История мощнейшего харьковского завода. От изготовления оружия до восстановления города, - ФОТО

Сегодня мы вам расскажем о еще одном известном промышленном гиганте не только Харьковщины, но и всей Украины.

Харьковский завод, ныне известный под названием «Турбоатом», является одним из тех предприятий, которое помогло «совку» победить во Второй мировой войне и отстроить полуразрушенную страну. Поэтому мы решили сосредоточиться на деятельности завода во время войны и спустя пять лет после ее окончания. Также мы не смогли «пройти мимо» нескольких интересных фактов его строительства, о которых не каждый мог знать.

Американский проект и строительство завода

Сразу стоит отметить, что возраст предприятия действительно внушителен, поскольку его строительство началось 90 лет тому назад.

Сооружение турбогенераторного завода и выбор места для стройки в Харькове на площадке Харьковского электромеханического завода (ХЭМЗ) были решены особым постановлением президиума Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР от 1 апреля 1929 года.

Интересно, что на то время для «советов» было новизной сверхмощное турбостроение, а в совокупности с крайней ответственностью технологического процесса в октябре 1929 года было принято решение о передаче составления проекта мировой американской компании «ДЖИИ» (ныне «General Electric» - ред.). Уже тогда вышеуказанная фирма из США имела большой практический опыт в области мощного турбостроения.

В итоге компания «ДЖИИ» разработала строительный проект турбокорпуса, а 11 июля 1930 года президиум ВСНХ «совка» утвердил его. Также на данном заседании наметили так называемые контрольные точки в отношении основных этапов строительства. Началом пускового периода установили дату - 1 апреля 1932 года. Однако пусковой период харьковского завода и разворот производства несколько затянулся.

Стоит отметить, что до июня 1931 года строительством турбогенераторного завода сначала руководил отдел капитального строительства ХЭМЗа, а затем организованное ХЭМЗом Управление строительства. Однако с июня того же года строительство предприятия выделили из Харьковского электромеханического завода в самостоятельную единицу.

Весь период возведения будущего «Турбоатома» можно разбить на три этапа.

Первый - это период времени, которое ушло на все проектные и подготовительные работы вплоть до начала так называемого строительного сезона 1931 года.

Вторым этапом сооружения завода является период с ранней весны по июнь-август 1931 года. Однако стоит отметить, что в этот временной отрезок строительные работы развертывались незначительными темпами.

И уже третьим этапом следует считать период от августа 1931 года до непосредственного окончания строительства завода. Иными словами до пускового периода.

Уже 1 мая 1932 года первая очередь завода была сдана в эксплуатацию, а его проектная мощность отвечала выпуску полутора миллионов киловатт в год паровых турбин. Стоит отметить, что первыми заработали цеха различных деталей и дисков и диафрагм, а также инструментальный и лопаточный.

К концу вышеуказанного года была завершена разработка первого проекта турбогенератора, который имел мощность 50 мегаватт. Уже в начале 1933 года заработали еще три заводских цеха, а именно сборочный, обмоточный и крупной обработки.

И только 21 января 1934 года Харьковский турбогенераторный завод полностью ввели в эксплуатацию.

Вторая мировая война и изготовление оружия

До начала кровавых событий на территории «советов» Харьковский турбогенераторный завод изготовил и поставил Советскому Союзу турбины, которые имели мощность вдвое большую, чем все электростанции дореволюционной Российской Империи. Однако с военным производством завод не сталкивался, если не считать освоение турбозубчатых агрегатов для эсминцев и крейсеров.

Вторая Мировая война стала настоящим испытанием для всех предприятий «совка». Однако харьковские заводы в силу оккупации города нацистами столкнулись с еще большими трудностями, и исключением не стал ХТГЗ.

Уже с начала войны между «советами» и Нацистской Германией сотни рабочих Харьковского турбогенераторного завода ушли на фронт добровольцами, не дожидаясь мобилизации. К тому же на самом предприятии создали народное ополчение, курсы медицинских сестер, сандружины и даже команды противохимической и противовоздушной обороны.

Война «заставила» завод прекратить изготовление турбин и начать производство оборонной продукции для потребностей советских войск. На харьковском заводе выпускались минометы, а также ремонтировались танки. И ХТГЗ действительно проделывал колоссальный объем работы, которую приостановили лишь за три дня до оккупации Харькова нацистскими войсками (21 октября 1941 года).

Завод был спешно эвакуирован и разделен на несколько частей. Так, оборудование цеха, которое было связано с производством минометов, отправили в город Марксштадт (Россия) для продолжения производства этой необходимой для войны продукции. В то же время оборудование литейного цеха ХТГЗ передали в город Куса (Россия) на Кусинский чугунолитейный завод.

Однако основное оборудование и кадры Харьковского турбогенераторного завода было решено сосредоточить в городе Свердловске. Эвакуированные харьковчане-турбостроители получили в свое распоряжение недостроенную «высотку» Уральского турбинного завода. Стоит отметить, что к 15 ноября 1941 года в Свердловск прибыло девять эшелонов оборудования и порядка 800 харьковских заводских работников.

В 1943 году харьковский завод «умудрился» кроме оборонной продукции изготовить несколько профильных изделий, а также в этот год увеличить производство запчастей для электростанций и предприятий, имевших оборонную, химическую и другие направленности.

Что же касается участия работников завода на полях сражений, то более полутысячи из них воевали на различных фронтах Второй мировой войны, а 490 бойцов-турбостроителей власть «советов» наградила разными орденами и медалями. Однако есть и более печальная статистика, поскольку 78 харьковских турбостроителей погибли в боях между Советским Союзом и Нацистской Германией.

Дата 23 августа 1943 года является одной из самых главных дат для Харькова и его жителей, поскольку город освободили от нацистской оккупации. Именно тогда и началось возобновление завода на своем историческом месте. Также работники ХТГЗ, занимаясь восстановлением предприятия и изготовлением продукции, параллельно участвовали в восстановлении хозяйства города.

К концу 1944 года Харьковский турбогенераторный завод уже имел в своем распоряжении почти 400 единиц станков и 700 единиц производственного оборудования, которые нужно было установить в соответствии с проектом восстановления ХТГЗ. Буквально за год 250 станков смонтировали и сдали в эксплуатацию, а численность завода за это время выросла вдвое.

Все в том же 1944 году для Харькова завод восстановил и укомплектовал целых четыре турбины, общая мощность которых составляла 68 тысяч киловатт. Также второе полугодие 1944 года ознаменовалось тем, что на харьковском заводе изготовили новую турбину мощностью 50 мегаватт. Интересно еще и то, что вышеназванную турбину смонтировали в рекордно короткий срок.

Послевоенный период и окончательно сложившийся профиль завода

В течение 1945 года харьковский завод выполнял заказы по ремонту турбин для электростанций промышленных центров Харькова, Киева, а также Донбасса. Уже следующий год ознаменовался тем, что Харьковский турбогенераторный завод был полностью восстановлен, а его производственные мощности достигли уровня довоенных.

В 1948 году ХТГЗ полностью перешел на изготовление турбин высокого давления, которые имели мощность 50 и 100 мегаватт соответственно. Все в том же году завод возобновил работу по обслуживанию электростанций ревизиями, ремонтами и запчастями.

И уже сначала 1950-х профиль харьковского завода окончательно сложился, поскольку предприятие начало специализироваться на производстве мощнейших паровых и газовых турбин.

После этого Харьковский турбогенераторный завод только набирал обороты и мощности, а с обретением независимости Украиной начал входить в перечень предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Все это свидетельствует лишь о том, что харьковский завод продолжает оставаться на передовых ролях в государственной промышленности, несмотря на свой солидный возраст и непростую многолетнюю историю.

Читайте также: Из Харькова на Цейлон. Шахты с лунным камнем, купание слонов и спасение черепах от хищников.

завод хтгз война работники производство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
11.67 очень хорошо
Автор
12
(2 оценки)
Актуальность
12
(2 оценки)
Изложение
11
(2 оценки)
Я рекомендую
2 человека рекомендуют

Комментарии

Общество
Мы составили подборку разбитых дорог в Харькове, которые нуждаются в ремонте. Некоторые из дорог сейчас ремонтируют, но большинство – находятся в плохом состоянии. Самые разбитые дороги по оценке редакции находятся на Московском проспекте, в районе Москалевки и Велозавода. 1. Первое место в нашем рейтинге занимает дорога на Балашовском мосту, который находится на улице Плехановской. Сейчас там прокладывают коммуникации, но одна полоса для машин открыта. В...
Общество
В Харькове делают новый современный трамвайный перекресток. Реконструкция трамвайного полотна ведется на перекрестке улицы Плехановской и улицы Полевой. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии Харькова. Здесь уже выполнили демонтаж старых путей и дорожного покрытия, а также построили ливневую канализацию. «Главная проблема на этом участке заключалась в том, что дорога была завалена, трамвайные пути все время находились в воде. Поэтому на первом этапе построи...
Новости компаний
А ну-ка признавайтесь есть ли тут любители Карпатского отдыха, или те, кто еще тут не был, но очень мечтает поскорее посетить эти прекрасные места? Истинных ценителей ровно, как и желающих посетить наш Карпатский край найдется много и это, как говорится, чистейшей воды правда. Да и маловероятно, что найдется много тех, кто бы не хотел поскорее убежать от шума большого города и суеты, которая царит там, в мир чистейшего горного воздуха, красивых и таких неп...
18+
В Коломацком районе избрали меру пресечения мужчине, который из-за ревности к любовнице пытался зарезать родного брата. Коломацкий районный суд области избрал для 32-летнего мужчины, подозреваемого в покушении на родного брата (часть 3 статья 15 части 1 статьи 115 УК Украины), меру пресечения в виде содержания под стражей. Об этом сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области. По словам заместителя руководителя Дергачевского местной прокуратуры Ю...
Топ от 057
Сегодня мы вам расскажем о наиболее интересных событиях, которые состоятся этой осенью в городе. После более чем насыщенного лета харьковчан ожидает не менее насыщенная осень, поскольку в Харькове состоится большое количество событий, на которые стоит обратить внимание. Это и выступления звезд украинской и зарубежной эстрады, спектакли в театрах, фестивали и даже целые тематические ночи. Поэтому редакция сайта 057 решила выбрать 10, по нашему мнению, наибо...
18+
16 сентября в Основянском районе автомобиль "Москвич" сбил подростка, который перебегал дорогу в неположенном месте. 14-летнего парня с ушибами и переломами доставили в больницу. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. ДТП произошло в 12.50 по улице Грозненской. По предварительным данным, 67-летний водитель автомобиля «АЗЛК-2138» сбил подростка, который перебегал проезжую часть в неустановленном месте. Информацию зарегистрировали...
Официально
Дорога Р-51 Харьков - Лозовая - Павлоград не ремонтировалось с момента строительства в 1962 году. За период 2017 - 2018рр. восстановлено 35,91 км. На сегодня восстановлено покрытие полностью 76,3 км. На данный момент завершаются работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, установка барьерного ограждения, дорожных знаков и восстановление обочин. «Комфортная, безопасная, с качественным покрытием, специальными площадками для весовых комплексов, капи...
Новости компаний
Для баскетбола, как и для любого другого вида спорта желательно использовать специальную амуницию во избежание травм и длительных перегрузок. Что такое баскетбольные кроссовки – об этом далее. Баскетбольные кроссовки – в чем их преимущество В современном мире не обязательно становится профессиональным спортсменом, чтобы открывать все нюансы игр и других активностей в обычных условиях зала или на специальных уличных площадках. Активный образ жизни стал ближ...
Общество
"Харьковтеплосети" проведут открытое обсуждение проектов тарифов на выработку теплоэнергии филиалом "ТЭЦ-3". Коммунальщики обсудят возможные тарифы на отпуск электроэнергии и выработку теплоэнергии филиалом «ТЭЦ-3», что повлияет на тарифы за отопление и горячую воду для населения, бюджетных учреждений, религиозных организаций и других потребителей. Об этом сообщили в пресс-службе "Харьковтеплосети". Отметим, что с 1 января 2019 года тарифы на выработку теп...
Новости по теме
Харьков под оккупацией нацистов и Харьков современный. Сравнение фото города
Продажа человечины и захоронение немецких генералов: ТОП-10 фактов об оккупации Харькова, - ФОТО
История создания Салтовки: от поселка до самого большого района Харькова, - ФОТО
Другая сторона ХТЗ. Как на тракторном заводе создавалось мощнейшее вооружение после Второй мировой, - ФОТО
От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО
История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО
Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО
Журавлевка, Москалевка и Павлово Поле. Откуда появились названия исторических районов Харькова, - ФОТО
Метро Харькова: как строилась Холодногорско-Заводская ветка "подземки", - ФОТО
Голодомор в Украине: жуткие факты из дневника харьковчанина, - ФОТО
Спец проекты