Харьков, который мы теряем: полузаброшенный яркий образец конструктивного модерна «чикагской школы» (фото)
Начало существования улицы, о которой частично пойдет речь в этой публикации, припадает на вторую половину XVII века. В то далекое время это был лишь узенький переулок. Впрочем, город тогда тоже не блестал величиной, и по размерам скорее походил на нынешний, не особо крупный районный центр.
Пересекая улицы Залопанской подгородной слободы (часть Ленинского района возле Благовещенского собора), переулок вел к Рождественской церкви (ныне не существует), находившейся на одноименной улице и ныне называющейся Краснооктябрьской. Именно по этой причине горожане и прозвали переулок Рождественским. В XVII — первой половине XVIII веков Рождественский переулок пролегал восточнее ныне существующей улицы и на свое современное место он попал в 1787 году.
В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века, когда Рождественская улица была переименована в Конторскую, переулок уже получил статус целой улицы. Начиная с 80-х годов она застраивалась капитальными каменными сооружениями. Улица стала грузовой магистралью, ведущей на Благовещенский рынок, поэтому в 1911 году ее замостили формованным гранитом.
Торговые павильончики и магазины в начале ХХ века вытеснили сравнительно огромные корпуса мануфактур. Они-то первыми появились именно на Конторской улице. Эти здания значительно отличались по стилевому решению, однако, придали застройке района совершенно иной вид, пропитанный духом новых экономических и архитектурных веяний начала ХХ века. Улица стала играть роль некого торгового продолжения банковского района города на Николаевской площади. В годы Великой Отечественной войны большинство зданий здесь было уничтожено.
Речь идет об улице Энгельса, переименованной после революции 1917 года в честь одного из основоположников научного коммунизма.
Нельзя оставить без внимания здание бывшей мануфактуры по улице Энгельса, 13.
Это один из наиболее ярких образцов конструктивного модерна «чикагской школы».
Построил здание архитектор А. Ржепишевский в 1910 году. В основу его конструкции положен монолитный железобетонный каркас, а фасады почти полностью остеклены.
Сейчас строение полузаброшенное.