Харьков, который мы потеряли: дом немецких ученых, бордель и в конце-концов «общежитие» (фото)
Нынешняя улица Артема появилась на карте города во второй половине девятнадцатого столетия. В то время она называлась Старокладбищенской, позже Кладбищенской, а после строительства на ее территории женского епархиального училища, улицу переименовали, соответственно, в Епархиальную.
Свое нынешнее название улица получила в 1922 году. За год до этого Артем погиб во время испытания аэровагона, возвращаясь из Тулы в Москву. Революционер был неординарной фигурой: именно он руководил в Харькове вооруженным восстанием рабочих на заводе Гельферих-Саде в 1905 году, затем угодил в тюрьму, бежал в Австралию, где возглавлял союз русских рабочих-эмигрантов и редактировал социал-демократическую газету. А в 1917 году организовывал восстания в Харькове и Донбассе, основывал Донецко-Криворожскую республику. Интересно, что после смерти Артема, его ребенка усыновил Иосиф Сталин.
Дом №18 на углу улицы Артема и Иванова также имеет неоднозначную историю. О нем известно довольно мало – построили здание в 1916 году в стиле модерн. Имя архитектора же остается неизвестным.
В дореволюционные годы дом был доходным, здесь жили немецкие инженеры. Однако после открытия в 1921 в здании Университета сельского хозяйства им. Василенко Центральной партийной школы, предназначение здания кардинально поменялось. В нем открыли…бордель для коммунистической элиты. Когда потребность Советского союза в сотнях и тысячах дипломированных коммунистов иссякла, партийную школу закрыли, а вместе с ней и «дом отдыха». После этого двухэтажное здание №18 превратилось в коммуналку.