15:47, 8 червня 2011 р.

Чтобы помнили: Иван Кожедуб

Осенью 1942 года два гиганта, схлеснувшиеся в смертельной схватке, развернули три колоссальные битвы под Ржевом, Сталинградом и на Кавказе. В них были втянуты огромные массы войск вместе с боевой техникой. А над ними кипели воздушные дуэли "сталинских соколов" с "парнями Геринга".

В это время из Чугуевского летного училища, эвакуированного в узбекский городок Чимкент, на фронт направили инструктора полетов старшего сержанта Ивана Кожедуба. Говорят. что особой дисциплиной Иван не отличался и почти не выходил из гауптвахты. Выпускник Чугуевского училища Владимир Борейко рассказывал, что особым пристрастием Ивана были карты (ясно. что не географические и не карты полетов). Поэтому инструктора, который имел "бронь" и мог вообще не попасть на фронт, начальник училища отправил под Курск на "перевоспитание". Тот же Борейко выдал и такой факт - на фронт Кожедуба отправили с гауптвахты. Когда на него оформляли документы, Иван сказал начальнику училища:

- Вы обо мне еще услышите!

На что начальник, которого достали выходки инструктора, выпалил в сердцах:

- Иди, иди, немцы с тебя стружку снимут!

На улице был ноябрь 1942 года. Через год с небольшим в училище горячо обсуждали новость: Иван Кожедуб, нарушитель дисциплины, стал Героем Советского Союза! Говорят. что начальник училища долго противился поместить фамилию Кожедуба на доску почета училища, как положено обладателю наивысшей боевой награды СССР.

Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области в семье церковного старосты. Понятно, что в годы СССР эту подробность в биографии Героя не вспоминали. вообще, детские годы Кожедуба во всех официальных биографиях окутаны тайной. Известно лишь, что отец начал готовить Ивана к жизни с пяти лет - несмотря на протесты матери, заставлял его стеречь сад. Видимо семье будущего "сталинского сокола" здорово досталось в годы коллективизации, потому что в 14 лет Ивану пришлось покинуть родной дом и поступить в химико-технологический техникум в городе Шостка.

Уже тогда огромную страну охватила военная истерия. Во всех более менее крупных городах работали аэроклубы. где массово из ребят и девчат делали летчиков и парашютистов. Почти все воздушные асы СССР первые полеты совершили в качестве курсантов аэроклубов. Не исключение этому и Кожедуб.

Первые шаги в авиации Иван сделал в Шосткинском аэроклубе. В 1940 году, когда подготовка к будущей войне перешла все мыслимые пределы: под ружье ставили даже девушек из медицинских вузов, а страну перевели на работу без выходных с отдачей под суд за опоздание на работу, Ивана призывают в армию. Ему 20, а официальный призывной возраст - в 22 года. Он попадает в Чугуевское летное училище, которое окончил в начале войны. Как лучшего курсанта, Ивана оставили в училище в должности инструктора. Вместе с училищем он был эвакуирован в Чимкент, где его "черт попутал". Старший сержант Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново, а в марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Сразу надо отметить, что Иван был в более привилегированном положении, если можно так выразиться, чем другие молодые летчики. Во время войны авиаучилища готовили летчиков по ускоренной программе, которую те окрестили "взлет-посадка". По свидетельству заслуженного строителя УССР Ивана Баландина, во время войны летчика знаменитой 9-й истребительной Мариупольско-Сандомирской авиадивизии, которой командовали не менее легендарные асы ибрагим Дзусов и Александр Покрышкин, он встречал молодежь с училища, которая совершила во время учебы по четыре вылета! Отсюда и страшная статистика - около 90% молодых летчиков погибали или были сбиты в первом-втором боевом вылете. Тот же Баландин рассказывал, что на месте командиры и сами летчики пытались подтянуть молодежь по полетам, а в боевых вылетах их окружали бывалые летчики. Это было, повторю, в покрышкинской дивизии, из которой вышли дважды Герои Советского Союза Григорий Речкалов и Алексей Клубов.

Кожедуб за два с половиной года в Чугуевском училище имел гораздо большее число полето-часов, чем любой другой необстрелянный летчик. Однако первый воздушный бой закончился для него неудачно и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. На второй день Курского сражения, 6 июля 1943 года во время сорокового боевого вылета Иван Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт - пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87, получивший прозвище "лапотника" за неубирающееся шасси. Уже на следующий день Кожедуб сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Кстати, Иван одним из первых на центральном участке советско-германского фронта применил метод "кубанской этажерки", боевого порядка, авторство которого приписывают Покрышкину. Через месяц боев Кожедуб получил первую боевую награду - орден Красного Знамени. Борейко рассказывал, что Кожедуб выслал газету с указом в Чугуевское училище, а бывшие сослуживцы ехидно положили ее на стол начальнику. Так вышло, что два немецких самолета - Ju-87 и FW-190 Кожедуб сбил над Харьковщиной - над Роганью и Люботином. 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника Иван Кожедуб получил Золотую Звезду Героя. как оказалось - первую.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на модифицированном Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области Василия Конева. В то время, это был самый лучший советский истребитель. В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 64 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129. Кроме этого ему единственному в мире удалось сбить новейший реактивный истребитель Me-262. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

Была в боевой биографии ивана Кожедуба и воздушый бой с союзниками, в результате которого он сбил 2 самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США. Версий этого боя несколько, самая распространенная - американцы приняли Ла-7 на отдаленно похожий на него немецкий штурмовик FW-190. Никто, ни американцы, ни сам Кожедуб, не предполагали, что через пять лет они вновь встретятся на поле боя, как враги. В небе Кореи.

Последние два FW-190 Кожедуб сбил над самим Берлином. За всю войну Иван ни разу не был сбит! Хотя приходилось садиться в горящем самолете и на подвергшийся налету аэродром, покрытый свежими воронками. Это объяснялось его отношением к самолетам. Перед вылетом он всегда разговаривал с самолетом, как с живым и гладил его по фюзеляжу.

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Третью звезду ему долго не давали, и многие в Украине, по рассказам моего отца, знавшие боевой счет Кожедуба, ждали: когда? Ибо Покрышкин, сбивший (официально) 59 вражеских самолетов (плюс по ошибке несколько своих), стал трижды Героем еще в августе 1944-го.

По окончании войны майор Кожедуб продолжил службу в ВВС. Посетил и свое родное училище в Чугуеве. Начальник был тот же. При приеме Кожедуба он чуствовал себя неудобно, особенно после того, как Иван ему напомнил свои слова "Вы обо мне еще услышите!". В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

В 1949 году Кожедуб навечно вернулся в родную Ображиевку - ему открыли памятник работы Евгения Вучетича, который одновременно работал над мемориалом Воину-освободителю в Берлине.

В 1950 году его назначили командиром 324-й истребительной дивизии в составе 64-го авиакорпуса, развернутого  в Корее, где бывшим союзникам пришлось воевать друг с другом. Одной из причин появления Кожедуба в Корее стал его опыт полетов на реактивных истребителях, которые стали основной боевой силой в корейской войне. Говорят, что генерал-майор Кожедуб (в Корее Крылов) вопреки приказу не подниматься самому в воздух. не выдержал и совершил несколько боевых вылетов против американских "Сейбров". По мнению исследователя Корейской войны Александра Орлова, Кожедуб к двум "Мустангам", сбитым над Германией, присоединил еще несколько реактивных "Сейбров", которые комдиву не были засчитаны. Всего в небе Кореи дивизия Кожедуба сбила 215 (по другим данным 216) самолетов войск ООН (напомню, что против Кореи, Китая и СССР (который в войне формально не участвовал) были развернуты войска под флагом ООН - США, Англии, Франции, Греции, Австралии и др.), потеряв при этом всего 27 машин (9 пилотов погибло). Кстати, об этом стало известно лишь после смерти Кожедуба.

В 1964—1971 годах Кожедуб служил заместителем командующего ВВС Московского военного округа, затем - в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году ему было присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985 году - Маршала авиации.

Проводил большую общественную работу - избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, в 1989 году - народным депутатом СССР. Многие собеседники указывали, что Иван Кожедуб, несмотря на сияние звезд на погонах и груди, звездной болезнью не болел, мог запросто встреиться со школьниками или с журналистами, охотно шел на контакт. Часто его видели в родном селе и в Чугуеве, который открыл для него небо.

Скончался Иван Никитич 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Еще при жизни в Новой Гвинее была выпущена почтовая марка с его портретом.

Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино под Москвой. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы возле входа установлен памятник лётчику, а также улица в Москве.

После Помаранчевой революции начался спор между Россией и Украиной за право обладания памятью велиикого летчика. До 2005 года о Кожедубе в Украине вообще не вспоминали на официальном уровне, кроме учебных заведений и журналистов. Этим востользовалась Россия, называя сначала в переводных изданиях, а затем практически во всех Кожедуба не советским, а русским летчиком. Лишь в канун 85-летия со дня рождения выдающегося летчика, в Украине не только заговорили, но и сделали практические шаги по увековечиванию его памяти. Тогда в родном селе была установлена стелла на месте отцовского дома Кожедуба.

Мне пришлось на заседании круглого стола в Полтавской облгосадминистрации в 2009 году отстаивать само право памяти о Кожедубе. Мой оппонент, в прошлом парторг одного из полтавских вузов, который воспитывал (когда было нужно) студентов в верности коммунистической идеологии и СССР, чуть ли не кричал: "Не надо нам Кожедуба, он - коммунист и воевал за Советский Союз!" При напоминании о "боевом" прошлом оппонента, тот сразу сник.

Украине нужно более энергично напоминать в мире, что лучший летчик антигитлеровской коалиции Иван Кожедуб - украинец. Рассуждения типа "Кожедуб советский летчик и воевал за СССР, а не за Украину", которое отстаивал полтавский оппонент и другие, не является убедительным. Армяне "приватизировали" маршалов Ивана Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна еще в 1993 году и не обращают внимание на другие мнения. "Они прежде всего армяне, а потом все остальное" - отметал все возражения спикер парламента Карен Демирчян, в СССР - лидер ЦК КП Армении.

Сейчас имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в Парке Славы, в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

Чтобы помнили: Иван Кожедуб, фото-1

Открытие памятника Ивану Кожедубу в Харькове

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...