«Для меня украинцы и русские – одно целое»: в Харькове администратор кафе не смог обслужить посетителей на украинском языке
В Харькове произошел языковой скандал.
25 августа в социальных сетях появилось видео, как в одном из харьковских кафе администратор не смог обслужить посетителей на украинском языке.
На видео можно увидеть, как на просьбу посетителей обслуживать их на украинском администратор начал кривляться и пытаться коверкать государственный язык.
Подобные ситуации неоднократно случались ранее. 24 июля произошел скандал в киоске "Колосся. Долина смаку". Там продавщица не захотела обслуживать покупательницу после того, как она начала говорить с ней на украинском языке. Об этом посетительница написала у себя на странице в Facebook.
Со средины января 2021 в силу вступила 30 статья языкового закона, обязывающая всех поставщиков услуг в Украине говорить с клиентами исключительно на государственном языке, если не поступила отдельная просьба потребителя о другом.
Другими словами, обращаться к покупателям на государственном языке должны везде, где продают товары и предоставляют услуги. По просьбе клиента его могут обслуживать также на другом языке, приемлемом для обеих сторон, но обращаться к вам должны исключительно на украинском.
Языковой омбудсмен Тарас Креминь заявлял, что за нарушение данного закона предусмотрены штрафы.
"Секретариат Уполномоченного может осуществлять внеплановые мероприятия контроля за нарушением языкового закона. Если такие нарушения в течение года будут повторяться и иметь системный характер, мы имеем право налагать штраф. Казалось бы, кому-то эта сумма небольшая (от 5100 до 6800 грн.), но она будет бить не столько по карманам бизнеса, сколько по репутации. А это как раз то, что нарабатывается годами», - отметил он.
Журналистка 057 пообщалась с администратором заведения. Он заявляет, что это была провокация. Изначально он пытался заговорить с ними на государственном языке, но они начали язвительно отвечать, после чего администратор продолжил разговаривать на украинско-одесском суржике.
«Я не отказывался никого обслуживать. Они ко мне не просто так подошли, это была провокация. Более того, они начали снимать меня без моего разрешения. Я рассказал, что учился в русской школе, попытался говорить с ними на украинском языке, а они ответили мне язвительно. Я в шутку начал разговаривать на украинско-одесском суржике. Я говорил без издевки. Помимо закона есть еще человеческий фактор. До 2011 года я учился в русской школе, меня так научили. Я уважаю Украину, своего Президента, мэрию и людей. Для меня здоровое питание - это ценность, которую можно давать людям. Незнание украинского языка – это, наверно, моя проблема. Я взялся за общественное питание и предоставление услуг, не владея украинским языком полноценно. Когда мне задали вопрос: «Ты что – русский?», я ответил, что я - славянин. Все украинцы – славяне. Все русские – славяне. Для меня понятия украинцы и русские – одно целое.
Позже я сказал, что у них высокий уровень кортизола, на что они промолчали. Они понимают, что зашли сюда в колебимом состоянии, c определенной целью, возможно, провокацией. Тем более они указали, что были после больницы», - рассказал администратор харьковского кафе.
На данный момент мужчина считает, что его заведение нужно закрыть, так как видит угрозу своей жизни и самому кафе.