Другая сторона ХТЗ. Как на тракторном заводе создавалось мощнейшее вооружение после Второй мировой, - ФОТО
Сегодня мы вам расскажем историю Харьковского тракторного завода в части производства им военной техники после Второй мировой войны.
Харьковский тракторный завод является поистине уникальным, поскольку кроме производства великолепных тракторов, он также выпускал мощнейшую военную технику, которая сыграла не последнюю роль во Второй мировой войне. Однако мы решили сосредоточиться на истории производства заводом военной техники уже после победы «совка» над нацистской Германией.
ХТЗ имеет очень солидный по всем меркам возраст, поскольку его строительство началось в апреле 1930 года, а запущен он был 1 октября 1931 года. Уже в этом месяце завод выпустил свой первый трактор. Стоит отметить, что одновременно с заводом возвели и одноименный поселок, который в нынешнее время является известный частью Харькова.
До начала Второй мировой войны на заводе, можно так сказать, просто экспериментировали и пробовали «вооружать» трактора, а также выпускать военную технику. Однако с началом боевых действий на территории «советов» Харьковский тракторный завод вплотную занялся этим направлением и в несколько раз увеличил выпуск военной продукции. Сам же завод эвакуировали сначала в Сталинград, а затем на Алтай в город Рубцовск, где он работал на победу «совка» над нацистами.
После окончания Второй мировой войны ХТЗ стал одним из крупнейших разработчиков и производителей военных гусеничных машин (ВГМ). Спустя два года после окончания кровавых событий во всем мире, а именно в 1947 году на харьковском заводе организовали конструкторское бюро, целью которого стала разработка армейских быстроходных гусеничных машин. Например, легкий артиллерийский тягач (АТ-Л) в нескольких своих модификациях выпускали вплоть до 1967 года, а сам он пользовался уважением среди военных «совка».
Именно АТ-Л на многие годы вперед стал так называемым «внешним видом» военной техники, которая создавалась на Харьковском тракторном заводе. Если же быть точным, то такими стали его простота, надежность и удобство в эксплуатации, которые сочетались с высокими техническими характеристиками.
Конец 50-х ознаменовался созданием на ХТЗ плавающего гусеничного транспортера-снегоболотохода с колесно-лыжным прицепом (КЛП-2).
Вначале 60-х на заводе стартовали работы по созданию нового поколения легких плавающих военных гусеничных машин. Руководил же этим процессом конструктор Анатолий Белоусов. Выбирая конструктивные решения, основной упор на заводе сделали на возможность создания широкой гаммы машин с объединенным двигателем с обслуживающими системами, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, управлением, средствами связи и жизнеобеспечения.
Прародителем таких машин стал плавающий легкий многоцелевой транспортер-тягач (МТ-ЛБ), который разработали на ХТЗ в 1964 году. Интересно и то, что на заводе его выполнили в бронированном и небронированном варианте. Серийное же производство МТ-ЛБ началось в 1966 году. В этой машине рабочие харьковского завода успешно реализовали большое количество противоречивых требований. Вдобавок стоит отметить, что благодаря удачным компоновочным решениям, а также соотношению стоимости и эффективности его основные параметры на протяжении долгого периода времени оставались на одном уровне с гораздо более новыми подобными машинами.
В связи со всем вышеуказанным МТ-ЛБ производился многие годы. За это время в результате тесного сотрудничества Харьковского тракторного завода с десятками предприятий «совка» на базе этого транспортера-тягача создали одно из крупнейших во всем мире «семейство» военных гусеничных машин.
Речь идет о не имеющих аналогов плавающих бронированных снегоболотоходах МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ и первой в «советах» плавающей бронированной самоходной гаубице с лаковым названием «Гвоздика», которая имела мощнейшую пушку в 122 миллиметра. Также не имеющая аналогов в мире плавающая машина радиационной и химической разведки (РХМ) «Кашалот», которая имела высокую степень защиты экипажа, размещенного в капсуле.
Вдобавок было создано многоцелевое шасси МТ-ЛБу, которое было уникальным по количеству размещаемых комплексов вооружения и военной техники (цифра просто невероятная - свыше 50-ти). На нем базировались и комплекс «Фальцет-М» (комплекс средств автоматизации управления огнём самоходной артиллерии - ред.), и комплекс «Зоопарк-1» (радиолокационный комплекс разведки и контроля стрельбы - ред.), и командно-штабные машины, и разведывательные машины, и машины связи и управления войсками.
Также на заводе создали высокоунифицированные шасси для радиолокационной станции «СНАР-10», а также противотанкового ракетного комплекса «Штурм-С» и зенитного ракетного комплекса «Стрела-10».
Однако на Харьковском тракторном заводе не прекращали улучшать свою продукцию, поскольку параллельно с наращиванием темпов производства шли работы по модернизации, а также велись поиски новых решений, и на постоянной основе совершенствовалась конструкция.
Стоит отметить важную деталь, что по количеству произведенных аппаратов «семейство» военных гусеничных машин на базе легкого многоцелевого транспортера-тягача было в числе наиболее массовых в мире на конец второго тысячелетия. Вдобавок такие машины на конец 90-х годов были на вооружении более тридцати стран и сумели себя зарекомендовать надежными и неприхотливыми. Это обусловлено было тем, что они успешно прошли испытания многими военными конфликтами, которые происходили в совершенно различных климатических условиях.
Читайте также: уголовные производства, пророссийские взгляды и многомиллионные долги. С каким «багажом» идут в Раду харьковские политики.
(Фото: соцсети)