Владелец онлайн-бизнеса в Украине: какой он?
Преобладающее количество профессионалов в сфере
По данным Prom.ua, лидирующей компании в онлайн-торговле и бесплатного конструктора сайтов, большинство украинских предпринимателей перешли на рынок e-commerce. Около 80% бизнесменов работают в этой сфере больше трех лет, в то время как число новичков составляет 16%. Чтобы ощутить разницу, достаточно вспомнить тот факт, что еще три года назад почти каждый второй владелец бизнеса на онлайн-площадке работал в e-commerce около года.
Продавцы, работающие на маркетплейсе дольше, имеют положительные рейтинги и оценки клиентов, умеют с ними работать и обеспечивают достойный сервис и обслуживание. Хорошим показателем является то, что почти половина предпринимателей пользуются мобильным приложением, чем обеспечивают комфорт в использовании и скорость обработки заказов.
В онлайн-торговле больше мужчин
70% зарегистрированных ФОПов на онлайн-площадке - мужчины. Эта тенденция распространяется и на рынки Казахстана и Беларуси, где для последней перевес в сторону мужчин увеличивается до 77%.
Но, например, женщины лучше продают хендмейд-товары и одежду. На площадке авторских аксессуаров Crafta зарегистрировано 72% женщин-предпринимательниц. Чаще всего это основательницы собственных брендов одежды, обуви и аксессуаров - они работают как дизайнеры и создают все с нуля. Такие истории начинаются, когда женщины вяжут и шьют вещи для своих родных, затем это перерастает в финансово выгодный бизнес. Благодаря маркетплейсам Prom.ua и Crafta очень легко создать сайт онлайн и начать прибыльный бизнес.
Рост e-commerce в регионах
Киев - самый активный игрок в интернет-торговле. За Киевом идут Днепр, Харьков и Одесса, а вот в западных регионах предпринимателей не так уж и много. Но именно на Западе страны количество онлайн-продавцов растет быстрее, чем в лидирующих областях.
Аналитики говорят, что успешнее всего те бизнесмены, которые занимаются одеждой, обувью, косметикой и товарами для здоровья, дома, а также техникой и электроникой. Иван Портной, руководитель онлайн-площадки Prom.ua, комментирует это так: “Мы видим постоянный рост количества категорий товаров, которые люди готовы покупать онлайн. Сейчас к уже привычным одежде, обуви и технике добавились продукты питания, напитки, книги, товары для рукоделия и так далее”. Потому современным предпринимателям, начинающим свой онлайн-бизнес, нужно быть готовыми перекрыть спрос по всем возможным категориям.
Ожидания интернет-предпринимателей и реальность
Основная цель любого бизнеса - получить прибыли. Многие новички, запуская бизнес, полагают, что достаточно создать сайт, загрузить товарные позиции и клиенты придут сами. Десять лет назад это было реальностью, поскольку онлайн-магазинов было мало, а спрос был большим и продавцы легко находили клиентов. Сейчас для получения прибыли нужно приложить больше усилий, делать вложения, регулярно следить за рынком и предоставлять качественный сервис.
Сергей Мисенко, основатель и руководитель онлайн-стора Campstyle на маркетплейсе, поделился своим опытом. Он открыл свой магазин в 2013 году и продавал товары для туризма и рыбалки, поскольку сам в этом разбирался и знал, что предложить клиенту: “Большинство моих клиентов - увлеченные фанаты туризма и рыбалки, потому у нас нет случайных покупателей. Они могут иметь самый дешевый мобильный телефон, но могут вложиться в дорогие снасти. Такие люди требовательны к товару, потому для них у нас есть специальные предложения от профессиональных брендов. Но, например, для жителей пригорода эти позиции будут неинтересны - им нужно предлагать более доступные товары, иначе можно просто потерять клиента”.
Основные проблемы электронной коммерции - это логистика и доставка
Как только клиент сделал заказ, возникает вопрос о доставке товара. И если в больших городах проблемы с этим нет, то чтобы доставить товар в дальние точки страны и мелкие села, выбор службы доставки резко сужается. Самое большое покрытие точками выдачи имеет только “Укрпошта” - 12,8 тысяч отделений и почтоматов. В то время как у “Новой Почты” 5,4 тыс отделений почтоматов. При этом в мелких населенных пунктах люди любят заказывать товары онлайн: по данным “Укрпошты” города-миллионники отправляют в регионы около трети посылок.
Клиенты привыкли к комфортным способам доставки товара, потому задача предпринимателя - дать возможность выбора службы доставки и оплаты заказа. Потому что стоимость на услуги государственных и коммерческих служб доставки разная. Например, доставка “Укрпоштой” будет стоить от 7 грн, “Мистэкспрессом” - от 33 грн и “Новой Почтой” - от 45 грн.
Перспективы для онлайн-продаж за рубежом
Для онлайн-предпринимателей нет ограничений в виде города или страны - сейчас можно абсолютно легко и без проблем отправлять товары в другие страны. Огромные маркетплейсы Amazon и Etsy продают товары по всему миру. Для того, чтобы брать с них пример, нужно хорошо знать язык, чаще всего - английский. Также можно начать с соседствующих русскоговорящих стран. Например, “Укрпошта” заключила договор с “Казпочтой” о более дешевой (почти в два раза) доставке для украинских предпринимателей. Приятно также то, что в Казахстан можно ввозить товары на сумму до 1000 евро без уплаты пошлин. Потому украинские бизнесмены могут начать работать с Казахстаном без лишних затрат.
Эксперты крупнейшего маркетплейса в Казахстане Satu.kz, аналога Prom.ua, зафиксировали рост интереса к своему рынку после заключения договора между “Укрпоштой” и “Казпочтой”. Они уверены, это обусловлено возможностью для украинских бизнесменов не только экономить на открытии офисов и доставке, но также работать на международной арене. Стоит также отметить, что средний чек в Казахстане обычно выше в два раза - 2308 грн или 35 тыс. тенге. Большой популярностью пользуются товары для личного использования: косметика, парфюмерия, а также товары для дома и сада.