Впервые в Харькове Э.Л. Уэббер Реквием!
Впервые в Харькове Э.Л. Уэббер Реквием!
Жанр Реквиема известен как один из самых трагических в искусстве. Это многочастное траурное хоровое произведение при участии солистов и в сопровождении оркестра. Потому, когда композитор легкого жанра, творивший гениальные мюзиклы и рок-оперы – Эндрю Ллойд Уэббер в 1984 году представил на суд публики свой Реквием, критики восприняли это с ожидаемым снобизмом. Однако, время расставило все по местам и выдающееся произведение стало одним из самых популярных в ХХ столетии. Уэбберу удалось в своем Реквиеме соблюсти баланс между «серьезной» академической музыкой и очаровательными и проникновенными мелодиями поп-культуры.
Так как жанр Реквиема, принадлежащий к духовной музыке имеет целый ряд канонов, которые трепетно соблюдаются композиторами, Э.Л. Уэббер оставил практически неизменной структуру целого. Реквием Уэббера открывается обязательной частью Requiem Aeternam (Вечный покой) и Kyrie (Господи) – “Даруй им вечный покой, Господи”, далее следует насыщенная драматизмом, повествующая о Страшном Суде – Dies Irae – “День гнева”. Часть Rex Tremendae (Великий (грозный) Царь) – молитва, в которой молящийся просит Христа о спасении и возвышенная часть Recordare (Помни)“не отвергай меня, Господи, даруй мне прощение”.
Затем следует Ingemisco (“Я вздыхаю, обречённый, даруй мне надежду, Господи”) и Lacrymosa (Плач) “Это будет день плача, когда восстанут грешники, дабы судили их”. В следующей части - Offertorium (Приношение) настроения сменяют друг друга – взлёты и падения, грозные, гневные звуки перетекают в затишья, торжественно-скорбные громкие аккорды сменяются моментами раздумий и грусти.
Hosanna (Славься) - светлый торжественный гимн – радостная часть реквиема с достаточно простой, повторяющейся мелодией, но в то же время в полной мере демонстрирующая гениальную способность Уэббера писать многоголосие (воспринимается как облегчение после мрачных, тёмных, яростных предыдущих частей) – настоящий гимн Жизни на фоне гимна Смерти. Осанна сменяется репризой “Дня гнева”, переходящей затем в Pie Jesu (“О милосердный Иисус, искупивший грехи мира, даруй им покой”). Эта трогательная, нежная, мелодичная ария стала самой известной частью “Реквиема”.
Завершающая часть соединяет в себе сразу две части классического реквиема – коммунио (Причастие) – Lux aeterna (Вечный свет) и респонсорий (Ответ) – Libera me (Освободи меня).
Реквием эффектен, поразителен и потрясает любого слушателя. Еще в 1986 за свой “Реквием” Уэббер был удостоен премии “Грэмми” в номинации “Лучшая современная классическая композиция”. И 18 декабря в Концертном зале Филармонии наши дорогие слушатели смогут насладиться мировым шедевром в исполнении Академического камерного хора им. В. Палкина, солистов филармонии, Академического симфонического оркестра под управлением главного инициатора и вдохновителя этого проекта – Юрия Янко. Концерт посвящен памяти Джона Леннона – одного из самых ярких музыкантов ХХ столетия.
Справочно: Эндрю Ллойд Уэббер - автор всемирно известных рок-опер «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы».