• Главная
  • Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО
«Совковый» Харьков
16:45, 17 октября 2019 г.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО

«Совковый» Харьков

Сегодня мы вам расскажем об еще одном харьковском промышленном гиганте, который носит имя великого украинского кобзаря.

Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко или, проще говоря, ХПЗ был одним из крупнейших в Советском Союзе заводов, занимавшихся производством бытовой электротехники и военной электроники. Уже после развала СССР завод вошел в перечень предприятий, которые являются стратегически значимым для безопасности и экономики Украины. Харьковский завод сыграл немалую роль в победе Советского Союза над Нацистской Германией и полете Юрия Гагарина в космос. Поэтому промышленный гигант из Харькова навсегда вписал свое имя в историю, о которой мы и расскажем.

Революция и война

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-1

Бывший 1-й Основянский машиностроительный завод, который до Октябрьской революции именовался Чугунно-медно-литейный машиностроительный и котельный завод имени Г. А. Берлизова, основали в самом начале ХХ столетия, а именно в 1900 году. Собственно основателем завода стал харьковский предприниматель Георгий Берлизов. В те времена завод занимался производством инструментов, металлоконструкций, а также изделий из литья.

В 1920 году советская власть окончательно национализировала предприятие. Уже через два года коллектив завода выступил с инициативой о присвоении предприятию имени знаменитого украинского писателя Тараса Шевченко. В итоге решение о присвоении было принято и завод до сих пор носит имя кобзаря.

На протяжении 15 лет в период с 1925 по 1940 год на харьковском заводе освоили серийный выпуск средств механизации, предназначавшихся для новостроек первых пятилеток (метод планирования развития стран, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет - ред.). Вдобавок был освоен выпуск транспортеров, элеваторов, угольных сортировок, а также производство текстильных машин.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-2

Когда в 1941 году Нацистская Германия напала на Советский Союз, заводу пришлось увеличить выпуск продукции, которая предназначалась для военных целей. Однако осенью этого года харьковский завод эвакуировали в российский город Пенза, поскольку нацистские войска вплотную приблизились к Харькову.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-3

Стоит отметить, что в годы войны предприятие занималось изготовлением минометов, авиабомб и снарядов, но отдельное место среди его продукции занимает пусковая ракетная установка, которая известна всему миру под названием «Катюша». Именно эта установка стала полной неожиданностью для нацистских войск, которые были в ужасе только от «воя» этого оружия. После деоккупации Харькова в 1943 году завод вернули обратно, после чего стартовало его восстановление в родном городе.

Космос и Юрий Гагарин

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-4

Через год после окончания Второй мировой войны и вплоть до 1949 года на предприятия освоили производство текстильных машин, а также запасных частей для них.

В 1949 году харьковский завод передали Министерству промышленности и средств связи СССР, параллельно определив его главным предприятием по производству радиотехнической аппаратуры, которая предназначалась для обеспечения движения военных и гражданских самолетов.

В период с 1949 по 1953 год на Харьковском приборостроительном заводе разрабатывали и производили диспетчерские радиолокаторы, авиационную аппаратуру так называемой «слепой» посадки самолетов, аппаратуру командных пунктов, а также специальную аппаратуру для ракетно-космической техники. Интересным является тот факт, что подобная специальная аппаратура производилась на ХПЗ и для первого искусственного спутника Земли, носившего название «Спутник-1». Уже в 1954 году на предприятии освоили производство бытовой радиоаппаратуры.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-5

Также историческим для завода стал 1957 год, когда предприятие занималось изготовлением аппаратуры для запуска космического корабля «Восток», пилотом которого был легендарный летчик-космонавт Юрий Гагарин. Именно он стал первым человеком, которому удалось совершить полет в космос. Это легендарное событие произошло 12 апреля 1961 года, и оно стало настоящим прорывом для дальнейшего изучения космического пространства человеком.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-6

В течение 1960-1965 годов на харьковском заводе изготавливалась медицинская аппаратура, а также аппаратура, предназначенная для телеметрических и траекторных измерений. Вдобавок в этот период на предприятии изготавливали системы управления космическими кораблями, также освоили производство бортовой и наземной аппаратуры управления баллистическими ракетами.

В 1971 году завод из Харькова замахнулся на атомную промышленность, изготовляя и производя автоматизированные системы управления турбинами и оборудование машинных залов АЭС. В начале 80-х годов на Харьковском приборостроительном заводе имени Т. Г. Шевченко также освоили производство автоматизированных систем управления боевыми ракетными комплексами, имеющих различное базирование, а в 1989 году - автоматизированных систем управления гидротурбинами и телекоммуникационной аппаратуры.

Светофоры и танки

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-7

В 1991 году Советский Союз развалился, а следом последовал распад хозяйственных кооперационных связей. Тогда для предприятия положение осложнилось, а производить завод стал меньше. Уже со следующего года и по 1997 год на харьковском заводе осваивалось производство блоков, систем, датчиков и приборов, которые предназначались для бронетехники. Все в том же 1997 году на предприятии также освоили производство автоматизированных систем управления турбинами ветряных электростанций.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось для завода изготовлением первых в стране цифровых автоматических телефонных станций (АТС), а также систем коммутации «КРОК-КН», предназначенных для АТС. Позже харьковское предприятие стало главной организацией по выполнению «Комплексной программы развития национальных средств связи в Украине», параллельно освоив производство цифровой коммутационной станции «ЕС-11», которая предназначалась для телефонизации сельских районов.

В 2004 году на Харьковском приборостроительном заводе имени Т. Г. Шевченко начали производить автодорожные светофоры на светодиодах, а уже через три года на предприятии разработали конструкцию железнодорожного светофора.

В период с 2008 по 2009 года на харьковском заводе прошел процесс модернизации котельных, компрессоров и насосов. Их электродвигатели оснастили регулируемым преобразователем частоты. Именно это позволило повысить энергоэффективность производства на ХПЗ.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-8

В конце 2009 года еще один промышленный гигант из Харькова, а именно танковый завод имени Малышева получил серьезный контракт на производство и поставку мощнейших украинских танков Т-84 БМ «Оплот». Заказчиками стали вооруженные силы Таиланда. К этому производству привлекли и Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко, который взял на себя изготовление комплектующих для систем управления вышеуказанных танков. Вдобавок на заводе освоили изготовление комплектующих для еще одного легендарного украинского танка Т-64 БМ «Булат», а также БТР-4.

В 2010 году харьковское предприятие столкнулось с серьезными экономическими проблемами, из-за чего было принято решение о старте так называемой процедуры санации завода (система разного рода мероприятий, которая позволяет избежать банкротства - ред.). Однако ХПЗ пережил тяжелое для себя время и уже в 2012 году стал частью государственного концерна «Укроборонпром». В период с 2012 по 2013 года харьковский завод столкнулся с несколькими проблемами, но также успешно преодолел их.

В 2013 году на заводе производилась как продукция для гражданских потребностей (приборы для подвижного состава и железнодорожного транспорта, метрополитена), так и для военных (изготовление комплектующих для бронетранспортеров и все того же танка «Оплот»). Уже через год ХПЗ привлекли к исполнению военного заказа, согласно которому предприятие должно было поставить Харьковскому заводу специальных машин комплекты приборных панелей для бронетехники.

С началом российско-украинской войны Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко начал разрабатывать новые, а также модернизировать уже существующие электронные приборы для танков и другой военной техники.

Космические корабли и полет Гагарина в космос. История харьковского промышленного гиганта, - ФОТО, фото-9

Харьковский приборостроительный завод, названный в честь великого украинского поэта, на протяжении долгих лет был и продолжает оставаться одним из флагманов государственной промышленности, а его роль во Второй мировой войне и покорении человеком космоса трудно переоценить. Поэтому харьковский завод навсегда оставил свой отпечаток в истории. В нынешнее время он продолжает делать сильнее Украину, которая уже на протяжении пяти лет противостоит российской агрессии.

Ранее мы писали о самых «ярких» фразах мэра Харькова Геннадия Кернеса на последней сессии городского совета.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#завод #космос #война #история #гагарин
12,0
Высокие оценки пользователей за Достоверность
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Спецтема
Вслед за рубрикой «Дореволюционный Харьков» мы решили рассказать читателям, как же жилось людям в городе после этой самой революции. Ну, уж очень нам понравилось копаться в старых бумагах, газетных вырезках и публикациях.

Комментарии

Последние новости
Объявления
live comments feed...