От индийских божеств до швейной машинки: какие забавные памятники встречаются на улицах Харькова (Фото)
Харьковчане прекрасно знают, что улицы первой столицы украшают не только серьезные, монолитные бюсты политических деятелей и мэтров искусств, здесь можно обнаружить также удивительные шутливые и оригинальные памятники, посвященные кому - и чему угодно. Но даже те, кто достаточно долго прожил в Харькове, могут не подозревать о существовании некоторых смешных памятников и скульптур.
Так, уже с первых минут прибытия в город, на вокзале гостей «встречает» Отец Федор, персонаж книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Те, кто знаком с экранизацией книги, узнают черты лица прототипа – советского актера Михаила Пуговкина.
Памятник был открыт 3 августа 2001 года на первой платформе вокзала Харьков-Пассажирский. Пассажиры за 12 лет привыкли к Отцу Федору, как к родному, и верят, что перед поездкой необходимо потереть чайник в его левой руке, чтобы дорога была легкой. В правой же Федор «несет» письмо, в котором написал жене в уездный город N свои впечатления о Харькове: «Харьков – город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал».
Пройдя на Привокзальную площадь, можно увидеть очередную «фишку». Недалеко от здания вокзала находится "нулевой километр" Южной магистрали.
"Это - точка отсчета всех дорожных расстояний. Таким образом руководство ЮЖД дополнило еще одной, исторически необходимой деталью Привокзальную площадь", - рассказали в пресс-службе ЮЖД.
Стоит отметить, что Отец Федор – не единственный увековеченный персонаж Ильфа и Петрова в Харькове.
На улице Пушкинской поселились Киса Воробъянинов, Остап Бендер и Эллочка Людоедка.
Раньше всех тут «поселился» Киса. Памятник был открыт во дворе одного из кафе 12 декабря 2003 года. Кстати именно этот монумент является первым памятником Воробъянинову на территории Украины. В 2009 г. памятник Кисе был открыт также в Одессе. Прототипом для создания памятника послужил исполнитель роли Воробьянинова в фильме "Двенадцать стульев" режиссера Марка Захарова Анатолий Папанов.
Позже, 22 августа 2005 года, к Кисе «присоединился» и Остап Бендер. По словам владельца кафе, на территории которого установлены скульптуры, в памятнике символично выражена мечта самого Остапа Бендера побывать в Рио-де-Жанейро.
Эллочка Людоедка попала в эту компанию позже всего. Памятник был открыт 1 апреля 2006 года на улице Петровского. Бронзовая скульптура изображает героиню в непринужденной позе, опирающейся на стул, в котором по мнению Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, могли находиться бриллианты. На плече накинуто боа, сделанное, по мнению Эллочки из «мексиканского тушкана. Прототипом послужила актриса Елена Шанина, исполнившая роль Эллочки в фильме Марка Захарова.
В Харькове есть также памятники другим литературным персонажам.
Например, по улице Квитки-Основьяненко «живут» герои повести «Собачье сердце» М. Булгакова профессор Преображенский и Полиграф Полиграфович Шариков.
Кроме персонажей книг, в Харькове есть также вылитый из бронзы забавный памятник писателю. Старик Эрнест Хемингуэй никак не может увидеть любимое море на перекрестке улиц Мироносицкая и Иванова, но судя по его умиротворенному выражению лица, он не очень этим огорчен.
Будет неправдой, если сказать, что харьковчане, создавая забавные скульптуры, не оставили без внимания политических деятелей. Например, в саду имени Т.Г. Шевченка находится маленький, пока еще безобидный, будущий «вождь пролетариата», Володя Ленин.
Недалеко от этой улицы, на площади Конституции, совсем недавно были установлены четыре скульптуры, так называемые «каменные бабы», которые являются памятниками сакрального искусства половцев.
«Создание половецких каменных баб датируется VII веком н.э. Те, которые сейчас установлены около музея, были собраны в Харьковской области — в Лозовском, Барвенковском и Изюмском районах. Стоит отметить, что одна из них была найдена еще в довоенное время, а три — после Великой Отечественной войны», - сообщил заведующий отделом археологии Харьковского исторического музея Виктор Аксенов.
Кроме того, около тридцати подобных баб расположены на территории Харьковского музея природы.
Сейчас эти фигурки кажутся нам смешными и нелепыми, а сотни лет назад они устанавливались на могильниках, курганах и в специально сооруженных для них святилищах, и символизировали умерших предков.
Некоторые харьковчане утверждают, что здоровенный 8-тонный «Аксакал», в народе «Спящий казак», который «разлегся» около ХНАТОБА – это также памятник сакрального искусства скифов.
А если идти от театра по Сумской в сторону станции метро «Советская», то на фасаде одного из домов можно лицезреть скульптуру, которая с определенного ракурса выглядит довольно таки странно. Харьковчане окрестили это архитектурное творение «Памятником онанисту».
А в сквере около станции метро им. Архитектора Бекетова находится один из самых скандальных оригинальных памятников. Установленные в 2002 году «Летающие влюбленные» сразу же разделили мнение харьковчан. Одни считают эту скульптуру произведением современного искусства, а другие обзывают «Дистрофиками», «Камасутрой из Освенцима», «Приветом из Бухенвальда», «Памятником жертвам анорексии» и тому подобное.
Автор же монумента, тогда молодой и перспективный скульптор Дмитрий Иванченко хотел показать, что любовь также прекрасна и ранима, как люди в юном возрасте. То, что персонажи обнаженные – не намек на вульгарность, наоборот, это демонстрирует чистоту отношений, лишенных каких-либо предрассудков и тайн. В любовном порыве парень и девушка тянутся друг к другу и своими телами образуют символичную арку, под которой раньше целовались влюбленные и молодожены, теперь под ней уже невозможно стать, так как памятник окружен фонтаном и мраморным заборчиком. Такие меры были предприняты после того, как памятник неоднократно поддавался актам вандализма.
То ли дело рук вандалов, то ли просто вселенская несправедливость, так же изуродовали одну из харьковских скульптур. Только в отличии от «Летающих влюбленных», безрогого оленя на Павловом Поле никто «защитить» фонтаном не собирается. Так и стоит, неизвестно сколько лет, бетонное парнокопытное без своего главного украшения.
А около выхода из станции метро «Научная» какая-то гигантская курица, или динозавриха, или дракониха снесла три 2-х тонных яйца. Ошибается тот, кто считает, что никакой смысловой нагрузки у этого памятника нет. Один из авторов творения считает, что яйца во многих культурах олицетворяют жизнь, следовательно создателям удалось «один большой символ жизни, который принадлежит городу».
На улице Данилевского есть один «чудо-сквер», памятники в котором заставляют на долго «зависнуть» того, кто пытается разгадать их значение.
Если со швейной машинкой более-менее все понятно, то остальные монументы, выполненные из высокопрочного бетона, неоднозначны.
Так, два огромных уха – это памятник «Всеслышащему уху» (КГБ).
Это непонятное изваяние якобы символизирует обнимающихся влюбленных.
Здесь же находятся скульптуры «Дедки» и «Ангел с крыльями».
И да, о крыльях! Около полугода назад на Алексеевке появился огромный деревянный гусь с поролоновыми крыльями и бабочкой. Местные жители до сих пор не понимают, откуда он взялся и зачем вообще нужен.
Оказывается шестиметровый гусь на Алексеевку «перелетел» с площади Свободы. Там он, во время Масленицы, представлял городок Дзержинского района.
В администрации Дзержинского района говаривали, что хотят сделать гуся символом Алексеевки. И место для “приземления” выбрали не случайное: чтобы дополнял расположенную неподалеку детскую площадку.
Тем не менее, неизвестно, как долго еще «проживет» пернатый около станции метро «Алексеевская», ведь уже сейчас заметно, что краска на нем обдирается и птица теряет свой «товарный» вид.
На этом «зоологические» памятники в Харькове не заканчиваются.
Например, на территории Харьковского зоопарка в августе 2008 года, в канун Дня освобождения Харькова, появились бронзовые обезьяны.
Дези, Роза и Гектор - так звали этих трех макак-резусов, которые сумели спастись от гибели в годы Великой Отечественной войны и почти три года прожили в здании Госпрома.
Годом раньше в зоопарке появилась скульптура Ганеши, одного из наиболее известных и почитаемых во всем мире богов индийского пантеона. Посетители не оставляют без внимания скульптуру и каждый норовит загадать желание, положив в руку Ганеши монетку.
Еще одно мифологическое существо, Сфинкс, находится на переулке Короленка.
В некотором смысле символом города стал огромный футбольный мяч, установленный в 2001 году футбольным клубом «Металлист». Это место стало особенно популярным среди футбольных болельщиков в прошлом году, когда город переживал события ЕВРО-2012.
В прошлом году на проспекте Гагарина появился еще один футбольный символ – «Европа», на которой размещены флаги стран, принимавших участие в ЕВРО-2012, а Украина и Польша, на территории которых проводился чемпионат, обозначены на одной из самых «выдающихся» частей тела.
В Харькове есть также несколько памятников, посвященных профессиям.
Так, во дворе ХНПУ имени Г. С. Сковороды находится памятник первой учительнице.
Рядом, на территории фармакадемии «восседает» «Аптекарь».
Около ХИРЭ находится «Программист».
На улице Энгельса «трудится» Метростроитель.
А на крыше дома, на площади Конституции, играет неизвестную музыкальную композицию «Скрипач».
В статье перечислены далеко не все оригинальные работы скульпторов, которые встречаются в первой столице. Ознакомиться со всеми остальными памятниками можно выйдя из квартиры и прогулявшись по улицам города. Только так можно открыть для себя веселый, загадочный, необычный и непредсказуемый Харьков.