«Мы сами покупали и шили маски». Интервью с аптекарем из Харькова о работе во время эпидемии COVID-19
Интервью с харьковским аптекарем об их работе во время карантина и эпидемии COVID-19.
В Харьковской области, как и на всей территории Украины, продолжается эпидемия COVID-19. По состоянию на 09:00 12 мая в регионе зафиксировали 623 случая заражения коронавирусом, из них 19 летальных и 80 пациентов выздоровели. Вирус стремительно распространяется, а некоторые профессии в силу своей специфики оказались в наибольшей группе риска из-за потенциально возможного контакта с инфицированными людьми. В такую группу риска входят сотрудники аптек, которые, несмотря на всю опасность, продолжают обеспечивать население всем необходимым.
Журналисту 057 удалось пообщаться с фармацевтом одной из харьковских аптек на условиях анонимности. Девушка рассказала об их защищенности от COVID-19, мерах предосторожности, правилах поведения в аптеке, клиентах-нарушителях, конфликтах, ажиотаже на средства защиты и лекарства, тестах на коронавирус, запугиваниях людей в очередях, а также петиции фармацевтов Владимиру Зеленскому.
Расскажите немного о себе. Как вы попали на работу в аптеку и сколько уже там трудитесь?
На работу в аптеку попала по объявлению в интернете. Туда требовался фармацевт, поэтому я там и оказалась. Мне довелось пройти собеседования, заполнить все необходимые анкеты. Затем у них есть подготовительный класс, где тебя готовят для выпуска за кассу, после чего ты начинаешь работать. Именно в этой аптеке тружусь фармацевтом около двух лет.
Когда коронавирус «бушевал» в Китае и начинал охватывать европейские страны, как в вашем коллективе относились к этой проблеме? Все было по принципу «нас это не коснется» или работники уже тогда понимали всю серьезность происходящего в мире?
В январе-феврале думали, что, скорее всего, эта проблема нас не коснется. Точнее не хотели, чтобы нас коснулись события, происходящие в Китае. Однако в это время в Украине был «свой» грипп, поэтому в аптеке уже тогда ввели масочный режим.
Как изменилась ваша работа после введения общенационального карантина? Что предприняло ваше руководство для защиты своих сотрудников? Какими защитными средствами вы стали пользоваться?
Изначально нам выдали флизелиновые маски. Затем «пошли» нитриловые перчатки и пластмассовые очки, которые обрабатываются спиртом. Немного позже мы получили марлевые маски, которыми можно пользоваться около трех недель, после чего выдаются новые. Это две маски на одного сотрудника аптеки. Ими он пользуется на протяжении рабочего дня, то есть до обеда одной, а после - другой. В конце смены мы их забираем домой, где самостоятельно стираем, дезинфицируем, проглаживаем, сушим и так далее. Также по истечению определенного промежутка времени начали выдавать антисептики. Хотя до этого мы пользовались только теми антисептиками, которые купили сами.
Довольны ли вы качеством защитных средств, которые предоставляет вам работодатель?
Качество защитных средств нормальное. Хотя марлевые повязки можно было бы и лучше «придумать». Потому что они не восьмислойные как должны быть по правилам, а максимум четырехслойные. Что касается очков и перчаток, то к ним претензий нет.
До сих пор по всей стране медики до конца не обеспечены защитными средствами. Не было ли у вас такого, что приходилось самим себя обеспечивать всем необходимым или средств защиты всегда хватало и хватает?
Когда начались карантин и эпидемия, то защитных средств не хватало. Изначально нам выдавали лишь пачку обычных масок, которыми должен был пользоваться весь коллектив на протяжении всего рабочего дня. И выходило так, что две флизелиновые маски - на одного человека. Это неправильно, так как в такой маске можно находиться 2-3 часа, а рабочий день длится от 9 до 13 часов. Поэтому сотрудники аптеки сами себе покупали маски, а некоторые и вовсе их шили для личного пользования. Как я и говорила, антисептики в первое время также были у каждого свои. Защитных очков и вовсе не было. Сейчас же всего более-менее в достатке.
Дезинфекция - один из главных способов борьбы с коронавирусом. Как часто вы дезинфицируете помещения и поверхности? Есть ли определенные требования в этом плане к сотрудникам?
Каждый день нам присылают (начальство - ред.) на почту в аптеке сообщение о том, что каждый сотрудник обязан носить все защитные средства, мыть руки и перчатки с мылом каждый час, обрабатывать свое рабочее место каждый час, поскольку после каждого клиента это делать просто невозможно. Однако сотрудник может обрабатывать свои руки дезинфектором после каждого такого «контакта». Если мы говорим о рабочем месте, то имеется в виду прикассовая зона. Здесь мы полностью обрабатываем защитное стекло, монетницу, шкафчики для денег и спектр (приспособление для проверки фальшивых денег - ред.). Вдобавок каждые три часа все поверхности обрабатывает санитарка. Сама обработка осуществляется исключительно влажной тряпкой и с использованием хлорантоина и белизны. Также для клиентов в прикассовой зоне есть отдельный антисептик, благодаря которому любой желающий может подойти и обработать руки.
Допустим, мне нужно приобрести товар в вашей аптеке. Какие правила необходимо соблюдать для этого?
В аптеку мы пускаем по четыре человека, так как именно такое количество касс сейчас работает. Наличие маски у клиента обязательно, а вот насчет перчаток человек уже сам индивидуально решает. Да, у нас есть защитное стекло, но клиент в любом случае должен находиться на расстоянии шага от кассы. Потому что некоторые люди любят «залезть» прямо под стекло и что-то рассказывать. Чтобы избежать подобных нарушений мы наклеили желтым скотчем разграничительные ленты, за которые нельзя заступать.
В связи со всеми происходящими событиями у многих людей сейчас «нервы на приделе». Как часто люди нарушают введенные вашей аптекой меры предосторожности? В чем это проявляется?
Главным нарушением является то, что люди заходят не по четыре человека, а по пять, шесть и более. Когда же им делаешь замечание и просишь выйти, поскольку в аптеке должны находиться только четыре человека, то они начинают смеяться и намеренно задавать глупые вопросы: «Четыре человека с фармацевтами или нет?». Бывают такие, что «прячутся» в дверях, за проемом или какой-нибудь стенкой, чтобы их не выгнали из аптеки. Если мы говорим о нарушении масочного режима в аптеке, то таких клиентов единицы.
Как удается решать подобные конфликтные ситуации?
Тем, кто нарушает установленный лимит людей, мы делаем замечание и просим покинуть помещение. Если они отказываются выполнять нашу просьбу, то уже приходиться грозить полицией. Однако клиента без маски мы можем пустить. Потому что у человека может не быть маски, а в аптеку он идет специально, чтобы ее купить.
А что насчет так называемых провокаторов и любителей «покашлять» в аптеке со словами: «У меня коронавирус». Как вы реагируете на нечто подобное?
Некоторые действительно начинают преднамеренно кашлять и говорить, что у них коронавирус и так далее. Начинают пугать людей в аптеке, а также тех, кто стоит в очереди на улице, чтобы она быстрее продвигалась. Другие, таким образом, шутят и считают это смешным. Если честно мы никак не реагируем на таких «людей».
Когда правительство своим решением ввело общенациональный карантин, люди начали «штурмовать» прилавки продуктовых магазинов и аптек. Что пользовалось и пользуется наибольшим спросом среди ваших клиентов?
Харьковчане скупали «Парацетамол», «Хлоргексидин», глицерин, перекись водорода, оксолиновую мазь и все для промывки носа, различные настойки и спирты, маски и антисептики. Все это в дальнейшем стало настолько дефицитным, что некоторых товаров не было неделями. Люди «сметали» все, что содержит спирт. При этом в начале карантина они были готовы скупать антисептики за бешеную цену. И цены действительно оказались большими, потому что во всех аптеках боялись за поставки. Например, до начала карантина флакон антисептика стоил в районе 25-30 гривен, а во время ажиотажа цена подскочила до 90 гривен. Маски вообще «разлетались» моментально. Если в начале рабочего дня нам привозили около пяти пачек по 50 штук в каждой, то до конца смены их уже не оставалось. Люди покупали маски целыми пачками и даже не смотрели на цену, которая в некоторые дни возрастала до 25 гривен. «Парацетамол» - отдельная история, поскольку многие считали его панацеей от коронавируса. Прошел слух, что «Парацетамол» спасает, после чего люди начали массово его скупать. Были и такие люди, которые просто боялись, что аптеки закроются, поэтому делали запасы и скупали вообще все подряд.
Уже не раз просачивалась информация, что работники аптек намеренно выкупали защитные маски и продавали их по завышенной цене «из-под полы». Занимался ли у вас кто-то такой самодеятельностью?
Именно у нас в аптеке никто таким не занимался. Зачем на таком наживаться?
Не секрет, что тесты на коронавирус появились на прилавках харьковских аптек. Есть ли они у вас в продаже? Что они из себя представляют?
Они у нас есть, но в небольшом количестве. Около 3-5 штук. В его составе - спиртовая салфетка, специальный скарификатор, пластиковая пипетка для взятия образца крови, тест-кассета, буферный раствор. К этому всему прилагается подробная инструкция.
Как обстоят дела со спросом на них? Ажиотаж или единичный интерес?
Единичный интерес. И зачастую - это заказы через интернет. Большинство людей не приходят в аптеку с вопросом: «А есть тест?». Потому что уже прочитали в интернете о наличии таких тестов в аптеке. В результате они делают интернет-заказ, а потом приходят и забирают тест.
Всего за пару месяцев коронавирус стал крайне деликатной темой, а некоторые с опаской и даже агрессией относится к инфицированным людям. Как себя вели клиенты, приобретавшие тесты на коронавирус? Пытались ли они совершить покупку как можно незаметнее для остальных?
Те единицы, которые приходили за покупкой тестов на коронавирус, вели себя обычно и нормально. То есть человек, скорее всего, просто переживал за свое здоровье из-за нарастающей внутри себя паники или брал не для личного пользования. При этом вид у таких людей был совершенно не болезненный.
Каким будет алгоритм действий работников аптеки, если зайдет человек с явными признаками ОРВИ и попросит приобрести тест?
Мы, конечно же, не имеем права отказываться обслуживать его, поскольку это наша работа. Нужно вести себя спокойно, как и с «обычным» клиентом. Просто попросить держать дистанцию больше и совершить передачу медикаментов на расстоянии. После этого нужно моментально продезинфицировать поверхности, сменить маску, помыть руки и проветрить помещение.
В Украине пообещали значительно повысить зарплату всем медработникам, которые вовлечены в борьбу с COVID-19. Звучали ли подобные обещания в ваш адрес, поскольку вы также рискуете каждый день?
Ничего подобного нам не обещали. Но по всей Украине женщина-фармацевт собирала подписи под петицией президенту Украины Владимиру Зеленскому, чтобы государство хоть как-то материально помогло работникам аптек. Такая петиция мотивирована тем, что фармацевты в какой-то степени тоже стоят «на передовой». К нам приходит клиент покупать «Парацетамол» и мы не знаем - человек просто из-за паники его приобретает или у него на самом деле есть COVID-19 и он решил заняться самолечением.
Чтобы вы хотели сказать всем харьковчанам?
Соблюдайте меры предосторожности. Обязательно обрабатывайте руки и носите маски. Я очень надеюсь, что люди будут думать головой и не пойдут в аптеку, чтобы заниматься самолечением, а при малейших симптомах обратятся к специалистам.
Ранее мы писали о 20 необычных «способах защиты» против коронавируса от харьковчан. Подробнее об этом читайте здесь.