Забота, технологии и профессионализм: как харьковская медсестра помогает больным на гемодиализе
Анастасия работает медсестрой в центре гемодиализа более трех месяцев. За это время она провела не одну процедуру и помогла не одному пациенту с болезнью почек. Мы решили взять у Анастасии интервью. Сделать это было непросто, ведь медику нужно постоянно быть рядом с пациентами, но в короткие минуты перерывов она смогла уделить нам время и рассказать о том, как проходят будни в центре гемодиализа «Фрезениус Медикал Кер Украина».
Что сподвигло стать медсестрой диализного центра, в котором пациенты должны проходить лечение пожизненно?
Изначально я получила техническое образование. Однако со временем поняла, что это совсем не мое. В итоге обстоятельства сложились так, что я пошла учиться в медколледж и потом проработала на «скорой» семь лет. А потом узнала, что в сентябре в Харькове открывается диализный центр, где мои навыки и опыт будут полезны.
В мои обязанности медсестры центра «Фрезениус» входит не только сама процедура гемодиализа, установка необходимых параметров на аппарате, уколов, но и постоянное наблюдение за пациентами. Медперсонал все время находится рядом с больными и следит за всеми показателями аппаратов диализа.
Интересный факт: первый аппарат для удаления растворённых в крови веществ был создан в 1904 году. Исследования проводились на собаках с удалёнными почками. Первый гемодиализ человеку (пациенту, страдающему уремией) был проведён в Германии врачом Георгом Хаасом в октябре 1924 года.
Поговорив с пациентами, мы выяснили, что далеко не во всех центрах диализа дела обстоят также.
«В государственной больнице, куда я ходила 10 лет, врач или медсестра заходят раз в два часа. Процедура длится четыре часа. У нас даже были в мобильные записаны номера медсестер, если что не так пойдет. Здесь все иначе. Тут медсестра всегда рядом. Чуть что, сразу подойдет. Всегда можно поговорить, попросить помощи», – рассказала пациентка Александра Борисовна.
Кроме постоянного физического присутствия медперсонала, сам центр оборудован новейшими креслами, регулируемыми с пульта, который находится у пациента. Если больному надоело лежать, он может принять положение сидя или полулежа. Если нужно выйти в уборную, медперсонал отсоединяет иглы и на коляске отвозит пациента туда.
Кто является пациентами диализного центра? Кто эти люди и как им помогает диализ?
Пациентами центра диализа являются люди с болезнями почек. Когда органы уже сами справиться не могут, приходится ложиться на диализ. В организме человека два фильтрационных органа – почки и печень. Если для печени еще не придумали аналогов ее процессов, то почки заменяет аппарат диализа. Во время гемодиализа происходит удаление из организма токсических продуктов обмена веществ, нормализация нарушений водного и электролитного балансов. У многих пациентов из-за того, что почки не работают, соли, которые не выводятся из организма, начинают откладываться в суставах. Иными словами – начинается подагра. Из-за этого людям становится сложно ходить, появляются боли и другие симптомы. После диализа многие пациенты снова могут нормально ходить, и у них значительно улучшается самочувствие.
Что больше всего вдохновляет вас в работе?
Реакция людей: когда они приходят сюда, то первые впечатления – вдохновляющие. Люди часто удивляются внешнему виду центра, чистоте, новой аппаратуре, пультам у кресел, постоянному уходу. Эффективность процедур: когда приходят люди и спустя время чувствуют себя лучше, заводят детей и те рождаются здоровыми, живут и развиваются, радуются жизни. Отдача: когда ты проводишь процедуры, а после них, человек чувствует себя лучше и благодарит тебя от чистого сердца, когда он может жить обычной жизнью – вот это и дает крылья и помогает работать дальше и лучше.
Что такое качественный диализ и как он влияет на самочувствие пациента?
Все зависит от подхода к процедуре и качества аппарата. Аппараты для диализа, установленные в центре «Фрезениус» подстраиваются под каждого пациента в зависимости от особенностей его организма. Это не просто качественно влияет на состояние пациента – это улучшает качество жизни. Одно дело, когда ты просто откачал жидкость, которую не вывели почки. Другое дело, когда ты отфильтровал продукты полураспада, неправильные и плохие белки, которые выводятся почками. Наши аппараты выводят все, что должны выводить почки. И мы можем посмотреть коэффициент Kt/V, который позволяет определить степень очистки. И он тоже выставляется по индивидуальным параметрам. Это очень важно для самочувствия пациента.
Есть ли еще какие-то дополнительные процедуры в центре?
Да, конечно. Мы не только проводим диализ, но и регулярно обследуем пациентов. Они могут на месте сдать все нужные анализы. Мы отправляем их эти анализы в лабораторию, полученные результаты сравнивают с предыдущими и если необходимо, например, пониженный гемоглобин или нарушение кальций-фосфорного обмена, врачи назначают необходимое препараты. Эти лекарства не нужно покупать в аптеках, мы выдаем их бесплатно у нас в центре.
Интересный факт: Благодаря медицинской реформе в Украине процедуры гемодиализа в центре «Фрезениус Медикал Кер Украина» для пациентов бесплатны. Все траты берет на себя Национальная служба здоровья Украины по Программе медицинских гарантий. В случае получения назначения от семейного врача, пациент приходит в центр и получает весь спектр услуг, не тратя при этом ни копейки.
А как быстро начинает проявляться эффект от диализа?
Есть у нас пациентка – ей 34 года. Когда она пришла, у нее был гемоглобин на уровне 43. Это уровень гемоглобина, когда нужно вливание эритроцитарной массы. А после процедур гемодиализа гемоглобин стал увеличиваться. Сейчас у нее 108. И это за три месяца. В целом, после нескольких процедур уже чувствуется эффект. Улучшается самочувствие, тонус и другие показатели. Некоторые пациенты начинают лучше ходить.
Когда человек осознает, что теперь лечение пожизненное, можно впасть в депрессию. Как вы помогаете людям смириться с этой проблемой? Как поддерживаете?
Мы постоянно проходим курсы повышения квалификации. Раз в несколько месяцев. Медицина – это в целом сфера, в которой нужно постоянно учиться. Кроме новых методик и прочего, мы изучаем деонтологию и этику общения с пациентами. Это помогает помогать. Мы поддерживаем наших пациентов общением. Если человек расстроен или подавлен, мы сможем его поддержать и помочь. Главное – это внимание, забота и общение. Человек должен понимать, что здесь о нем позаботятся, и после процедуры ему станет лучше. Что жизнь продолжается и диагноз – не приговор. Я знаю случаи, когда женщины, лежавшие на диализе, рожали детей. Причем здоровых детей. Это невозможно сделать, если у человека плохой настрой.
Интересный факт: FRESENIUS MEDICAL CARE — компания, основанная в 1912 году в Бад-Хомбурге (Германия), является глобальным лидером на рынке продуктов и услуг для людей с хронической болезнью почек: гемодиализа; перитонеального диализа; абмулаторно-поликлинической помощи; консультаций семейных врачей и нефрологов.
Почему пациенты идут именно во «Фрезениус»?
Идут за качеством медицинских услуг, за отношением к пациенту и процедуре. Мы сами делаем ВСМ – определение сухого веса пациента. Здесь же делаем кардиограмму. Никаких очередей, долгого ожидания и прочего. Все записаны на удобное для них время и, придя, пациент получает весь комплекс процедур и сопутствующих анализов без задержки. Если кто-то по различным причинам не пришел на свое время, мы звоним и сообщаем об освободившемся месте. Если человек долго не приходит или пропускает процедуры – мы звоним ему и напоминаем. Общаемся. Все это и нравится людям. Они понимают, что нам не безразличны они сами, их здоровье и самочувствие. Врачи и медперсонал здесь работает не от смены к смене. Они здесь выполняют свою главную функцию – помогают людям.
Чем центр «Фрезениус Медикал Кер» отличается от других центров диализа по вашему личному мнению? В чем его преимущество?
Здесь европейский уровень медицины. Здесь стерильность, удобство и комфорт. У нас ведется электронная карта пациента. Это не пришел, прошел процедуру и ушел. Нет, каждый раз все данные вносятся в карту пациента. Потом врачи проводят анализ – нужно ли менять диализатор, время процедуры, иглы и прочее. Все эти параметры подбираются для лучшей степени очистки, а это влияет на самочувствие пациента. Отношение к персоналу – мы все здесь профессионалы и уважаем друг друга. Все прошли тренинги и проходим их постоянно. Здесь пациент знает, что он в надежных руках. Что это не выкачка денег, ведь он ничего не платит, а уровень помощи и обслуживания – как в лучших больницах Германии. Это наш принцип. Все получают одинаковую квалифицированную помощь, заботу и поддержку.