• Головна
  • Эксклюзивные подробности о расследовании сбитого Боинга МН17: интервью очевидца сбора данных
Новини компаній
17:00, 31 серпня 2020 р.

Эксклюзивные подробности о расследовании сбитого Боинга МН17: интервью очевидца сбора данных

Новини компаній

9 сентября 2014 года был опубликован первый предварительный отчет Совета безопасности Нидерландов о крушении боинга-777 на Донбассе. Международное расследование установило, что пассажирский самолет сбили из «БУКа», а сам зенитно-ракетный комплекс привезли боевикам в Снежное российские военные. В марте этого года в Нидерландах начался суд по самой большой авиакатастрофе в Украине. Эта трагедия коснулась еще 18 стран, граждане которых погибли. Жертвами стали 298 человек. По количеству смертей эту катастрофу превосходит только теракт 11 сентября в США.

Прошло 6 лет. Трое самых маленьких пассажиров рейса МН-17 могли бы как раз пойти в школы…

За 6 лет страсти по этой трагедии немного утихли, и мы хотим рассказать о расследовании инцидента. О самом его начале, о том, как в Харьков прибыли «поезда мертвых», и кто собирал информацию о преступлении, чтобы для семей погибших и их стран состоялось честное правосудие, пусть на это и уйдут годы. Эксклюзивное интервью участника расследования, экс-прокурора Харькова Евгения Поповича.

«Эмоции? Представьте, много рейсов, и на каждом борту по 40-50 гробов…»

Малазийский Боинг террористы сбили 17 июля 2014 года, а уже 22 июля останки 298 жертв привезли в Харьков на закрытую территорию военного Завода им. Малышева. Пять вагонов-рефрижераторов прозвали «поездом мертвых», - вспоминает экс-прокурор Харькова Евгений Попович. Он был на месте «разгрузки» все время: от встречи поезда до официальной отправки самолетов в Нидерланды.

«Каждый фрагмент мы складывали отдельно. Количество гробов было больше, чем тел… Мы грузили их в рефрижераторы, чтобы сохранить для последующей идентификации. Вся эта работа проводилась в течение последующих двух дней. Мы проводили процессуальные действия: описывали и подписывали содержимое каждого пакета с указанием предполагаемого фрагмента человеческого тела. И в аэропорту передавали представителю военного атташе Посольства Нидерландов. Дальше была погрузка, на взлетной полосе перегружали в «Геркулесы». Эмоции? Представьте, много рейсов, и на каждом борту по 40-50 гробов».

Опыта подобной работы в Украине еще не было. Дело возбудили в следственном управлении СБУ. Когда было принято решение, что обломки и останки будут транспортироваться через Харьков, в следственную группу были включены местные сотрудники Службы безопасности и прокурор города Евгений Попович. На него легло процессуальное руководство: методологическая и организационная помощь, решение вопросов, связанных с качеством проведения следственных действий. Вспоминает, нужно было отстраниться от всех эмоций, а каждое действие должно было быть выверенным.

«Все были возмущены случившимся. Поражены. Такого никогда не было в небе над Украиной. Мы понимали, что трагедия произошла не в связи с технической поломкой или ошибкой пилота. Рассматривали приоритетную версию, что самолет был сбит».

Мы были первые, кто исследовал «черные ящики» со сбитого Боинга

От качества работы в ангаре завода зависели и будущие идентификация останков, и расследование преступления. Так как «черные ящики» тоже прибыли вместе с телами. Украинцев, боевики т.н. ДНР, естественно, на место крушения не допустили. С оккупированной Россией территории самописцы привезли малазийцы Мохамед Сакри, он являлся членом Совета национальной безопасности страны, и его сопровождающий – офицер военно-воздушных сил Малайзии.

«Как Мохамед со своим подчиненным туда попал, неизвестно. Я не представляю, как они вдвоем смогли вывезти самописцы. В Харьков они вернулись на поезде, который привез останки. Поезд остановился, вагоны были закрыты. Они вышли из купе проводников с рюкзаком. Когда открыли его, стало понятно, что это «черные ящики». На них мы увидели бирки с надписью «генеральная прокуратура ДНР».Такого органа для меня, как для гражданина Украины, не существует», - комментирует доставку одной из ключевых улик любого авиакрушения Евгений Попович.

Кроме малазийских военных группе украинских правоохранителей пришлось работать с множеством международных силовых ведомств, в том числе сотрудниками Интерпола и частной военной компанией Нидерландов. Кроме сотен украинских специалистов было привлечено около 600 иностранных экспертов, в том числе и ООН. В следствии по поводу гибели своих соотечественников хотели принять участие все пострадавшие страны. Напомним, в итоге право на расследование получили Нидерланды, одной из причин стало то, что большая часть погибших была именно оттуда.

Работа на грани: ждали диверсий и морально выгорали

Основные отправки останков из аэропорта Харькова в Нидерланды прошли летом 14-го года. Последняя траурная церемония и вылет состоялись уже в 15-том. Так как последние фрагменты тел погибших на месте крушения удалось найти больше чем через полгода. Грузовые самолеты, которые возвращали тела погибших домой, на долгое время стали единственными в небе восточной Украины. Территорию закрыли для полетов из-за российской угрозы. Но мало кто знает, что и вагоны, и трейлеры с обломками Боинга могли нести угрозу для харьковских экспертов. Украинские силовики не исключали диверсий во время разгрузки, - рассказывает Евгений Попович.

«Лето, очень жарко. Нужно было максимально быстро осмотреть, во-первых, поэтому. Во-вторых, провести через сканер – вдруг есть лишние «вложения». Мы подготовили металлоискатели, потому что с останками могли прибыть и неразорвавшиеся снаряды. Или что-то для провокации. Мы же не знаем, как враг мог поступить – мог и взрывчатку передать, совершить диверсию или теракт».

При проверке одного из привезенных фрагментов тел сканер сработал. Оказалось, вместе с останками случайно привезли часть металлической конструкции. При звуках детектора работа замерла, но, к счастью, обошлось без взрывоопасных предметов.

Для каждого вовлеченного в расследование сотрудника работа была на пределе моральных сил. Группой судебно-медицинских экспертов руководил Андрей Кись. Евгений Попович говорит, и сейчас не может забыть, как тот работал в заводском ангаре.

«Он лично каждый фрагмент осматривал, надиктовывал описание, что это за фрагмент, какие на нем остатки одежды, и упаковывал. Спустя 8 часов беспрерывной работы вышел на улицу, просто сел на траву, а сзади него ряды гробов».

Харьковский вклад в международное расследование смерти 298 человек

Расследование гибели 298 человек закончили. Для сбора доказательств и предъявления обвинения понадобилось 5 лет. А весной 2020 года дело передали в суд. У Харькова была своя роль в международном следствии.

«Самописцы были одним из главных доказательств причины крушения самолета. Мы описали все характеристики самописцев. Внешне они выглядели целыми. Не было следов открытого огня», - описывает то, что увидел при прибытии «черных ящиков» Евгений Попович.

Группе международных экспертов удалось установить вид и происхождение оружия, которым сбили пассажирский самолет. Четко указать на причастность России к преступлению. Обвиняют 3 граждан РФ, непосредственно связанных с т.н. ДНР и российскими военными структурами, такими как ГРУ, ФСБ и ВДВ, а также украинца. Эксперты прогнозируют, что суды по сбитому Боингу продлятся не меньше 5 лет.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...