От «Chevrolet» и «Ford» до «КрАЗа» и «ГАЗа». История знаменитого харьковского завода, - ФОТО

История знаменитого харьковского завода, созданного в разгар Второй мировой войны.

На протяжении многих десятилетий Харьков знают как промышленный город, славящийся мощью своих заводов. Харьковские предприятия делали и продолжают делать огромный вклад в государственную промышленность, а их роль в событиях Второй мировой войны трудно переоценить. Одним из таких предприятий является Харьковский завод специальных машин. Он начал свое существование в разгар войны между Советским Союзом и Нацистской Германией, когда до освобождения Харькова оставалось целых полгода. Поэтому мы решили сосредоточиться на истории именно этого знаменитого харьковского предприятия.

Основан в разгар Второй мировой войны

История ХЗСМ начинается в апреле 1943 года. В этот период выдается приказ по Управлению по формированию, укомплектованию и обучению войск Закавказского фронта, согласному которому в городе Черкесск сформировывается 17-я подвижная база. Ее основной целью становится ремонт колесных машин и тракторов в полевых условиях. Уже 25 июля 1943 года выдается еще один приказ Северо-Кавказского военного округа и 17-я ремонтная база преобразовывается в авторемонтный завод № 110.

1943 год становится переломным в войне между Нацистской Германией и СССР. Поэтому по мере продвижения фронта на Запад и контрнаступления советских войск завод переместился в российский город Таганрог, а потом и в сам Харьков.

В итоге началось строительство предприятия на новом месте, которое к тому моменту не было подготовлено должным образом. Все из-за того, что выделенная под постройку территория располагалась рядом с руслом реки, а строительство дамбы было намечено на более поздние сроки. Поэтому весной эту территорию затапливало, что затрудняло строительство и перемещение. Однако планы по возведению новых заводских корпусов и запуску производственных площадей никто не отменял.

Основной деятельностью харьковского завода на тот момент стало восстановление как советской («КрАЗ», «ГАЗ», «ЯАЗ», «ЗИС»), так и иностранной техники («Chevrolet», «Ford», «Studebaker», «Willys»), поступавшей на вооружение Советского Союза в годы Второй мировой войны согласно «ленд-лизу». Стоит отметить, что с момента своего основания и вплоть до 1965 года предприятие занималось исключительно восстановлением и ремонтом подобной техники. Но в середине этого периода или если быть точным 1 января 1954 года произошло еще одно важнейшее событие в истории предприятия из Харькова. Именно тогда оно переходит в подчинение Автотранспортному Управлению Минобороны СССР и получает новое название «110-й Центральный автомобильный ремонтный завод».

Один из первых в СССР

В 70-х годах на вооружение советской армии начали поступать первые автомобили повышенной проходимости «Урал-375» и его различные модификации. Эта машина позволяла практически на любой местности и при любых погодных условиях выполнять боевые задачи. В итоге именно «Урал-375» будет основным профильным авто харьковского завода на протяжении нескольких десятилетий.

Время шло и в последующие годы «Урал» получил дизельный двигатель «КамАЗ-740», который позволял значительно снизить расходы на эксплуатацию, а новую модель автомобиля назвали «Урал-4320». Харьковский завод одним из первых в Советском Союзе освоил ремонт и сборку нового на тот момент двигателя. Поэтому для выполнения качественного ремонта установили новое оборудование и испытательные стенды, а также произвели обучение персонала на предприятиях-изготовителях авто и двигателей. Сам же «110-й Центральный автомобильный ремонтный завод» стал филиалом главного предприятия по изготовлению автомобилей «Урал», которое находилось в российском городе Миассе (Челябинская область). Тем не менее, на предприятии не приостанавливался ремонт других образцов техники («МАЗ-500», «МАЗ-504», «МАЗ-509», «МАЗ-5335») и двигателей («КамАЗ-740», «ЯМЗ-236», «ЯМЗ-238», «ЗиЛ-130»).

В конце 80-х годов харьковский завод переходит на хозяйственный расчет и самостоятельное финансирование, а количество военных заказов постепенно уменьшается. Это открывает все больше возможностей для размещения заказов на ремонт своей техники организациями и предприятиями, которые работают в народном хозяйстве. Завод осваивает изготовление культиваторов и бетоносмесителей, ремонт двигателей СМД, производит поставку комплектующих и двигателей на экспорт, а также переоборудует бензиновые автомобили «Урал-375» под дизельные двигатели «КамАЗ-740» и «ЯМЗ236/238».

Читайте также: Без рукопожатий. ТОП-5 примеров приветствий для харьковчан во время эпидемии коронавируса.

Бронированные медицинские машины и «Град»

В начале 90-х годов Советский Союз распался, Украина обрела независимость, после чего харьковский завод передали в подчинение украинскому Министерству обороны. В этом же десятилетии актуальным становится изготовление на базе конверсионных машин спецтехники, предназначенной для предприятий нефтегазового комплекса и деревообрабатывающей отрасли. Так, в 1999 году с конвейера предприятия начинают выходить образцы лесовозов, а затем идет их дальнейшая модернизация, усовершенствование конструкции, комплектация приспособлениями для погрузки-разгрузки леса. К тому же завод получает заказы на изготовление трубовозов, трубоплетевозов и вахтовых авто. За небольшой промежуток времени предприятие осваивает и начинает серийно производить снегоуборочные машины.

В дальнейшем для Минобороны Украины на базе автомобиля «Урал-4320» разрабатывается его облегченная версия с колесной формулой 4х4, а с 2001 года ведется модернизация реактивной системы залпового огня «Град». Эти установки устанавливаются на автомобили «КрАЗ», которые дорабатываются кабиной для боевого расчета и системой навигации.

Вплоть до 2010 года остается неизменной специализация завода в плане производства спецтехники, а также модернизации и ремонта различных машин и двигателей. Однако именно в этом году предприятие разрабатывает и осваивает выпуск универсальных мастерских для обслуживания различных видов специальной техники. В дальнейшем налаживается серийный выпуск мастерских типа «МТО-1», «МТО-2», «КПМ», «СРЗ-А». Подобные мастерские поставляются для обслуживания и ремонта разнообразной легкой и тяжелой бронетанковой техники. Вдобавок завод изготавливает специальные тягачи для эвакуации легкой и тяжелой бронетанковой техники. Все в том же 2010 году Харьковский завод специальных машин входит в состав государственного концерна «Укроборонпром».

С началом российско-украинской войны на Донбассе предприятие ремонтировало технику для Вооруженных сил Украины и занялось выпуском бронированных медицинских машин «БММ-4С» на базе «БТР-4».

Харьковский завод специальных машин имеет длинную и насыщенную историю, которая свидетельствует о его значительной роли в государственной промышленности. Поэтому остается лишь надеяться, что лучшие дни ХЗСМ еще впереди, а светлое будущее не за горами.

Ранее мы писали об истории харьковчанки, ставшей свидетельницей эпидемии коронавируса в Италии. Подробнее об этом читайте здесь.

история завод техника война харьков
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
12 очень хорошо
(4 оценки)
Высокие оценки пользователей за Полезность
1 человек рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
И-за ремонтов на подстанции два трамвайных маршрута временно поменяются. Движение трамваев по пр. Тракторостроителей и пр. Московскому, от Салтовского шоссе до разворотного круга «Юго-Восточный», будет запрещено с 9:00 до 20:00 в среду, 5 августа, рассказали в пресс-службе Харьковского городского совета. Как сообщили в Департаменте инфраструктуры, это связано с ремонтными работами на подстанции «Южкабель».В это время трамваи будут курсировать так:№23: разв...
Общество
В ХОГА рассказали, где зафиксировали наибольшее количество заболевших за последние сутки. Наибольшее количество заболевших за сутки - в Харькове: 124 человека. Об этом сообщили в пресс-службе облгосадминистрации. Читайте также: Новые жертвы коронавируса на Харьковщине: что известно о двух умерших. Еще 20 случаев зафиксировали в других районах области: по 5 - в Богодуховском и Краснокутском, по 3 - в Купянском, Изюмском и Балаклейском, 1 - в Харьковском рай...
18+
В ХОГА рассказали подробности о двух умерших за последние сутки.  За последние сутки в области умерли 67-летний житель и 82-летняя харьковчанка. Об этом сообщили в пресс-службе Харьковской областной госадминистрации. Ранее мы писали, что за сутки в Харьковской области умерли еще двое заболевших COVID-19. Всего на Харьковщине - 134 умерших с начала карантина. Всего на Харьковщине 4092 подтвержденных случаев заболевания. Еще 2291 заболевший выздоровел, 1685...
Афиша
057 собрал обзор событий, куда стоит сходить харьковчанам в августе этого года. Значительную часть концертов, запланированную на весну-2020 и начало лета, организаторы перенесли из-за карантина. Сейчас артисты понемногу восстанавливают свои выступления, но делают это с учетом санитарно-эпидемических норм. Мы сделали для вас подборку самых интересных выступлений, которые ожидаются в августе в Харькове, но на всякий случай напомним – носите маски, пользуйтес...
Общество
В среду в Шевченковском районе временно отключат холодную воду. Из-за ремонта водовода по 1-му Орскому переулку, 11 с 5 августа 8.00 до 6 августа 12.00 временно отключат воду абонентам Шевченковского района. Об этом сообщили в пресс-службе «Харьковводоканала». На время ремонтных работ воду будут подвозить автоцистернами коммунального предприятия. В многоквартирных домах холодной воды не будет по улице Отакара Яроша (дома 3-18) и переулку Отакара Яроша (д....
Криминал
Харьковская полиция оперативно задержала мужчину, который забил до смерти своего отца 2 августа около 11:00 от врача скорой помощи в полицию поступила информация об обнаружении тела мужчины без признаков жизни в квартире дома по улице Гарибальди. Об этом сообщили в пресс-службе Национальной полиции в Харьковской области. На теле 56-летнего владельца квартиры «копы» обнаружили многочисленные гематомы и другие признаки насильственной смерти. «3 августа сотру...
Подробности
Винниченко обещал "помочь" с подключением к электросетям, работая в облэнерго. 3 августа 2020 года, директора Департамента капитального строительства ОГА Андрея Винниченко поймали на получении 1 320 000 грн неправомерной выгоды, рассказали в пресс-службе НАБУ. "В обмен на деньги чиновник пообещал "помочь" частному предпринимателю решить вопрос с подключением электроустановок его компании к электрическим сетям. Стоимость своих "услуг" чиновник определил в 2...
Видеосюжет
4 августа на рынке "Барабашово" начался конфликт между представителями концерна "АВЭК" и коммунальщиками - на месте работает полиция. На территории рынка происходит конфликт между группами людей. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции области. Ранее мы писали, предприниматели разбили палаточный городок и блокируют строительство дороги на Салтовку. Позже палатки митингующих снесли.  На месте конфликта работает следственно-оперативная группа Московского...
Происшествия
Гранату нашли строители, которые позвонили в полицию и рассказали о боеприпасе. В 11:00 3 августа в полицию поступило сообщение о находке боеприпаса, рассказали в пресс-службе ГУ НП в Харьковской области. На улицу Академика Павлова № 3 выехали взрывотехники и патрульные полицейские. Как оказалось, боеприпасом была граната "РГД-33" времен Второй мировой войны со значительной коррозией корпуса и сломанной рукояткой. "Эвакуация граждан не проводилась. Боеприп...