От острова гуляний до дороги на Донбасс. История возникновения Нетеченской улицы в Харькове, - ФОТО
История возникновения известной харьковской улицы.
В Харькове существует более тысячи больших и маленьких улиц, которые имеют свою необычную и интересную историю. Одной из них является Нетеченская улица, протянувшаяся от проспекта Гагарина до Воскресенской улицы. Она появилась в позапрошлом веке и стала известной благодаря определенным событиям и важным для города зданиям.
Редакция сайта 057 при помощи книги «Улицы и площади Харькова» рассказывает историю возникновения Нетеченской улицы.
Улица Нетеченская появилась в начале XIX века. Она обозначена в плане города 1822 года. В те времена улицу пересекал старый рукав реки Харьков - проток Нетечь, который образовался при изменении ее русла. Собственно благодаря этому улицу и назвали Нетеченской.
В 50-е годы XIX века улицу застраивали деревянными зданиями. Среди них стояли лишь три каменных двухэтажных купеческих дома. В 1840 году улицу Нетеченскую осветили 22-мя масляными фонарями. Тогда улицу наряду с Нетеченской иронически называли Миллионной, а все из-за того, что она имела убогий вид.
Во второй половине XIX века там, где в настоящее время находится Подольский мост через реку Харьков, был большой остров, который назывался Васильевским. Его площадь составляла более гектара. На этом острове в частных садах нередко устраивали платные гулянья с фейерверками и музыкой. Также вторая половина XIX века ознаменовалась тем, что на улице Нетеченской появился ряд предприятий. Так, в 1858 году заработали пряничная и макаронный завод, в 1873 году - табачная фабрика, а в 1876 году - чугунолитейный завод на Васильевском острове.
В 1910 году на леваде, которая примыкала к Нетеченской улице и располагалась по обе стороны протока Нетечь, в связи с прокладкой железной дороги «Донбасс-Изюм-Харьков» построили железнодорожную станцию, получившую название «Левада».
В революционные годы на улице Нетеченской проходили многочисленные колоны демонстрантов, а в период гражданской войны со станции «Левада» на сражения с калединцами отправлялись отряды харьковской Красной гвардии.
Во времена Советского Союза вокруг железнодорожной станции «Левада» построили еще несколько предприятий, а одноименный район и Нетеченскую улицу включили в первую очередь реконструкции Харькова. С территории станции «Левада» в промышленную зону города переносили склады и некоторые мелкие предприятия. На месте старых одноэтажных зданий стали возводиться современные по советским меркам здания с комплексом культурно-бытового обслуживания.