• Головна
  • Спасут ли харьковчан сохранившиеся бомбоубежища...хотя бы от техногенной катастрофы? (фото)
14:13, 20 грудня 2012 р.

Спасут ли харьковчан сохранившиеся бомбоубежища...хотя бы от техногенной катастрофы? (фото)

Во времена Советского союза на территории Харькова, точно так же, как и других городов, было построено внушительное количество бомбоубежищ. Они представляют собой защитные укрытия для населения на случай средств массового поражения, а также при непредвиденных ситуациях техногенного характера. Бомбоубежища являются основным видом коллективной защиты населения. Однако смогут ли они спасти харьковчан в случае хотя бы техногенной катастрофы?


 Бомбоубежища в Харькове располагаются под предприятиями, жилыми домами, административными зданиями, возле военных объектов (в основном в области). Также есть бункеры связи, ну и, конечно же, метро.
Существовавшие до 1991 года более 900 бункеров могли вместить около 300 тысяч человек.
Харьковский метрополитен — одно большое бомбоубежище, которое по идее рассчитано на более, чем 50 тысяч человек.
Харьковская «подземка» до сих пор является объектом гражданской обороны, но способна ли она оправдать надежды и спасти такое количество людей от смерти? Диггеры уверяют, что нет.

«Жителям Салтовки прятаться от бомб будет некуда. Связанно это с тем, что некоторые станции Салтовской линии, а именно «Академика Павлова», «Студенческая» и «Героев Труда» - мелкого залегания. К тому же их тоннели не оборудованы герметическими дверьми, что в случае возникновения повреждений может привести к затоплению всей станции.
 Кроме того, основное оборудование, которое необходимо на случай техногенных ситуаций, используется в Харьковском метро уже с 1978 года и требует ремонта» - поясняет диггер со стажем Максим.

О необходимости ремонта оборудования говорит и генеральный директор коммунального предприятия «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшук.

«Существует необходимость ремонта дизель генератора, который с 1978 года эксплуатируется Метрополитеном,  и сроки его, и техническое состояние не дает нам работать. Это касается и артезианской скважины,  которая эксплуатируется также с 1978 года.  Мы не можем сегодня давать гарантии, с учетом того, что произошла полная потеря сопротивления  изоляции кабеля. Также  аккумуляторная батарея, которая у нас находится с 1978 года. Очень остро стоят вопросы, связанные с нормативными запасами. Так, с 2002 года мы не пополняли запасы солярки, которые предусмотрены на эти объекты.  Метрополитену нужна помощь для достойного содержания этих объектов», - заявил  Михаил Карамшук.

Итак, если не в метро, то куда? Как уже известно, существуют укрытия и под домами, так называемые, обычных гражданских бомбоубежищах. О них и поговорим. Их начали строить со стартом холодной войны, а закончили - в конце минувшего столетия, когда угроза со стороны США миновала. Располагаются они повсеместно: в подвалах «хрущевок» (максимум на 10-20 человек), в подвалах и вблизи панельных многоэтажек, школ и больниц, в районе ключевых промышленных, научных и правительственных объектов (могли уместить несколько тысяч человек). В первых двух случаях убежища зачастую укомплектовывались разве что дизельным генератором и системой очистки воздуха. Прожить в таких бомбоубежищах возможно только пару дней.

Во втором случае, для жизнеобеспечения целых коллективов огромных предприятий, объекты ГО обустраивались по последнему слову техники: многоуровневыми системами очистки воздуха и воды (в некоторых случаях вода подавалась не из водопровода, а из специально пробуренных артезианских скважин), высокомощными дизельными электростанциями, защитой от химического, биологического и ядерного оружия. Перекрытия таких сооружений могли выдержать прямое попадание авиабомбы и обрушение на убежище наземных конструкций. Здесь люди могли жить и работать относительно долгое время, не подымаясь на поверхность.

Но!

«Заводы закрываются, продаются, и бомбоубежища оказываются заброшенными. В лучшем случае в них заваривают двери, чтобы никто не залез. В худшем — в них кто-то залазит и вытаскивает все, что только можно», - говорит и.о. президента Харьковского областного благотворительного фонда «Дети подземелья» Игорь Денисенко.

Стены есть, а внутри — пусто. Даже укрывшись в бомбоубежищах, харьковчан ничего хорошего не ждет.

Опыт диггера говорит, более-менее пригодные для использования бомбоубежища сохранились разве что возле работающих государственных и коммунальных предприятий, где есть кому ухаживать за бункерами. К примеру, такие есть под заводом «Коммунар» и в районе Троллейбусного депо №2 на улице Ньютона. В них даже периодически проверяют оборудование, происходят пробные запуски дизель-генераторов. Костюмов химической защиты, аптечек и дозиметрических установок уже, конечно же, нет, а вот противогазов - полно, говорит Максим.
Что же касается остальных бомбоубежищ, то их уже просто нет. Диггеры уверяют, что подавляющее большинство бункеров, в основном предназначенных для эвакуации простых харьковчан, давно уже заброшены и разворованы. Все ценное из них разобрали на сувениры «горе-сталкеры», оборудование и металл – растащили предприимчивые граждане. Сами же помещения объектов ГО стали приютом для бомжей и наркоманов. Некоторые – превратились в склады разных товаров.
«Поддомники» (бомбоубежища, расположенные под домами, - ред.) - и тем паче не пригодны для использования в качестве укрытий, а как подвалы — запросто. Погреб, подвал, склад...в принципе они так и используются в большинстве своем. Многие очень затоплены, разграблены, металл срезан. По Харькову везде такая ситуация, - говорит диггер. - Их разворовывают металлорезчики. У нас есть даже подозрения, что сами МЧСники, которые знают, что объектом никто не занимается, нередко таким образом подрабатывают».

Многие бункеры просто уничтожены при строительстве зданий, а все ценное - продано. Примеров тому масса — строят на пустоши дом, заливают фундамент бетоном, а вместе с фундаментом и бомбоубежище.

«Очень яркий пример. Есть Студенческая улица, рядом с кладбищем на Пушкинской. Там был бункер МЧС, из которого должны оповещать, что вот там-то какая-то авария случилась. Он стоял-стоял долгое время, а потом мы как-то так заглянули, а он оказался затопленным. Потом кто-то начал резать металл с него большими количествами. Причем, не так, что залез и втихаря начал резать, а промышленно. Загнали технику туда, посрезали все. Поставили какую-то охрану. Сейчас даже верхний слой счистили и начали бетон долбить, вроде бы как под видом строительства жилого комплекса. Но кто этот металл срезал — непонятно», - делится историей Максим.

Уверяют диггеры, что рапорты МЧСников о готовности бомбоубежищ к каким-либо серьезным происшествиям, мягко говоря, преувеличены. Если официально заявляют, что три четверти бомбоубежищ могут хоть завтра принимать людей, то на деле не готова это сделать и половина. В первую очередь проблема в фильтро-вентиляциионных установках, где у угольных фильтров давно истек срок годности. Они не спасут, если будет какой-то серьезный выброс с завода, что уже говорить о ядерной войне, - поясняют они.

Официально

В то же время, как заверяет заместитель губернатора Харьковской области Валентин Дулуб, на Харьковщине ныне насчитывается более 1400 бомбоубежищ. За последние полгода была проведена инвентаризация всего 360-ти, а еще 400 бункеров вообще планируют списать и снять с них функцию защитных сооружений.

Мифы

Тема неизвестного и таинственного всегда интересовала людей. Посему они все время обрастают новыми слухами. Причем иногда с неимоверными подробности. Не исключение и харьковские бомбоубежища. Например, ходят слухи, что под площадью Конституции существует многоуровневый медицинский комплекс. Якобы в нем первый уровень залит бетоном и попасть в нижние этажи просто невозможно.

Харьковские диггеры уверенно опровергают правдивость этой истории. Говорят, в районе площади Конституции, кроме метро, ничего больше нет.

«Под зданием горсовета ничего нет. Но там есть такая вот интересная штука: есть подвал, укрепленный. И они (работники горсовета, - ред.) решили: почему бы не сделать бомбоубежище. Построить они ничего не могут, ну некуда просто там строить, так хотя бы переоборудовали часть подвала. Поэтому под горсоветом часть подвала переоборудована. Но это то же самое, что в погреб спуститься, только бетонный», - рассказывают специалисты.

Еще один миф — наличие в Харькове метро-2. Увы его нет, в отличие кстати от Москвы, где оно действительно существует. У нас же все тоннели «подземки» изучены причем не только диггерами, а и простыми мальчишками.

На многих форумах Харькова обсуждается, что от площади Свободы до поселка Жуковского есть подземный тоннель. Об этом свидетельствует след из вентиляционных шахт,  которые расположены по этому маршруту, уверяют форумчане. Снова хотим огорчить любителей всего таинственного — это выдумка.

Спасут ли харьковчан сохранившиеся бомбоубежища...хотя бы от техногенной катастрофы? (фото), фото-1

 0000Изображение 277

 CNV000014

 CNV000014_2

 iIgK7A-btL0

 img_1195

 img_1199 (2)

 IMG_0406

 IMG_0407

 IMG_0410

 IMG_0501

 IMG_0502

  IMG_0846

 IMG_1167

 IMG_1220

 IMG_1700

 IMG_5393

 IMG_6319

 IMG_6328

 indas 008

 indas 013

 indas 014

 indas 024

 indas 026

 indas 059

 WmLg8bzkjFA

 z_0e958454

 z_2eb6e277

 z_8bd38d4f

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...