• Головна
  • На Запад пойдешь – коня потеряешь, на Восток – полцарства отдашь…
Тема для обсуждения
09:00, 30 червня 2013 р.

На Запад пойдешь – коня потеряешь, на Восток – полцарства отдашь…

Тема для обсуждения

 Вот уже много лет наши политики решают вопрос – какая же из этих перспектив лучше для Украины.

Таможенный союз, где Путин, русские, сябры, балалайки, фофудьи, бульба и медведи. Или же – Европейский, где геи, однополые браки, феминизм и хваленая демократия.

Если серьезно, то, к сожалению, в этом вопросе всегда было мало экономики. Украинская власть, сближаясь то с Россией, то с Европой, по сути, просто заигрывала то с восточным, то с западным электоратом своей страны. Другими словами, думать о реальной пользе для Украины у нас не принято.

В Донбассе и в Крыму любят братьев-россиян, на Западной Украине мечтают жить, как в Европе. Вот власть и разрывалась на части, дабы угодить и тем, и другим.

В результате на международной арене наша страна выглядит как глуповатая невеста, которой вроде и замуж надо, и два жениха есть, один вроде зовет, но боязно, а второй и не зовет особо, но зато и не гонит.

Естественно, вопрос серьезный. И как восточный, так и западный выбор грозят Украине потерей части государственного суверенитета.

Чтобы стать ассоциированным членом ЕС, Украине нужно выполнить еще 11 требований. Пока полностью мы не выполнили ни одного.

В Таможенный Союз можно хоть сейчас. Но отношения нашей страны со «старшим братом» не так уж безоблачны. Большая труба пролегла между нами. Газовая. К тому же, протесты предпринимателей в тихой «советской» Белоруссии, которым в связи со вступлением в ТС нужно оформлять нереальные документы для продажи российских товаров, также повод задуматься.

Поэтому давайте отбросим в сторону лирику, а-ля «славянское единство» или «европейский уровень жизни» и посмотрим, каким образом выбор международных экономических партнеров повлияет на жизнь в наших регионах.

Львов. Большинство львовян уверены, что членство Украины в Таможенном союзе предусматривает контроль над стратегическими отраслями экономики. А вот ЕС там ассоциируют с вековыми культурными традициями и считают, что европейский курс страны будет способствовать интеграции приграничного бизнеса с предприятиями развитых стран ЕС.

Чем ближе на восток, тем сомнений больше.

К примеру, местная власть Запорожья никак не может понять политику в верхах. Украина вроде бы временно взяла европейский курс, а в городе взяли и запретили…выставку карикатур, изображающую одновременно две реальности - украинскую и европейскую с соответствующими комментариями  - и объясняя основные различия между Украиной и ЕС.

Экономика города Одессы давно переориентирована именно в сторону Европейского Союза.

Во-первых, основная отрасль региона — транспортная — вообще не ориентирована на восток. Страны Таможенного Союза имеют свои черноморские порты в России и не заинтересованы в украинской перевалке. Исключением является только Беларусь, но доля грузов нашего северного соседа — невелика. В то же время, порты Большой Одессы принимают и отправляют морем грузы для стран Прибалтики. Также портовая инфраструктура создает ряд предприятий сельскохозяйственной переработки, ориентированной на экспорт в страны ЭС.

Таможенный Союз в Одессе через компанию «ЛукОйл» до недавнего времени контролировал лишь Одесский нефтеперерабатывающий завод, но тот больше простаивал, чем работал, и его продукция не пользовалась большим спросом. Сейчас и это предприятие в руках украинских бизнесменов, которые заявляют о готовности закупать нефть для переработки у стран Ближнего Востока.

Кстати, губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук всегда патронирует разные евроинтеграционные мероприятия. Это и понятно, ведь до прихода в большую политику он редактировал газету «Европа Центр».

В январе 2013 года Николаев посетила с визитом делегация российских чиновников, чтобы принять участие в круглом столе «Возможности восстановления и развития на рыночной основе российско-украинской экономической интеграции в судостроительном производственном комплексе».

Перевозка грузов из США, контейнерные перевозки Китай, морские контейнерные перевозки Одесса осуществляются международным перевозчиком Limco Logistics. Узнать   на сайте limcoukraine.com.

Организаторы предполагали, что участники круглого стола оценят выгоды для судостроительной отрасли Украины от вступления в Единый Таможенный Союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, и, в общем, докладчики с цифрами и фактами доказывали аудитории перспективность этого "украинского выбора".

Сегодня доля украинского судостроения в импорте России составляет около 3%, от общего объема судостроительного импорта в 1,3 миллиарда долларов. Речь идет не столько о судостроении, сколько о комплектующих, например, турбинах завода «Зоря-Машпроект», то есть с тех позиций, по которым россияне не могут найти заменители. Как сообщил заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук А.А.Широв, эта цифра может вырасти до 7% при условии вступления Украины в Таможенный союз.

В круглом столе принимал участие глава Всеукраинского общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук – ярый адепт Таможенного Союза.

«Таможенный союз представляет для украинских корабелов колоссальный рынок сбыта. Только в январе - ноябре прошлого года страны ТС, в основном Россия, импортировали судостроительной продукции почти на 1,5 млрд. долларов, но лишь менее десятой части этой суммы пришлось на Украину», - заявил политик.

В Кривом Роге Партия регионов, представители которой находятся у власти, говорят, что страна идет в Европу, но и зона свободной торговли со странами СНГ городу не помешает. Учитывая то, что через местную таможню проходят в основном грузы предприятий. 

Вообще на Днепропетровщине, во время губернаторства Александра Вилкула местная торгово-промышленная палата активно занималась привлечением инвестиций в регион.

Промышленные возможности региона экс-губернатор презентовал и в Латвии, в США, и в ряде других государств, что, безусловно, поднимало и мировой рейтинг региона, и сам регион в глазах его жителей.

По состоянию на конец 2012 года в регион инвестировали 27 стран.

Во время губернаторства Колесникова, если верить исследованию журнала Forbes, Днепропетровщина скатилась с 1-го места на 18-е из возможных 25-ти.

Словом, от «хозяина» области зависит много. И неважно, какой вектор задан сверху, главное, не забывать об интересах своего региона.

Харьковские эксперты уверяют, что Таможенный союз даст возможность Украине присутствовать на открытых заседаниях органов управления Таможенного союза, а также иметь доступ к определенным документам. Это позволит Украине защищать  национальные экономические интересы – как страны в целом, так и каждого ее региона в частности.

«Для нас – по традиционно сильным экспортным позициям, в частности продукции ОАО «Турбоатом», ГП «Завод «Электротяжмаш», ГП «ХМЗ «ФЭД», ПАО «Харьковский подшипниковый завод». О долговременных перспективах и потенциальных возможностях для региона можно будет говорить после детальной проработки договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства», - говорит зампредседателя Харьковской облгосадминистрацииЮрий Сапронов.

Стоит отметить, что Российская Федерация, Казахстан и Беларусь традиционно остаются важными торговыми партнерами Харьковской области. Так, по итогам 2012 года РФ, Казахстан и Беларусь занимают 1-е, 2-е и 3-е места соответственно по объемам товарооборота среди стран СНГ: 37,5% внешнеторгового оборота области приходится на страны ТС.

Учитывая, что вся харьковская крупная промышленность – «ФЭД», «Коммунар», авиазавод, «Хартрон» – ориентирована на Россию, то есть сейчас область порядка 60%  продукции  машиностроения продает в Россию, то при полном членстве в Таможенном союзе есть надежда увеличить этот показатель до 80%.

В Донецке выбор вектора - Евроинтеграция или Таможенный союз - и местной властью, и экономистами рассматривается в подавляющем большинстве случаев в сторону второго. Так, городской голова Донецка Александр Лукьянченко считает, что нужно считать баланс интересов, и если на сегодня экономика Донецкой области больше привязана к государствам евроазиатского региона, то от истины никуда не денешься.

«Есть, конечно, и предприятия, ориентированные на западные рынки. Но донецкие предприятия больше связаны со странами восточной части. Сегодня какая польза от того, что Харцызский трубный завод, который строился для всего бывшего Союза, не загружен из-за того, что политика превалирует над экономикой? Почему сегодня "Азовмаш", который делал грузовые вагоны, стоит из-за того, что главный потребитель этой продукции - Россия не берет их? Нужно смотреть емкость рынка, и я думаю, что с той страной, с которой у нас одинаковый менталитет, один язык - будет легче договориться по всем компромиссным вопросам", - говорит он.

 Глава Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, профессор Юрий Макогон по этому поводу также говорит, что, несмотря на явный вектор евроинтеграции, фигурирующий в послании Президента Украины, он советует подходить к этому вопросу взвешенно.

«Стоит задача о равномерности векторов, не только Евросоюз, но и Таможенный союз. СНГ для нас тоже очень важный рынок. Я считаю, что для экономики восточного региона выгоден Таможенный союз. В той зоне, где работают наши предприятия и кооперации и взаимных поставок мы сориентированы именно на этот рынок. И в части горного оборудования, и в части металлургии, трубной продукции. У нас есть потенциал трансграничного сотрудничества еврорегиона "Донбасс" (куда входят три области - Донецкая, Луганская и Ростовская - ред.). Предприятия энергетического, атомного энергетического машиностроения, транспортного, угольного машиностроения сориентированы сразу на три области. Порт Мариуполь работает по системе экономики с Волго-Донским каналом. Для нас Таможенный союз открыл бы дополнительные перспективы, или хотя бы не закрыл те, что мы имеем.

Но я хочу подчеркнуть, что я не противопоставляю эти векторы. Они дополняют друг друга. Если брать только экономический аспект проблемы, то это хорошо дополняющие друг друга сектора, а не противопоставляющие. К тому же не стоит забывать, что и Украина, и Россия являются членами ВТО, где действуют единые правила торговли».

Луганск, естественно, в этом смысле мало чем отличается от Донецка. Ряд крупных предприятий области давно имеют российских инвесторов. В частности, под россиянами находятся такие флагманы, как «Лугансктепловоз» и Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (ЛИННИК). У первого предприятия – дела не самые лучшие, а второе и вовсе стоит уже полгода. Местные жители протестуют, а коммунисты уверяют, что вопрос работы ЛИННИКа будет решен, как только Украина вступит в ТС. Мол, сразу пойдут поставки нефтепродуктов.

К тому же, у Луганщины как ни у одной другой области – 750 километров границы с Россией. И, естественно, здесь даже есть люди, которые хотят стать с Россией одним государством.

Однако, как ни странно, бывший губернатор Луганщины, глава фракции ПР в парламенте Александр Ефремов высказал неожиданную для луганчанина точку зрения по этому вопросу.

«Спросите себя – хотите ли вы, чтобы Украина была самостоятельной или была в обозе? Этим и объясняется осторожность Президента в вопросе отношений с Россией. Наша конечная цель – это Европейский Союз, но нас там никто не ждет», - отметил нардеп.

По его словам, чтобы вступить в Евросоюз, Украине нужно провести либерализацию визового режима и адаптировать законодательную базу.

Что же касается, Евразийского Союза, то как подчеркнул Ефремов, мы не в праве создавать надстройки в системе госуправления, так написано в Конституции.

«Поэтому Президент сказал: давайте мы будем наблюдателями и по формуле 3+1 развивать связи», - сказал глава фракции ПР.

Однако, по его словам, Россия своеобразно понимает сотрудничество.

«Украина получает 3 года самую высокую цену на газ в Европе. Идут команды зажимать украинский бизнес», - отметил он.

Ефремов также подчеркнул, что российский рынок сбыта – это полтора триллиона, а европейский - 15 триллионов долларов.

Что можно сказать в качестве итога?

Было бы гораздо лучше, если бы при решении этого вопроса было бы меньше политики, а больше – экономики и государственных интересов.

Украинским политикам неплохо было бы прислушаться к словам лидера Национального фронта Франции, депутата Европарламента Марин Ле Пен:

«Думаю, что, в целом вступление в Евросоюз будет ошибкой для вашей страны. Украина имеет возможности развития и без Европейского Союза. ЕС потерпел крах и, к сожалению, я должна признать, что все сейчас стараются оттуда выходить. По моему мнению, нации должны быть суверенными и свободными. Каждая нация должна развиваться свободно. И Украина имеет свое особенное место в семье европейских народов», - добавила депутат Европарламента.

Однако, чтобы иметь особенное место, у власти в Украине должны стоять настоящие патриоты, которые способны отстаивать национальные интересы, и ставить их на первый план.

Есть ли такие в нашем политикуме?

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...