Онлайн школа на карантине: ожидание и реальность
Как работают онлайн школы в Украине? Как учится в онлайн школе на карантине? Чем отличается онлайн обучение и обычная школа? В чем принципиальные отличия дистанционной онлайн школы и обычных ЗОШ во время карантина?
Уже с зимы перед школами всерьез появилась перспектива длительного карантина. Многие ученики и учителя ожидали знакомой практики «дополнительных каникул»: минимум заданий, но и те «можно не выполнять», минимальный контроль и нагрузки. С другой стороны, образование в Украине давно с интересом смотрит на дистанционную форму обучения, старается внедрять е элементы в общеобразовательных школах.
Итог получился своеобразным, оказались недовольны все участники учебного процесса. Учителя вынуждены в авральном режиме создавать материалы для дистанционного обучения, записывать видео-уроки и лекции, налаживать работу в виртуальных классах. Ученики оказались сбиты с толку, новая непривычная система, технические трудности и отсутствие мотивации могут свести на нет все усилия педагогов. Родители, в свою очередь, получили свой травматический опыт, когда лично убедились, как и чему учат их детей на практике.
Онлайн школа на карантине: ожидание и реальность
Онлайн-школа в сжатые сроки
Использование современных технологий в обучении может дать массу преимуществ: заранее подготовленные мультимедийные и интерактивные занятия, индивидуальная программа, возможность получить личную консультацию. Все эти преимущества хорошо известны крупным онлайн школам в Украине.
Например, онлайн школа «Оптима» уже много лет ведет все обучение дистанционно, использует качественные мультимедийные лекции и материалы, применяет специальные авторские методики для дистанционного обучения. Высокие результаты воспитанников здесь прямо пропорциональны всей подготовительной работе, а учебные материалы создавались заранее, на основе международных стандартов и передовых наработок.
Чего же не хватило отечественным ЗОШ, чтобы повторить успех частных онлайн школ?
- Время и учебные материалы
Свалившаяся «как снег на голову» необходимость организовать онлайн-обучение застала наши школы без необходимых учебных материалов. Подавляющее большинство учебников, а также вся учебная программа, рассчитана на личное разъяснение учителем. Подчеркнем, это далеко не та база, которая позволила бы раскрыть все преимущества дистанционного обучения.
На практике, силами инициативных преподавателей, опираясь на материалы в открытом доступе были сделаны лекции, презентации и уроки, которые «хоть как-то» можно использовать в период карантина. Стоит ли говорить, что формирование такой программы, с учетом современных стандартов должно опираться на совсем иные принципы.
- Платформа и ПО
Многие частные школы профессионально используют как открытое программное обеспечение, так и приобретают специализированные аналоги, которые активно используют европейские, канадские или американские коллеги. В наших школах на это нет ни денег, ни возможности ввести единый фиксированный стандарт.
В лучшем случае учителя и ученики могут использовать такие системы как Google Classroom, Zoom, а также различные мессенджеры для проведения занятий и консультаций. Но и в этом случае все решения достаточно «сырые» и неудобные как учителям, так и школьникам.
- Парадигма и подход к обучению
Одна из самых серьезных проблем традиционных ЗОШ – это работа в рамках подхода, который не работает при дистанционном обучении. Оказалось, что недостаточно просто «перенести» учителя из кабинета на экран компьютера или телевизора, разослать домашнее задание по почте или мессенджеру.
Чтобы заинтересовать учеников, выстроить системную работу, в онлайн школах не только предоставляется доступ ко всем материалам, интерактивным упражнениям, но и постоянная консультация преподавателей. Принцип жесткой дисциплины (которой добиться при онлайн обучении гораздо сложнее) здесь заменен на мотивацию и диалог с учеником, а план «вычитанных часов» на индивидуальную программу.
Подведем итоги
Увы, результаты, которые демонстрируют наши учебные заведения во время карантина, оставляют желать лучшего. Однако и здесь есть положительные сигналы. Многие проблемы, которые раньше отходили на второй план, теперь стали хорошо видны не только специалистам, но и многим родителям.
С другой стороны, стараясь изменить положение дел к лучшему, часть школ активно пытается переломить тенденцию, выстроить достойное онлайн обучение по примеру частных или зарубежных учебных заведений, сформировать базу качественных учебных материалов, изменить подход к работе с учениками.