Олег Ширяев: активисты иногда делают для страны полезного больше, чем политики
Словосочетание «честный политик» во многих государствах вызывает улыбку. Но в украинских реалиях восприятие особенно острое. Если до выборов уровень доверия к политику может достигать заоблачных высот, но уже через несколько лет после — с треском разбивается о жизненные реалии. А вот с активистами все наоборот.
Это люди, которые привыкли делать, а не говорить. Они решают проблемы общества, а не сыплют обещаниями и красивыми словами. Активисты намного реже оказываются перед объективами телекамер, они зачастую не так связно и красиво говорят, но своими действиями заслуживают доверие общества. И как раз они создают полноценное гражданское общество.
«Еще Уинстон Черчилль говорил, что политик — человек, ориентирующийся на предстоящие выборы. Его не следует путать с государственными деятелями, для которых главный ориентир — следующее поколение, то есть благополучие граждан страны в долгосрочной перспективе. Подобное утверждение во многом справедливо и для украинских реалий. Политика в чистом виде и общественная деятельность в Украине — зачастую весьма разные, если не диаметрально противоположные сферы», - говорит Олег Ширяев.
Олег Ширяев - один из самых известных общественных деятелей в Харькове. Он основал «Схiдний корпус», которое в последствии стало боевым подразделением и участвовало в боевых действиях.
Общественные деятели и активисты через свои организации зачастую оказываются более эффективными и результативными, чем украинские политики. Они раскрывают коррупционные схемы, привлекают внимание общественности к экологическим проблемам, ведут борьбу с преступным миром, организуют различные значимые для общества мероприятия, начиная от акций протеста и заканчивая спортивными турнирами и соревнованиями. Наконец, общественные активисты предлагают нужные стране законопроекты, выполняя работу депутатов и других лиц, власть имущих. И многие из них уверены, что на нынешних местах у них больше возможностей и мотивации, чтобы изменить Украину к лучшему.
Одни общественные деятели убеждены, что им надо идти в политику. Но самостоятельный поход ничем хорошим не закончится. Одного целеустремленного, честного и профессионального человека мало, чтобы не только менять, но и попросту влиять на систему. Нужно объединяться, создавать команду и формировать во властных структурах большинство. Именно такой подход нужен для реального успеха общественных деятелей в политике, уверен Виталий Шабунин, который является сооснователем Центра противодействия коррупции.
«Пока подобного политического большинства нет, у активистов эффективнее работают рычаги влияния через общественный сектор, а не политические структуры», - говорит Олег Ширяев.
Сегодня активисты могут быть действительно влиятельными, причем не только на местном, но и на национальном уровне. Как правило, политики на местах не воспринимают активистов в качестве конкурентов, поэтому готовы идти на компромиссы и участвовать в решении различных вопросов. А вот во взаимоотношениях «политик — другой политик» превалируют политические игры и конъюнктурные моменты, из-за которых создается лишь видимость реальных действий.
Одновременно не стоит забывать, что у депутатов разного уровня имеется действительно весомый рычаг влияния, которым являются депутатские обращения и запросы. Правда, лишь малая часть политиков пользуется этим инструментом для решения реальных проблем, а не пиара и подготовки к очередной избирательной кампании.
Общественные деятели менее защищены в Украине, чем политики. На них могут оказывать давления, если в своей работе они «перешли кому-то дорогу». Как заявляет Олег Ширяев, яркий пример подобного давления, начатое против него уголовное производство. До снятия депутатской неприкосновенности политикам ничего подобного не грозило, да и сейчас привлечь их к ответственности сложнее, чем простых граждан Украины.
В плане гражданских возможностей и свобод наша страна далеко впереди России. Но у Западной Европы и нам есть чему поучиться. Так, там к общественным организациям предъявляются достаточно серьезные требования. Например, они не могут быть милитаризированными, иначе будут закрыты или не смогут рассчитывать на дотации и гранты. В этом направлении, по мнению Ширяева, должны двигаться и наши общественные организации и движения.
Проблематика взаимоотношений и общего восприятия политиков и общественных деятелей в нашей стране намного глубже. Так, на Западе один человек может быть и активистом, и политиком, тогда как в Украине пока предполагается четкая градация.