• Головна
  • Мирон Маркевич: «Коноплянка бы идеально вписался в нашу систему игры»
14:29, 24 січня 2014 р.

Мирон Маркевич: «Коноплянка бы идеально вписался в нашу систему игры»

Главный тренер харьковского "Металлиста" Мирон Маркевич дал интервью журналу "Страна".

- Мирон Богданович, большинство отечественных специалистов, которые были на стажировке за рубежом, утверждают, что ничего особенного в работе иностранных тренеров не увидели. Это действительно так? Чем иностранцы лучше украинских тренеров?

- Когда я начинал тренировать, то была одна правильная методика - Лобановского. Остальные были неправильные. Я тоже сначала пытался его копировать. Но, вижу, что-то не то. Есть механическое копирование - совсем не то, что творческий замысел. Когда Валерий Васильевич придумывал эту систему он, очевидно, хотел увидеть что-то в исполнении своих игроков. Дополнить их еще каким-то комплексом. Достичь определенных целей, которые только видел. Последователи этих целей не знали. Делали все механически, не видя конечной цели. Поэтому у них не получилось. Когда я поехал на стажировку за границу - открыл много нового. Конечно, у Кройфа, Капелло, Анчелотти и Даума системы подготовки отличались. Командную игру они ставили различными способами. Но требования к игрокам были везде одинаковы: творчество на поле, умноженная на высокую скорость и технику владения мячом. Вот это альфа и омега современного тренерского кредо. А нас учили каким-то математическим формулам и требовали 1000 часов тренировок. Это все ерунда и утопия.

- Вы считаетесь тренером, который не выводит команду на пик формы в определенный период, а являетесь сторонником стабильной игры на протяжении всего сезона. Что это дает? Почему так, а не иначе?

- Действительно, я не практикую выход команды на определенный пик формы в определенное время. Не люблю всего искусственного. Конечно, на протяжении сезона у любой команды случаются спады и подъемы. Но это естественно. Как и каждый тренер ищу пути, чтобы избежать спадов или сократить их во времени. Другое дело, что моя методика хорошо подходит для наших латиноамериканцев. Им не нужно времени на адаптацию, потому что они так же привыкли работать у себя на родине. Почти все упражнения за исключением тренажера у нас проводятся с мячом. Даже тренажер пытаемся усовершенствовать, сделать так, чтобы им было интересно.

- Кстати. Вы выбрали для своей команды латиноамериканское направление. Почему? Это окончательный выбор?

- Начнем с того, что не каждый европеец согласится к нам приехать. Вот Гомес приехал из Италии, а теперь жалуется, что здесь солнца нет. И нет работы его женщине-архитектору. Африканцы у нас были и сейчас есть. Я Папой доволен. Но больше понимают мою модель игры именно латиноамериканцы. Причем не те, что поиграли в Европе, а именно из Аргентины или Бразилии. Они легче адаптируются к нашим реалиям. Не в плане погоды, а в плане уровня жизни. Они знают, чего я от них хочу.

- Как вы общаетесь с ними?

- С Сосой говорил на английском. С Ганцарчиком - на польском. Для латиноамериканцев у нас есть квалифицированный переводчик, который долго жил в Южной Америке, и, что главное, играл там в футбол. Впрочем, тренировочный процесс у нас отработан до автоматизма. Мне не надо долго объяснять очередное упражнение, потому что все их хорошо знают. На разборе указываю как на ошибки, так и на удачные решения. Проблем здесь никаких.

- Есть ли такой игрок, которого не удалось пригласить в Харьков и за которым вы жалеете больше всего?

- Евгений Коноплянка. Он бы идеально вписался в нашу систему игры. Техника, скорость - все при нем. Именно я пригласил его в сборную, где он теперь стал общепризнанным лидером. Насколько я знаю, главным препятствием возможного перехода Евгения - мнение днепропетровских фанатов. Переезд в Харьков они ему не простят.

- Вы уже сложили оружие и не надеетесь на его приглашение?

- Все, что я мог сделать - сделал. Но не все зависит от меня. Это уже вопрос к руководству.

- Есть в мире команда, которая была идеалом для Маркевича?

- "Барселона" Хосепа Гвардиолы. Думаю, раньше такой команды не было и в будущем она не скоро появится. А что в основу было положено? Творчество игроков и высокая техника владения мячом. Причем владение мячом доходило до показателя в 80%. Соперники выходили на поле и мечтали не уступить с разницей больше чем в три мяча. Это уже потом научились ставить автобус, как это делали " Рубин" и " Челси".

- Лобановский говорил, что условно взятая Нигерия может победить Германию в одном конкретном матче. Но стабильно обыгрывать немцев она не может, потому что у тех общая футбольная инфраструктура лучше. Харьков и его инфраструктура были готовы к ЛЧ осенью 2013? Как далеко вы могли пройти?

- Были готовы к игре в группе. Как бы сложилось дальше - неизвестно. Но по уровню "Шальке" не уступали точно. Чувствовал, что в группу проходим. Я видел, что футболисты жили этой Лигой. Однако кто-то очень грамотно продумал диверсию против нас. Даже с ПАОКом дали сыграть, что было еще больнее.

- Персонифицировать этого недоброжелателя не будете?

- Нет. Но как нам аукнулось, так ему и аукнется. Такой человеческий закон.

- Вы работали с Рыкуном. Могли бы представить в своей команде Алиева и Милевского?

- Можно было. Я приглашал этих ребят в сборную и не имел с ними никаких хлопот. Конечно, они люди не простые, но с кем было легко? С Рыкуном? По большому счету, я ему очень благодарен за те четыре сезона, которые мы работали вместе. Конечно, он мог валять дурака на тренировке, но в игре был непревзойденным. Такие игроки редко рождаются. В нынешнем "Металлисте" никто и близко не подошел к его уровню мастерства. Согласен, что такое редко увидишь. Скорее, наоборот - игрок демонстрирует чудеса на тренировке, а в игре его не заметишь.

- Вы 8 лет непрерывно в Харькове. В Европе так не принято. Там управляют 3-4 сезона и идут на новое место. Исключение - Алекс Фергюсон и Арсен Венгер. Вам не скучно в Харькове?

- Мы не Европа. Когда я приехал сюда, здесь была выжженная земля. Начинали с нуля. Восстанавливали стадион, строили базу, собирали команду. Руководство поверило в меня, а я поверил в игроков. Плюс уникальная харьковская среда - нам проявляли поддержку на каждом шагу. По большому счету, кроме Кубка СССР, клуб не имел серьезных успехов. А тут на носу была Лига чемпионов. Начался футбольный бум. Совсем скоро - года через три-четыре на полную мощность заработает футбольная школа. Уже сейчас есть хорошие ребята 1998-99 годов рождения. Или у меня, или у моего преемника будет меньше хлопот в комплектовании команды. Т.е. сравнение с Европой не совсем корректно. Там тренер уходит от всего готового и на новом месте тоже приходит на все готовое.

- Были матчи, когда вы чувствовали, что уступаете по уровню тренерского мастерства? Если да, то в чем именно?

- У всех тренеров такое бывает, и я не исключение. Где-то не того поставил, до кого-то не достучался.

- Но вы кажетесь невозмутимым во время игры. Не выбегаете, не кричите ...

- Это только так кажется. Я руковожу игрой. Высшим моментом тренерского мастерства считаю умение внести перелом в игру, которая сначала складывается неудачно. Этой осенью были два таких матча: с "Шахтером" и доигрывание с "Днепром". В Днепропетровске я после 20 минут игры заменил Гомеса. Он по дороге демонстративно сбросил перчатки. Затем, как рассказывали, бросался футболкой в раздевалке. Но Марлос, который вышел на поле, преломил игру. Отдал пас, после которого мы сравняли счет. После игры, когда мы зашли в раздевалку, Гомес затих. Уже ничем не бросался, не буянил. А представьте, что было бы, если бы мы проиграли?

- Некоторые из тренеров намеренно не вмешивается в конфликты игроков, а другие разбирают их подробно. Этой осенью на поле что-то не поделили Соса с Девичем. Вы впоследствии вмешивались в их конфликт?

- И не думал. Чего мне между ними лезть? Тот матч мы выиграли, Соса впоследствии извинился и помирился с Марко. Иногда такие моменты тренеры намеренно ищут. Они мобилизуют, заводят команду. Могут и подраться на тренировке. Я на это спокойно реагирую. Подерутся - помирятся.

- А профессиональных драчунов, которым был бразилец Клебер в киевском "Динамо" у вас не было?

- Нет. Бог миловал.

- Назовите лучшие матчи "Металлиста" под вашим руководством.

- Противостояние с "Эвертоном" в Кубке УЕФА. Особенно первая игра, которую мы сыграли вничью. Там судья такое вытворял! Дал два пенальти и удалил двух наших. Впоследствии я узнал, что это была его прощальная игра. До сих пор помню его фамилию - австриец Штухлер. В ответном матче мы выигрывали 1:0, затем 2:1, но скамейка запасных была короткой. Банально не хватило игроков на весь матч. Уступили 2:3. Конечно, не забуду матч с "Бешикташем" в Харькове. Мы вели 4:0, а выиграли 4:1. Победили на выезде французский "Сошо" 4:0. В целом есть что вспомнить - более 300 матчей с "Металлистом".

- Ваша работа со сборной была слишком кратковременной. Мечтаете о втором пришествии?

- Сегодня я работаю в "Металлисте" и о другом не думаю. Что будет дальше - жизнь покажет. Мой ранний отход от сборной - стечение обстоятельств. Приятно вспоминать работу с молодежью - Коноплянкой, Зозулей, Ярмоленко. Горжусь, что удалось поработать с Шевченко, Ворониным, Тимощуком. Профессионалы высочайшего класса. Считаю, что с той командой можно было играть на Евро и получать серьезные победы. Она к этому была готова.

- Сборная Украины в прошлом году признана самой прогрессирующей. В рейтинге ФИФА мы входим в первую двадцатку. Это наше место? Ранее что мешало его занять?

- В этом году у игроков была серьезная мотивация и перспектива. Все-таки могли попасть на чемпионат мира в самую Бразилию. То есть их побудили не деньги, а самолюбие. Плюс удачный тренерский состав, провел большую работу. Это бескомпромиссный специалист. Думаю, что он ушел из "Динамо", потому что не давал себе на голову сесть. Ну, а дальше были команды, с которыми не совсем удавалось реализовать свои тренерские идеи. Другое дело - сборная. Здесь собраны лучшие таланты, которые были умножены на тренерский опыт Фоменко. Все это и дало результат.

- Тем не менее Фоменко игнорировал Девича. Как вы думаете, почему?

- Я не хочу туда лезть. Если бы был болельщиком - высказал бы свое мнение. Но я тоже тренер, поэтому предпочитаю не комментировать.

- В ЧУ снялся киевский "Арсенал". Летом не оказалось желающих занять вакансию в Премьер-лиге. Вы для себя видите объяснение происходящего?

- Есть. Воровать надо меньше. "Арсенал" - это такое. В Киеве всегда признавали одну команду, и этой командой было "Динамо". А что случилось с "Кривбассом", я не могу объяснить. Это же не Александрия, где 100 тысяч человек. Клуб из крупного индустриального центра с таким гигантом, каким является "Криворожсталь", не смог найти 20 миллионов долларов на футбольный клуб! В Кривом Роге можно восемь "Кривбассов" удерживать. Я там работал и тоже воевал с местными руководителями. По большому счету, местные жители ничего, кроме рудников, не видят. А руководство, вместо того чтобы подарить им радость, вообще ликвидирует клуб. Стадион валится, а они ищут кого-то на стороне, кто бы им удерживал команду. Нет любви к футболу и к своим людям. Это меня больше всего убивает.

- Ваша позиция по поводу Объединенного чемпионата более радикальная. Почему? Так запомнилась работа в Махачкале?

- Нет. Махачкала здесь ни при чем. Это утопия. Уничтожим футбол как в Украине, так и России. В России ни полей, ни стадионов нету. Возможно, появятся к чемпионату мира. А на искусственных полях мы играть не будем. На них можно детей тренировать, а не играть матчи чемпионата. К тому же у россиян и без нас хороший чемпионат. Кого туда возьмут? Ну пусть от силы 5 украинских команд. И что изменится? На центральную игру чемпионата России между "Динамо" и ЦСКА приходит в Химках 10 тысяч зрителей. А сколько придет на "Металлист"? От силы тоже 10. Разве на "Спартак" и киевское "Динамо" придет больше народу. Да и то сомневаюсь. Их противостояние помнит старшее поколение. А молодым болельщикам оно ничего не говорит. На матч ЦСКА и "Баварии" пришло 15 тысяч зрителей. О чем говорить? Даст "Газпром" миллиард, а дальше что? Пустота.

- Вы не скрываете своего негативного отношения к лимиту на легионеров. Чем он вам не нравится?

- Меня в отсутствии патриотизма обвинить трудно. Тут вот в чем дело. "Динамо" и "Шахтер" скупают всех молодых игроков, кто хоть раз ударил по мячу. Они получают контракт и радостно отправляются в аренду. При этом  зарплата в десять раз больше, чем в условном "Севастополе" или "Карпатах". Им уже ничего не надо. Скажите, о чем может мечтать Василий Кобин? Эти люди не имеют никакого стимула для роста. А если бы лимита не было, то все эти украинские игроки, попадая в "Карпаты", из кожи вон лезли, чтобы вернуться в суперклуб. В той же Италии только суперклубы покупают дорогих иностранцев. В середняках играют преимущественно итальянцы. И никто не жалуется. С другой стороны, разве тот же Коноплянка не заиграл бы в "Днепре", если бы не было лимита на легионеров? И он в любом суперклубе Европы заиграл бы. И Ярмоленко играл бы здесь, не потерялся. И Хачериди, Гусев. Также играл бы в "Шахтере" Кучер.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...