формирование, перемещение и документальное сопровождение, не поддается анализу.
Хроника событий
Россия заявляет о желании доставить в зону АТО гуманитарную помощь.
Украина отказывается принимать эту помощь. И это понятно. Помощь от агрессора, регулярно пересылающего в Украину свои «Буки» и «Грады»? Верх лицемерия и цинизма Однако в условиях необъявленной войны такое лицемерие становится возможным. Российский ИТАР ТАСС заявляет о том, что российская гуманитарка – это тест Украине на адекватность, а мировое сообщество, которое всегда «тонко чувствует» страдания людей, ему вторит: надо брать, негоже отказываться. Люди нуждаются, люди страдают. Главное, чтобы все по закону было.
По закону у России получается не сразу. То ли из вредности, то ли действительно было что скрывать, а возможно, просто из нежелания кому бы то ни было подчиняться, даже международному праву, но РФ отказывается следовать по маршруту, предложенному Украиной. Отказывается перегружать гуманитарку на украинские автомобили и не предоставляет Красному Кресту, под эгидой которого должен был проследовать груз, полное и подробное описание того, что везет «белый конвой».
Харьковские пограничники, МЧСники и Нацгвардия, которые были подняты «в ружье» и готовились к любому, самому плохому развитию событий, прождали российскую колонну зря.
Информация о ее передвижении поступала противоречивая. То ее видели в Воронеже, спящей, то вроде выехала на Харьков, потом оказалось, что не на Харьков. Потом – что не выехала, а все еще в Воронеже.
В конце концов, колонна последовала на Ростов. И там, в пункте пропуска «Донецк», таки застряла.
Все это время за белым конвоем пристально следили не только спецслужбы США и НАТО, спутники с Космоса, но также представители ОБСЕ и международные журналисты. Для некоторых из них история с гуманитарной помощью от России стала настоящим прозрением. Потому что чуда не произошло – все получилось, как всегда. Колонну с гуманитарным грузом до сих пор не получили на Донбассе. Мало того, что она петляла трое суток, так еще и документальные формальности, проверки, таможенное оформление затянулось. Зато с танками и БМП проблем у россиян не возникло. Здесь тебе ни проверок, ни документов. Все просто: захотели – и проехали. И вот на глазах у изумленной мировой общественности, спокойненько, минуя кордоны, в Украину въезжают 30 танков и 120 БМП. Журналисты фотографируют, не переставая. The Telegraph дает большущий материал, фактически документируя факт незаконного военного вторжения. А позже, когда по приказу Президента Порошенко большая часть бронетанковой колонны была уничтожена, издание сообщило: «Украина уничтожила часть конвоя российских транспортных средств».
Что это означает? Для мирового сообщества – это ни что иное, как начало открытой войны. Биржи отреагировали моментально, акции скупались, курс доллара начало лихорадить. Все подумали, что вот - военное сопровождение конвоя разгромлено, сейчас Россия должна ответить ударом на удар. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (тот, который первым сделал Путина нерукопожатым) даже выразил серьезную обеспокоенность и пригласил посла России в Лондоне Александра Яковенко, чтобы узнать, а что же это такое в самом-то деле. Война?
Пожалуй, это была единственная адекватная реакция на происходящее. Потому что далее началось!
Посол РФ заявил: мы тут ни при чем. Никаких танков в Украину мы не посылали. Не было их, показалось вам. Российское Министерство обороны также опровергло информацию об уничтожении украинскими военными колонны российской бронетехники, якобы незаконно вошедшей на территорию Украины. Как сообщил Интерфакс, «представитель Минобороны отметил, что никакая российская бронетехника не могла быть уничтожена, поскольку, вопреки заявлениям украинских властей и британских журналистов, не пересекала границу с Украиной». Ну а фото? Так это миражи, фотоэффект на объективах.
Ни НАТО, ни ЕС никаких заявлений по поводу открытой агрессии России тоже не сделали, смолчали. А оно им надо? Это же, если вторжение было, надо санкции совсем другие вводить. А не хочется. Лучше еще подождать, пока украинцев постреляют.
В общем, все, за исключением принципиального Кэмерона, сошлись во мнении: танков не было, вторжения не было. По крайней мере, ничего необычного не было, так это уж точно. Все как всегда.
И все бы хорошо, да только неожиданное заявление новоназначенного премьер-министра террористической организации ДНР Захарченко ввело всех в состояние когнитивного диссонанса. Смысл послания, записанного на видео, таков: спасибо, Россия, мы получили военное подкрепление от вас, новых ополченцев, которые 4 месяца тренировались на территории РФ, и бронетехнику. Поддержали, не бросили, низкий поклон.
Как говорится, занавес. Какие уж тут комментарии, какая аналитика!
По закону Ньютона
В этой бронетанковой суете все как-то подзабыли, а как же там гуманитарка? А с ней, как ни странно, все оказалось в порядке. Сегодня ночью министр социальной политики Людмила Денисова подписала приказ о признании груза Международного общества Красного Креста, сформированного на территории России, гуманитарной помощью. Письмо с перечнем товаров гуманитарной помощи поступило в Минсоцполитики 16 августа за подписью главы региональной делегации Международного комитета Красного Креста Российской Федерации, Беларуси и Молдовы Паскаля Кутти. Согласно документу, гуманитарный груз состоит из товаров общим весом 1856,3 тонны.
Теперь представители Красного Креста должны будут распределить помощь в пострадавших от войны регионах. Для людей, которые живут без света, газа, денег, это хорошая новость. Большинству из них все равно, кто протянет руку помощи.
Поэтому инициатива России (что бы за ней ни скрывалось) в итоге оказалась благом. Уже хотя бы потому, что она запустила «закон Ньютона», согласно которому сила действия всегда равна силе противодействия.
В данном случае силой противодействия стала гуманитарная колонна, в считанные часы (!) сформированная украинской стороной. 800 тонн гуманитарных грузов из Киева, Днепропетровской и Харьковской областей уже доставлены в зону АТО. Быстро, оперативно, без лишней шумихи и провокаций. Украина продемонстрировала, что не нуждается в помощи агрессора, а прекрасно справляется с проблемами самостоятельно. И справлялась бы еще лучше, если бы Россия не подбрасывала «дровишек». «Пусть лучше в этих грузовиках боевиков своих увезут», - заявила представитель Президента по урегулированию ситуации на востоке Украины Ирина Геращенко.
Надо отметить, что гуманитарную помощь ждут не только в Донецке и Луганске. Ее ждут и в регионах массового поселения беженцев.
Например, в Мариуполе уже сегодня разместили более 30 тысяч переселенцев. И число их каждый день растет. Часть переселенцев – люди весьма состоятельные. Они колесят по городу на дорогущих авто, нарушая правила движения и демонстрируя привычный для Донецка хамский стиль поведения на дорогах. Однако таких не много. Большинство беженцев - люди социально не обеспеченные. У них нет денег, нет работы. Ежедневно им требуется хлеб, крупы, овощи, памперсы, лекарства, одежда для детей. Сейчас все это сносят волонтеры, и все это разметается в считанные часы. Насколько хватит силы благотворительности, и справедливо ли в принципе вопрос снабжения переселенцев возлагать на плечи волонтеров? Особенно в ситуации, когда никто не знает, как долго будет нужна такая помощь.
Так что гуманитарный конвой обнажил целый ряд острейших проблем, до которых пока у украинского правительства руки не доходили. Будем надеяться, что меры будут приняты адекватные, и 800 тонн украинской гуманитарки станут лишь первым траншем помощи. Причем не только людям в зоне АТО, но также и городам, принимающим у себя тех, кто вынужден был эту зону покинуть.