
Возрождение культуры и религии, замешанное на миллионах российских рублей. За «Стеклянной струей» построят церковь Жен-Мироносиц (фото)
«Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы». (с) Немецкий поэт Новалис. Сборник «Цветочная пыльца», Берлин, 1798 год.
Небольшой, уютный сквер в центре Харькова вскоре может превратиться в церковный сад. Возле «Стеклянной струи», ставшей символом города, власти планируют построить 45-метровый 9-купольный храм. Под него уже благополучно выделили почти полгектара земли, в том числе и прямо во дворе 5-этажного дома. А также решили снести гаражи, мешающие новой скандальной стройке.
Вторая попытка депутатов городского совета удовлетворить «общественную потребность»
Впервые о строительстве церкви в сквере Победы заговорил главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий на заседании градостроительного совета в марте 2008 года. Тогда планировалось сделать небольшую часовню. Однако позже аппетиты священников и чиновников возросли до целого храма.
«Была идея построить там просто небольшую каплицу. Мы ее и показали. После этого все поняли, что делать это нельзя, что нужно стоить нормальный солидный храм, рассказывает один из авторов проекта нового храма Жен-Мироносиц, Павел Чечельницкий. - Каплица слишком мелкая. Она мало представляет интереса для города. Она не дотягивает до уровня ни памятника, ни той церкви, которая там была».
Разработка и утверждение проекта на градостроительном совете не заставили себя долго ждать, хотя не все его члены поддержали идею.
«Архитектурно-градостроительным советом утвержден эскизный проект Православного храма во имя Святых Жен-Мироносиц по улице Мироносицкой. (протокол №1 от 28.03.2008 г.), - завили в Департаменте градостроения, архитектуры и земельных отношений Харьковского городского совета.
Уже 3 июля депутаты горсовета приняли решение выделить землю за «Стеклянной струей» под девятикупольный храм и подземный паркинг на 100 автомобилей.
Тогда по этому поводу разразился нешуточный скандал. Оживленные дебаты вызвал вопрос и о судьбе Аллеи героев-комсомольцев. Некоторые архитекторы считали, что соседство с церковью восьми бюстов борцов с религией и визуально, и идейно может оказаться неудачным. В итоге Геннадий Кернес предложил перенести постаменты на площадь Свободы за памятник Ленину.
Впрочем, из-за отсутствия денег на строительство все остановилось на этапе дебатов. К тому же сотни людей с криками «позор архитекторам» выходили в сквер Победы, протестуя против заложения капсулы на месте строительства храма Святых Жен-Мироносиц.
Но несколько недель назад власти решили реанимировать свою идею 5-летней давности и попробовать снова «протолкать» строительство сорокаметровой девятикупольной церкви за «Стеклянной струей».
Так, 25 сентября депутаты городского совета проголосовали за предоставление религиозной общине Святых Жен-Мироносиц Украинской православной церкви Московского Патриархата разрешения на «разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,33 га по улице Чернышевской, 17». Чтобы было легче представить, это участок примерно 50х60 метров. В проекте решения депутатов говорится, «выделение земельного участка для строительства храма признано общественной потребностью, обусловленной интересами территориальной громады Харькова».


В чем же состоит эта «общественная потребность»? Верующим не хватает места для молитв примерно в десятке храмов, расположенных в центре Харькова? Вряд ли. Все намного прозаичнее – в дореволюционные времена в нынешнем сквере Победы находилась кладбищенская церковь Жен-Мироносиц. Собственно, по ней и назвали нынешнюю улицу Мироносицкую. И вот, по мнению архитекторов и чиновников, настал час восстановить историческую справедливость.
Взорванная церковь, огромный театр и, в конце концов, троллейбусное депо. Гигантомания ушла, но обещала вернуться
Итак, церковь на месте нынешнего сквера Победы просуществовала чуть меньше 250 лет. Возвели ее еще в 1783 году на первом харьковском кладбище (некогда была такая православная традиция строить небольшие церквушки на кладбищах). В XIX веке к ней пристроили колокольню. В результате церковь Жен-Мироносиц стала второй по величине в Харькове после Успенского собора. Кстати, в разное время она носила название Тихвинской, потом Крестовоздвиженской.


В то же время заслуженный архитектор Украины думает совершенно иначе.
«Там был маленький захудалый провинциальный храм – кладбищенская церковь. Большой она просто не могла быть. Но вокруг стояли одно-, от силы, двухэтажные мазанки, и она, конечно же, выглядела солидно», - считает Павел Чечельницкий.
В начале 1930-х годов большевики взорвали церковь, чтобы построить на ее месте самый большой в Украине театр – театр массового действия. На месте кладбища вырыли огромный котлован, а все человеческие останки собрали и выкинули на свалку.

Гигантское сооружение начали строить со стороны улицы Чернышевской – там должны были располагаться артистические уборные и декорационные мастерские. Теперь это обычный жилой дом №15.
Однако эту идею тогдашним властям так и не удалось воплотили в жизнь. Когда в 1934 году столица Украины переехала в Киев, гигантомания оставила умы харьковских чиновников. Поэтому вместо театра они решили построить там троллейбусное депо.
И вот снова власть имущие заговорили о масштабных проектах…
Времена философских размышлений о светлом будущем прошли, теперь стало модным больше думать о загробном мире
Уже прошло много времени с тех пор, как существовала церковь Жен-Мироносиц. На ее месте уже отнюдь не церковная атмосфера, поэтому новый храм туда не вписывается. Да и религиозность общества сейчас очень незначительная. К тому же рядом стоит жилой дом, и, получается, вид из окна у людей будет во двор храма. А постоянный звон колоколов…?
Между тем, 16 октября чиновники на заседании исполнительного комитета городского совета приняли решение снести ради нового христианского храма 12 объектов, расположенных во дворе дома по улице Чернышевской, 15. Как оказалось, это гаражи местных жителей.

«Они все находятся в зоне строительства христианского храма без установочных, разрешительных документов, - заявил директор Юридического департамента Владимир Коваленко и добавил, - там будет строительная площадка».


Но, по словам Павла Чечельницкого, восстановление церквей – это не только религиозность, и она здесь далеко не на первом месте.
«Слобожанская архитектура – это наша слава, наша гордость, наш вклад в историю украинского зодчества, украинской культуры. Вот так мы ставим вопрос. Поэтому мы и делаем храм на видном, людном месте и т.д. Мы преследуем цель создать еще одну «визитную карточку» города. У нас сейчас вокруг этого места 5-ти и 7-ми этажные дома. И потому храм должен выглядеть солидно. Мы восстанавливаем национальную культуру, которую нужно знать, разбираться в ней, любить. Попробуйте без всего этого патриота Украины воспитать», - объясняет стремление построить церковь Павел Чечельницкий.
Несмотря на это, большинство независимых архитекторов утверждают, гигантский храм за Зеркальной струей является крайне неудачным решением. К тому же, ни для кого не секрет, что для строительства церкви в сквере придется вырубить не один десяток деревьев. Во всяком случае, пять лет назад фигурировала цифра в 35 штук.
«Если строить так, как это предлагается, то ровным счетом ниоткуда этот храм виден не будет - ни с Сумской, ни с боковых улиц - Совнаркомовской и Скрипника. И сзади он на три четверти будет загорожен существующим жилым домом. Сооружение не впишется в ансамбль. Мало того, потеряется один из символов города – «Стеклянная струя», мы лишимся уютного сквера в его нынешнем виде», - говорит архитектор с многолетним опытом Вадим Васильев.
В то же время архитекторы из городского совета в один голос утверждают обратное, храм удачно впишется в парковый ансамбль «Стеклянная струя». Кроме того, здание придется весьма кстати: у знаменитого фонтана фотографируются молодожены, и здесь же, в храме, они смогут обвенчаться.
Церковь, сравнимая по высоте с Госпромом
5 лет назад было сделано 6 вариантов проектов новой церкви. Отличались они не так архитектурой, как технологическими решениями. Главным же камнем преткновения стала подземная автостоянка на 100 машин.
«Мы потеряли 5 лет. Храм бы уже сдали в эксплуатацию нормально. Нет, мы много болтали. Вот только наконец-то созрели, убедились. Теперь будем проектировать с опозданием. За это время упустили приоритеты. Мы же сейчас для кафедрального собора в Киеве, для главного храма Украины делаем стоянки под землей. Но только теперь это уже приоритет не Харькова. Разве что харьковские проектировщики этим занимаются», - рассказывает один из авторов проекта строительства Павел Чечельницкий. - Сначала был утвержден вариант с автостоянкой и подземным этажом. От автостоянки потом отказались. потому что, во-первых, надо все сделать быстро и закончить строительство в 2015 году. А это крайне малый срок»
По его словам, храм будет выполнен в типичном украинском, точнее в слобожанском архитектурном стиле. Это 9-купольный храм, подобные которому получили распространение именно в восточной Украине.

«Разве это модерн или какие-то новые вещи, это украинский казацкий храм. В подобном стиле у нас есть только покровский монастырь. А больше нет, - возмущается по поводу критики проекта его автор. - Впервые столкнулся с ситуацией, когда начинают ругать, причем, ругают не за архитектуру, не за то, что мы придумали, а подпрягается сюда политика, взаимоотношения между различными политическими группировками, а отыгрывается это все на градостроительстве, на наших проектах, на внешнем облике будущего Харькова».
Здание будет из кирпича, оштукатуренного и выкрашенного в белый цвет. Купола сделают «под золото». Но у рабочих будут проблемы – строить придется очень быстро и будут повышенные требования к кладке.

«Быстро построенный храм не успеет осесть: кирпичная кладка немного садится, она должна постоять. Если ее поштукатурить сразу, возможны будут дефекты. Поэтому кирпичная кладка должна быть сделана высокоаккуратно», - уточняет архитектор.

Общая площадь новой церкви – 1222,7 кв. метров. Ее высота — 45 метров. Для сравнения, это почти равно высоте Госпрома.
«Это не такой уж и большой храм. Из новых храмов самый большой строится на улице Грицевца. Он рассчитан на 600 с лишним человек, - уточняет Павел Чечельницкий. - За «Стеклянной струей» храм будет рассчитан где-то на 400, даже чуть меньше, прихожан. Это класс средних церквей».

Заслуженный архитектор Украины уверяет, новый храм не навредит скверу, а все достопримечательности останутся на своих местах.
«Вот он храм, вот «Стеклянная струя», вот озеро за «струей», вот аллея существующая, вот поперечная аллея, связывающая улицы Мироносицкую и Гоголя, вот существующий сзади дом, бывший артистический для театра массового действа. Извините, это что, мы уничтожили сквер?, – возмущается создатель проекта нового храма Жен-Мироносиц.


По словам Павла Чечельницкого, бюсты на аллее комсомольцев никто сносить не собирается. Их отреставрируют и перенесут на другие участки сквера.


«Здесь нет конфликта между церковью и историей, поскольку церковь однозначно признает людей, отдавших свою жизнь за Отечество, как праведников», - отмечает архитектор.
По мнению градостроителя, архитектурный ансамбль героев безбожной власти гармонично дополнит свод куполов. Доску же, посвященную комсомольским наградам, предполагается убрать за ненадобностью.
Реализовывать проект будет строительная фирма «Трест Жилстрой-1». Причем в целях ускорения работ, не имея еще договора, компания заказала геологическую разведку – пробурила скважины, а также сделала топонимическую съемку.


Оно и не удивительно. Проектом воодушевился городской голова Геннадий Кернес. Он же пообещал архитекторам помочь с бумажной волокитой и урегулированием формальностей.


«Не сформирована еще религиозная община. Никак пока не назначат настоятеля общины. Заключить договор не с кем. Но, спасибо нашему мэру, который сказал: «Даешь храм и начинайте делать. Все улажу, все будет оплачено, будет договор, все будет сделано», - восторженно рассказывает Павел Чечельницкий.
В то же время, вместе со строительством храма, рабочие должны будут привести в порядок жилой дом по улице Чернышевской, 17. Но финансирование на него не дается.


«То, что мы делаем, финансируется же ведь не государством, и не мэрией. Мэр только организовывает это все. Деньги на строительство дают предприниматели. Ну и потому повесить большую реконструкцию, отделку жилого дома на частника, который дает деньги на храм, это не сильно удобно. Тем не менее, мэр сказал, не очень сильно, не очень богато, но немножко привести дом в порядок, - объясняет Чечельницкий. - Кстати, очень много дают денег российские бизнесмены – бывшие харьковчане. Так было с храмом в Пятихатках».
Назвать же кого-то из меценатов он оказался со словами «закончим – тогда будет видно».
Интересно, городские чиновники неоднократно заявляли, мол, строить храм Святых Жен Мироносиц собираются за внебюджетные средства. Собственно, по-другому быть и не может. Ведь церковь у нас отделена от государства. Хотя, когда в 2010 году главного архитектора Харькова Сергея Чечельницкого спросили о причинах его нереализованной идеи, он ответил: «На сегодняшний день нет финансирования. Строительство новых станций метро сейчас более приоритетное направление». Возникает вполне резонный вопрос – приоритетное для кого? Автор даже собирались продать проект в Донецкую область, но, в конечном счете, 45-метровую церковь в центре города решили оставить для своих.
Будет ли популярной церковь, построенная на «человеческих нервах»?
На Салтовке, Новоселовке, Баварии, Одесской и в ряде других районов города потребность в церквях может быть и существует. У жителей центра имеется только больших религиозных сооружений – целых четыре: Свято Покровский, Иоанно-Усекновенский, Троицкий храмы и Успенский собор. Нужна ли еще одна большая церковь? Вряд ли.

В Советские годы чиновники планировали поставить театр на человеческих костях. Ныне же власти хотят строить церковь, но уже на нервах живых харьковчан.