Крушение самолета Ан-26 под Харьковом: стали известны причины авиакатастрофы
Стало известны причины авиакатастрофы самолета под Чугуевом и результаты проверки.
5 мая под процессуальным руководством Офиса генерального прокурора следователи Госбюро расследований закончили расследование по причинам авиакатастрофы Ан-26Ш под Харьковом. Об этом сообщили на брифинге ГБР.
«Сразу после сообщения о трагедии 25 сентября на место инцидента выехали следователи теруправления ГБР в Полтаве, а также представители главного следственного управления и руководство госуправления. Параллельно с осмотром на месте происшествия проводилось следствие в Харьковском национальном университете Воздушных Сил и нескольких авиапредприятиях, где была документация об учебных полетах в день катастрофы и техническом состоянии самого самолета», – рассказал начальник следственного отдела ГБР Вадим Приймачок.
За период следствие провело больше 150 экспертиз, среди которых – судебно-медицинские, генетические, звукозаписи, взрывотехнические и другие. Группы следователей из 49 специалистов допросили более 70 свидетелей, родственников, потерпевших, а также выжившего курсанта. Во время расследования провели техническое расследование обстоятельств.
Причины трагедии
- Основная причина – разрешение на взлет на аэродроме конвеерным способом. Его использовали на протяжении последних полетов. Во время пятого полета обнаружили поломку системы, что свидетельствовала о некоретной работе левого двигателя и была обнаружена только во время взлета при скорости, которая не позволяла посадку. Экипаж взлетел с поломкой – руководству об этом доложили, но оно не оказало практическую помощь экипажу при безопасной посадке самолета. Он был недостаточно подготовлен к ночным полетам.
- Одна из причин – разрешение начальником университета Воздушных Сил решений и их утверждение, которые предусматривали выполнение отдельных упражнений на самолете, не предусмотренных при эксплуатации этого самолета, а также документы о совместном обучении курсантов-летчиков и курсантов штурма на одном самолете, что не предусматривало безопасность полетов. Совместное обучение проходило 25 сентября.
- Во время полетов с разрешения руководства университета такие полеты допускались с превышением их взлетно-посадочной массы. Проходили постоянные смешивания и перегрузка. На борту самолета вместо разрешенных 10 человек находились 20. Также предусматривались еще два дополнительные курсанта на борту, но в тот день они не попали.
- Незаконный допуск к выполнению полетов командиром экипажа, который не имел права выполнять полеты, поскольку не возобновлял навыки в течение 11 месяцев.
- Допуск к полету помощников летчиков 4 курса, которые не имели права выполнять обязанности, поскольку не закончили программу обучения.
«Все действия – смешивание групп курсантов, превышение их количества – были направлены, чтобы сэкономить время на полет и топлива, которого не хватало для подготовки летчиков. Конвеерный способ посадки не предусмотрен – он предусмотрен преимущественно для реактивных самолетов днем. Командующий не инициировал изменения перед разработчиком самолета касаемо возможности такого способа взлета. Никаких команд о действиях руководство не давало – в эфире это не зафиксировано. Командиров и членов экипажа оставили один на один в ситуации», – добавил Приймачок.
Как проходил взлет
Взлет самолета способом конвеер не предусматривает остановку самолета. Он после приземления не останавливается, после чего выводит двигатели на взлетный режим. Со 2 по 5 полет использовали этот метод - это была незаконная постоянная практика, отметил Приймачок.
В результате следствие установило бесспорные доказательства причинно-следственных связей военнослужащих в трагедии.
Сообщили о подозрении 6 людям:
- бывшему начальнику Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба;
- командующему Воздушных Сил ВСУ Украины;
- командиру военной части А4104;
- его двум заместителям – замкомандира военчасти и замкомандира военчасти по летной подготовке;
- руководителю полетами в день трагедии на аэродроме «Чугуев».
Всем подозреваемым избрали меры пресечения, один из них под стражей. Причастность вышеуказанных подозреваемых подтверждена. Каждого из них нужно привлечь к ответственности. Конечное решение за судом.
Как сообщил начальник управления Офиса генпрокурора Александр Сорочко, у подозреваемых есть право на защиту. Процессуальные прокуроры считают собранную информацию достаточной для составления процессуального акта. Сейчас стороны уголовного производства знакомятся с информацией. Далее обвинительный акт направят в суд.