Харьков, который мы потеряли: дом «гремевшего» на всю Европу харьковского кондитера Жоржа Бормана (фото)
Улица Чеботарская расположена в Ленинском районе Харькова. Она почти ровесница города. С момента своего возникновения в конце XVII — начале XVIII века здесь жили ремесленники-чеботари, производившие обувь. Собственно, по ним улицу и назвали. Так же, как и больше сотни лет назад, жители Чеботарской по вечерам наслаждаются шоколадными ароматами. Здесь до недавнего времени по трамвайной линии ездили железнодорожные составы, а в самом ее сердце взрывали нацистскую комендатуру.
Планировочные работы велись на улице Чеботарской еще во второй половине XIX века, в 1883 году часть улицы замостили, сделали уличное освещение и водопровод. Следующая волна благоустройства охватила Чеботарскую в 1920‑х годах. Тогда ею занялись уже советские градоначальники.
Трамвайную линию, соединившую Южный вокзал, Центральный рынок и улицу Клочковскую улицу, по Чеботарской проложили еще в 1930 году. Однако 12 лет назад электротранспорт по ней перестал ездить. До недавнего времени рельсы здесь оставались, но поворот с Чеботарской на трамвайную линию в любую сторону был невозможен. Остался только трамвайно-железнодорожный гейт – специальный путь для передачи в трамвайную сеть железнодорожных вагонов на территорию станции Харьков-Пассажирский. В советское время через гейт и трамвайную линию по Чеботарской нередко транспортировали на расположенную в 300 метрах от него кондитерскую фабрику целые грузовые составы.
Прославилась улица и выдающимися учеными. В конце 70-х годов XIX века в доме по Чеботарской, 32 жил профессор Харьковского императорского университета, впоследствии академик, основоположник современной физической химии Николай Бекетов. А угловой дом под №80, построенный в псевдоготическом стиле в 1887 году для вдовы инженера Гостиннопольского спроектировал 16-летний Василий Кричевский. В 19 лет он стал помощником городского архитектора с правом лично подписывать свои проекты. Талант и многогранность Кричевского архитектурой не ограничивались: параллельно он писал картины, был мастером декоративно-прикладного искусства, художником кино, сценографом, педагогом. Именно Василий Кричевский создал современное изображение украинского герба, разработанного им на основе Владимирова Тризуба и утвержденного Центральной Радой 22 марта 1918 года.
В 1934 году на Чеботарской построили завод режущих инструментов, в 1939 году ставший «Гидроприводом». После войны его рабочие выполняли заказы для гидроэлектростанций на Днепре, Волге и Ангаре, поставляли гидроаппаратуру на плавучие буровые установки. Сейчас в цехах бывшего промышленного гиганта – крупнейшие в городе склады оптовой базы сэконд-хэнда.
В начале XX века по Чеботарской, 36 находился увеселительный сад «Шато де флер». Позже дворянская семья Тихоцких создала там детский сад «Аквариум». А в советские годы его перестроили в Дворец физической культуры «Авангард».
В июле 2011 года улицу Чеботарскую в общем и «Авангард» в частности использовали как декорации при съемках фильма «Матч», посвященный футбольному поединку между командой «Старт» и немецкой сборной «Флакелф» в оккупированном Киеве в августе 1942 года. В истории он известен как «Матч смерти». Главные роли в фильме исполняли российские актеры Сергей Безруков и Елизавета Боярская, а в массовке предлагали сниматься местным жителям. По всей Чеботарской расклеили объявления, где предлагали по 100 гривен за участие в съемках. В «Авангарде» даже «немецкую комендатуру» взрывали: использовали пиротехнику, но старые окна из здания повылетали. Потом их за счет продюсеров заменили на современные. А еще раньше на Чеботарской снимали фильм «Русское» - по автобиографическим произведениям Эдуарда Лимонова.
Шоколадные ароматы окутывают улицу Чеботарскую еще с дореволюционных времен. В 1896 году российский купец Жорж Борман открыл в Харькове кондитерскую фабрику. Многие сладкие изделия фабрики поставлялись к императорскому двору и пользовались огромной популярностью по всей Европе. При поступлении рабочих на фабрику с них даже требовали подписку о неразглашении рецептуры конфет.
Сразу после запуска фабрики Жорж Борман купил себе дом на Чеботарской. Так, бывший доходный, а ныне жилой дом по Чеботарской, 45 возвели в 1908 году по проекту Александра Гинзбурга. Многие местные жители до сих пор именуют это здание домом Бормана.