Непостроенный аэровокзал и район, куда поселили заключенных: ТОП-5 интересных фактов про Алексеевку, - ФОТО
057 собрал самые интересные факты об относительно молодом районе Харькова.
Этот район у большинства харьковчан ассоциируется со студентами, общежитиями, новыми жилыми комплексами и современной инфраструктурой. Алексеевка считается самым молодым районом Харькова и одним из самых комфортных. Мы решили рассказать ее историю в пяти интересных фактах.
Фото: alekseevka.kh.ua
Маленькая слободка
Впервые об Алексеевке начали упоминать на рубеже XVII-XVIII веков. Изначально это была маленькая «владельческая слободка» в районе современной улицы Клочковской. В ведомости на 1779 год в этой местности жили около 180 человек. По факту их было больше, но считали только мужчин, поскольку женщины тогда не платили налоги. Принадлежала слободка роду Квиток-Основьяненко. К концу XVIII века в селе жили более 850 человек.
Название «Алексеевка» предположительно образовалось от названия источника в честь православного святого Алексея. Возле источника в 1839 году построили каменный храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У храма было пять колоколов, самый крупный из которых весил почти тонну килограмм. Также при нем была церковно-приходская школа. Во время Второй мировой войны церковь полностью разрушили. Источник существует до сих пор в районе Старой Алексеевки, возле лугопарка.
Фото: cheremushki.kh.ua
Известный меценат из Алексеевки
На Алексеевке располагалась усадьба государственного деятеля Российской империи, предводителя харьковского дворянства Владимира Федоровича фон дер Лауница. Его не любили революционеры, но обожал простой народ. Он был потомком древнего прибалтийского рода, окончил Петербургский Пажеский корпус, получил первый офицерский чин и поступил в гусарский полк. Принимал участие в русско-турецкой войне и был награжден боевыми орденами. После победы он добровольно остался служить в освобожденной Болгарии, но в 1880 году Владимир Федорович вернулся в Российскую империю. Позже женился на княжне Марии Трубецкой.
Через пару лет, выйдя в отставку в чине полковника, он поселился в имении жены в селе Алексеевка. Здесь дворянин строил церковно-приходские школы для крестьянских детей, храмы, часовни. Он смог добиться, чтобы увеличили количество школ и размер их финансирования. Владимир Федорович в целом занимался народным просвещением и тратил на этот процесс даже собственные деньги. Восемь лет, до 1900 года, неоднократно избирался харьковским уездным предводителем дворянства, мировым судьей, председателем Харьковского губернского земского собрания. Благодаря своим делам отставной полковник стал известным просветителем и меценатом.
Массовая застройка
Село Алексеевка присоединили к Харькову только в 1930 году. До 50-х годов новый район города почти не застраивали, а в годы Второй мировой войны на устаревших картах его еще обозначали как село, а не часть города.
Алексеевский жилой район сформировался в результате территориального расширения города, рассказывает сайту 057 доктор архитектуры, заведующая кафедрой градостроительства Харьковского национального университета имени А.Н. Бекетова Ирина Древаль.
«Новое строительство «поглотило» сельскохозяйственные поля и прилегающие к ним территории. Хотя застройка территории началась в середине 70-х годов, планы по развитию города существовали еще с 1960-х годов. Так известный архитектор Виктор Антонов наметил главные магистрали района – проспект Победы и проспект Людвика Свободы в генеральном плане Харькова 1965 года», – отмечает доктор архитектуры.
Фото: wikimapia.org
Новая застройка Алексеевки воплотила самые передовые, на тот период, методы функционального зонирования, организации жилых групп их благоустройства, планировки секций и квартир, транспортного обслуживания и озеленения, добавляет Ирина Древаль.
Сегодня Алексеевский район включает разнообразную жилую застройку. Это и территория усадебной застройки Старой Алексеевки, сохранившаяся еще с конца XIX века, и территория новой, многоэтажной секционной застройки, возведенной в период 70-х – 80-х годов.
«Своеобразие району придает Алексеевский гидропарк – важный ландшафтно-рекреационный узел города, расположенный на левом берегу реки Лопань. Он стал излюбленным местом отдыха не только для жителей района. С северо-восточной стороны район примыкает к лесопарку. Такое расположение территории района обуславливает его экологическое благополучие», – отмечает архитектор.
Непостроенный аэровокзал
Жилые группы Алексеевки, по замыслу авторов, формировали «модные» в тот период «перетекающие пространства». Здесь предполагалось размещение детских и спортивных площадок и элементов озеленения.
Уже сегодня стало очевидным, что количество мест для парковки автомобилей было запланировано недостаточно, отмечает заведующая кафедрой градостроительства Харьковского национального университета имени А.Н. Бекетова Ирина Древаль.
«Любопытно, что проектировщики предлагали заглубить проезжую часть проспекта Победы на несколько метров и тем самым обеспечить безопасное соединение двух его сторон через наземные переходы-мосты. Но в ходе строительства планы изменились. Отказались также от идеи строительства аэровокзала, который бы обслуживал новый аэропорт в районе Дергачей. Не были построены также молодежный развлекательный комплекс и бассейн», – добавляет специалист.
Фото: Air Production
Заключенные – первые жители района
Исправительную колонию №25 из поселка Пятихатки перебазировали на Алексеевку в 1958 году, а уже в середине 70-х годов район начали активно застраивать.
С 1959 года Алексеевская колония начала строить жилые корпуса для осужденных, с 1960-го года – производственные корпуса, где изготавливали детали для разных харьковских заводов. В начале 90-х годов колония перешла на изготовление товаров собственного производства.
Исправительная колония №25 до сих пор располагается на Алексеевке. Она предназначена для содержания осужденных к лишению свободы на определенный срок, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Колония находится на улице Цезаря Кюи.
Фото: Суспільне Харків