Харьковский «Театроник»: фестиваль, аналога которому в Украине нет
На прошлой неделе в Харькове завершил свою деятельность первый международный театральный фестиваль спектаклей малых форм «Театроник».
Однако зрители, и тому свидетель автор этих строк, по сей день спрашивают в билетных кассах Дома актера, будут ли на его сцене повторяться спектакли, принявшие участие в конкурсном марафоне.
Подготовка к фестивалю длилась два года, а радовал он харьковского зрителя совсем недолго — четыре дня. Ваш покорный слуга попытался встретиться с членами организационного комитета на следующий день после церемонии закрытия, но сделать этого не получилось по причине их занятости проводами гостей и подготовкой отчетной документации. Только позавчера удалось оторвать от «текучки» директора фестиваля, заслуженного артиста Украины Виталия Бондарева и его помощника Галину Панибратец.
— Кому пришла в голову идея провести такой фестиваль в Харькове?
— Впервые заговорили об этом два года тому назад, а окончательное решение приняли в августе прошлого лета на фестивале монодрамы «Відлуння», проходившем в Хмельницком. Там я увидел драматический этюд «Жуковский. Письма» санкт-петербургского актера Сергея Барковского, столь поразивший мое воображение, что, не удержавшись, публично выразил восхищение, заявив, что этот спектакль обязательно должны увидеть харьковчане. Как говорится — слово не воробей… Помогла материализоваться моим желаниям случайно проходившая мимо интеллигентная женщина. Как потом выяснилось, ею оказалась Нина Мазур. С уверенным спокойствием она вразумила: не надо бояться, а надо действовать. Мол, ежегодно в мире возникает некое количество новых фестивалей, а если появится еще один, то это только обогатит современный театральный процесс. В фестивальном ремесле везет только тем, кто в полной мере обладает тремя необходимыми качествами — профессионализмом, отвагой и любовью к театру.
— Галина, а как вы вошли в состав оргкомитета?
— На смотре-конкурсе в Хмельницком я представляла свой спектакль «Теза с нашего двора», в котором главным и единственным героем был Виталий Бондарев. Наше творческое сотрудничество началось давно, невзирая на то, что я живу в Одессе, а Виталий — в Харькове. Повезло — оба открыли в себе талант коммерсантов, а наш театр «Лонжерон» стал уже неотъемлемой частью фестивальной и организаторской работы. Выступаем в двух ипостасях: как участники и как продюсеры.
— Виталий, какое предложение поступило от украинской немки Нины Мазур в августе прошлого года?
— Конкретное: создать фестиваль спектаклей малых форм, аналога которому в Украине нет. Чтобы не выходить за рамки такого определения, нам необходим был совет опытного специалиста, владеющего научно обоснованными знаниями по видам, направлениям и стилевым особенностям театра малых форм. Мы обратились к профессору Московской академии театрального искусства, заслуженному деятелю искусств России Александру Бармаку, который не только помог советом, но и провел в рамках харьковского фестиваля профессиональный мастер-класс.
— Так жизнерадостно рассказываете, будто на пути к реализации ваших творческих замыслов вообще не встречали никакого противодействия…
— Вначале мы заручились поддержкой руководителя департамента культуры Харьковского горсовета Светланы Бабицкой и директора Дома актера Сергея Бычко. Можно сказать, они вдохнули жизнь в наше фестивальное движение. Не кривя душой, заявляю, что ни одна властная структура, благотворительный фонд или организация, к которым мы обращались, не отказали в помощи. Жаль, что не все приглашенные театры смогли найти деньги на поездку в Харьков. Многие артисты, которых мы очень ждали и которые своими работами доставили бы нашему зрителю много радости, так и не смогли выступить перед харьковчанами.
— Повстречав на улице известного харьковского экономиста Александра Кирша, простоял с ним час, выслушивая восхищения в адрес спектакля «Кыся». Его потрясла игра Всеволода Чубенко из Вологды.
— Не мудрено! Обладатель шести гран-при на международных фестивалях в Украине, Литве, Германии, Польше, России, он так вдохновенно сыграл драматическую историю кота и водителя-дальнобойщика, что зрительный зал не отпускал его со сцены полчаса. «Кыся» вышла лидером в фестивальной гонке и если бы «Театроник» имел профессиональное жюри, то этот спектакль уехал бы из Харькова с седьмым гран-при. По силе артистической выразительности «Кысе» не уступали профессионалы Кишиневского театра «С улицы роз» и Камерного театра из Каунаса. Харьковским негосударственным театрам было труднее, так как зритель хорошо знаком с их режиссерскими методами и сценическими направлениями, а вот незнакомое всегда прельщает чувством новизны.
— Почему не было сформировано профессиональное жюри?
— Во-первых, потому, что претенденты на участие в харьковском фестивале проходили очень серьезный отбор, в котором принимали участие независимые эксперты-профессионалы. Во-вторых, приглашенным в жюри театроведам и театральным критикам надо оплачивать работу. Исходя из этого, мы решили, — будет лучше, если за счет их оплаты на фестивале побывает еще один театр. Многие международные фестивали сегодня обходятся без судейских коллегий.
— Пагубная тенденция. Получается, хорош только тот, кому долго аплодирует зритель. Однако зрительские симпатии не всегда соответствуют требованиям высокого искусства, коим является театр.
— Мы недавно бурно обсуждали эту тему, дебаты зашли так далеко, что увели в сторону социальных реформ. Когда фестиваль, повзрослев, наберет силу, то в его структуре обязательно появятся такие важные звенья, как жюри и экспертный совет, а пока «Театроник» не является бюджетным фестивалем.
— Как бы там ни было, 31 января 2011 года стал днем рождения первого международного театрального фестиваля в Харькове. Хочется выразить самые теплые чувства и слова огромной благодарности всем, кто участвовал в организации театрального праздника и тем, кто не остался безучастным к его судьбе. Выживайте и долго живите!