Мацей Новак в Харькове подтвердил правоту Шекспира
Вчера в рамках совместного украинско-польского проекта "Европейский опыт: Польша", представленного Польским институтом в Киеве со стороны Польши и еженедельником "Український тиждень" и сетью книжных магазинов "Є" (Украина) в Харькове побывал известный европейский театральный деятель и театральный менеджер Мацей Новак.
Визит маститого гостя показал место Харькова в современной украинской культуре - Мацей Новак выступил только в Киеве и Харькове, оставив "за бортом" третью культурную столицу Украины - Львов. Харьков не ударил лицом в грязь - небольшой зал книжного магазина "Є" на Сумской был набит полностью, стульев не хватило, поэтому многие любители театра слушали одного из ведущих мастеров польского театра стоя. И этому не способствовал тот факт, что встречу вел легендарный Мисько Барбара, фронтмен не менее легендарной группы "Мертвий півень" - совершенная противоположность своему образу на сцене - сдержанный и немногословный. Пан Мацей Новак нашел в Харькове своего слушателя, несмотря на то, что польский режиссер разговаривал на польском, а вопросы аудитории звучали на украинском.
Мастер рассказал о тенденциях развития современного европейского театра, которые держатся на двух китах - немецкой модели театра (государственная поддержка театрального искусства) и британской (перевод театра на самоокупаемость - "фарцу", по выражению Новака). Польский театр придерживается немецкой модели (в Польше сейчас работают 120 государственных театров), Украина же решила пустить театральное искусство на самотек.
- Мы живем в ХХI веке - напомнил пан Мацей. - поэтому и театр должен соотвествовать времени.
Насчет поиска молодых режиссеров в раскрытии по-новому классических произведений, он вполне разумно заявил:
- Классическая литература не должна бояться новых интерпритаций, иначе какая она классическая. Классической она должна быть во все времена.
Корреспондент 057.ua поинтересовался, почему два славянские народы - польский и украинский, при довольно похожем менталитете, имеют два совершенно разные взгляды на развитие театра - государственная поддержка в Польше и полное игнорирование со стороны государства в Украине, несмотря на то, что развитие театрального искусства - прежде всего вопрос престижа государства в мире. Вопрос поставил пана Новака в тупик.
- У нас это понимают, - развел руками режиссер. - насчет Украины, будем надеяться, что ваши руководители это поймут и окажут поддержку театральному искусству в Украине.
Режиссер также показал глубокие знания в социологии и политике современной Польши, отвечая на далекий от театра вопрос слушателей о деятельности рабочих профсоюзов в Польше, которые в свое время свергли коммунистический режим в стране.Таким образом, один из организаторов современного польского театра Мацей Новак подтвердил на собственном примере знаменитую фразу гениального Шекспира" "Весь мир театр"