Бурсацкий спуск, Гоголя и Чеботарская: история харьковских улиц, - ФОТО - 057.ua

Бурсацкий спуск, Гоголя и Чеботарская: история харьковских улиц, - ФОТО

Этот материал мы написали, благодаря книге "Улицы и площади Харькова". Издана она была еще в далеком 1977 году. В ней автор собрал наиболее точную (на тот момент) историю харьковских улиц, скверов, парков, проспектов и площадей.

Все улицы мы охватить не сможем, а потому расскажем о наиболее интересных местах Харькова.

Университетская горка

Университетская горка — центральная и наиболее древняя часть Харькова. Свое название горка получила в начале XIX века в связи с открытием на ее территории университета. Ее застройка относится к 1654—1655 годам, когда группа переселенцев из Заднепровья построила здесь свои жилища.

Местность эта, окруженная со всех сторон лесами, кое-где болотами и речками Харьков и Лопань, была недоступной для врага. Жители укрепили свое поселение, построив острог, состоявший из низких, редко вкопанных в земляную насыпь заостренных бревен — острожин. Но укрепление не полностью соответствовало требованиям обороны, поэтому в 1656 году началось сооружение крепости.Харьковская крепость, которую возвели в 1659 году, была построена по типу деревянных крепостей того времени. Длина ее стен превышала километр. Крепостная стена начиналась около нынешнего универмага — на углу площадей Пролетарской и Розы Люксембург. Далее она шла по территории площади Розы Люксембург до Дворца труда, оттуда поднималась до нынешнего здания Института искусств и, повернув на запад, спускалась в сторону Клочковской улицы через территорию нынешнего Исторического музея. С западной стороны над обрывом к реке Лопань крепостной стены не было.

Ее заменял деревянный частокол. Крепость имела 10 башен различной высоты. Четыре из них стояли по углам крепости и назывались «наугольными». Каждая из них имела свое название. Так, башня, находившаяся на месте нынешнего универмага, называлась Рождественской, вторая, расположенная на месте Дворца труда,— Протопоповской, третья — самая высокая— высота ее равнялась 13,3 метра — Никольской. На Никольской башне постоянно находился сторожевой пост для наблюдения за степью. Здесь же был подвешен вестовой колокол, в связи с чем ее называли еще и Вестовой. Четвертая башня, расположенная в северо-западном углу крепости, называлась Деркачевской.

В крепости были три проездные башни. Московская башня стояла на теперешней Университетской улице напротив здания Исторического музея. В начале XVIII века ее перенесли на место глухой Шаповаловской башни, приблизительно туда, где теперь Советский переулок. Между нынешней Университетской улицей и Уфимским переулком, там, где они выходят на площадь Розы Люксембург, стояла Чугуевская башня, а на месте современного Соборного спуска — проездная Лопанская башня. Ворота проездных башен запирались на замок. Возле ворот стояли сторожевые дома. В югозападной части крепости, на месте нынешней Университетской лестницы, находилась Тайницкая башня, имевшая потайной подземный ход длиной 34 метра с запасным колодцем. Остальные две башни специальных названий не имели. Одну из них называли средней (в начале XVIII века — Шаповальской), а другую, стоявшую над обрывом к реке Лопань,— Глухой.

Во второй половине 60-х годов XVII века в крепости выкопали колодец глубиной 21,3 метра.Из различных мест крепости к рекам Лопань и Харьков шли подземные ходы, предназначавшиеся для вылазок и пополнения запасов воды во время осады неприятелем.

Крепость со всех сторон окружал ров глубиной и шириной две сажени. На ее вооружении в 1663 году находилось 12 пушек, 402 ядра и восемь бочек пороху. До нашего времени сохранились две крепостные пушки, которые стоят теперь во дворе Исторического музея.

Улица Гоголя

Улица названа именем писателя, Н. В. Гоголя в 1909 году в связи со столетием со дня его рождения. Она возникла во второй половине XVIII века и получила название Мало-Сумской, потому что проходила параллельно Сумской улице. Начиналась Мало-Сумская на Театральной площади и доходила до Мироносицкого кладбища (ныне сквер Победы). Дальше к северу шли пустыри.

В конце XVIII века на углу улицы и площади находился острог. В 1827 году его снесли и вскоре построили лютеранскую кирху, так как в этом районе жило много иностранцев. Тогда же на улице вырос католический костел, перестроенный в конце XIX века.В 70-х годах прошлого столетия на Мало-Сумской, был дом преподавателя электротехники, приват-доцента университета Н. С. Сыцянко. Его сын Александр был членом харьковского народовольческого кружка, организованного С. Л. Перовской.

Квартира Сыцянко стала своеобразным клубом революционеров, здесь часто бывали видные народовольцы, в том числе А. И. Желябов. Летом 1879 года он под фамилией Борисов поселился в Харькове. Здесь Желябов познакомился с Перовской и ее кружком и уже в сентябре руководил сходками молодежи, читал лекции.

Готовя покушение на царя, Желябов собирался взорвать железнодорожное полотно под Александровском (ныне Запорожье), когда там будет проходить царский поезд. Все необходимое для взрыва хранилось в доме Сыцянко.

В 20-х числах сентября 1879 года в Харьков для помощи Желябову прибыли А. Баранников и А. Пресняков. После неудавшегося покушения под Александровском 18 ноября 1879 года А. И. Желябов вновь приехал в Харьков. По некоторым источникам, в доме Сыцянко находилась народническая типография и склад народнической литературы.

В конце XIX века улица значительно застроилась. Здесь открылась 3-я мужская и Вознесенская женская гимназии.В 1927 году на улице Гоголя открылся Сад печатников, на территории которого позже построили здание клуба печатников, со временем переданное драматическому театру.

Бурсацкий спуск

Свое название спуск получил в связи с сооружением на его территории бурсы (духовной семинарии), открытой при Харьковском коллегиуме в XVIII столетии.

Здание бурсы было построено в 1773 году. Оно представляло собой большой каменный одноэтажный дом, в котором находились классные комнаты и жили бурсаки, в основном дети-сироты.

Сохранилось интересное воспоминание одного из воспитанников Харьковского коллегиума о бурсе:

«В классах коллегиума не существовало ни одной печи. Чернила замерзали от холода, и мы, желая написать что-нибудь, нагревали чернильницы за пазухой. Начальство не давало воспитанникам ни белья, ни одежды, ни обуви. Всегдашнею пищею их были в обед постные щи, ржаной хлеб и сухари; в ужин гречневые галушки, величиной каждая почти в полфунта».

В летние каникулы, желая как-то поправить свое материальное положение, бурсаки уходили в села. Их охотно брали на «кондиции», то есть в учителя к своим детям, помещики и зажиточные мещане, так как бурсаки славились своею ученостью.

В 1825 году здание бурсы значительно расширили, а в 1885 году полностью перестроили по проекту архитекторов Толкунова и Покровского. В 60-х — 80-х годах XIX столетия Бурсацкий спуск назывался также Семинарской горой.

В 30-х годах прошлого столетия спуск стал одной из важных магистралей, связывавших Нагорную и Залопанскую части города. Однако городская дума долгое время не уделяла никакого внимания благоустройству спуска, и местным жителям приходилось самим ремонтировать пришедшую в негодность дорогу. Только в 1864—1866 годах спуск спланировали. По нему и мосту через Лопань установили кратчайшее сообщение с одним из наибольших рынков — Благовещенским. В это время на спуске были построены небольшие частные каменные домики, а улицу стали озеленять.

В 1893—1897 годах на спуске разбили сквер. В 1918 году, в период немецкой оккупации, в здании бывшей бурсы находился подпольный Харьковский губернский революционный комитет.

Привокзальная площадь

Нынешняя Привокзальная площадь долгое время представляла собой болотистую местность, носившую название Архиерейской левады.

В начале XIX века восточную часть левады занимала шелковичная плантация,В конце 60-х годов прошлого столетия, когда через Харьков проложили первую железную дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал, построили дом для управляющего дорогой и другие жилые и хозяйственные постройки.

22 мая 1869 года на Харьковский вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге прибыл первый поезд, а с 6 июля 1869 года началось регулярное движение поездов.Через несколько лет после открытия дороги недалеко от вокзала выросли здания железнодорожного училища, депо, мастерских.В конце XIX века Харьков превратился в один из важнейших железнодорожных узлов империи.

В связи с усилением железнодорожных перевозок, особенно пассажирских, старое помещение вокзала стало тесным и потребовало перестройки, которая началась в конце 90-х годов. Строительство вокзала по проекту архитектора Загоскина, вернее его реконструкция, завершилось в 1901 году.

Новый вокзал стал одним из крупнейших в империи.В 1912—1914 годах напротив вокзала по проекту академика архитектуры А. И. Дмитриева и архитектора И. Ракитина построили одно из крупнейших в дореволюционном Харькове здание Управления Южных железных дорог.

После окончания гражданской войны большое внимание было уделено укреплению железнодорожного транспорта. В 1926 году начались работы по расширению Харьковского узла. В 1927 году на северной стороне площади по проекту архитектора Мордвинова началось строительство почтамта.

Улица Чеботарская

В старое время тут жили ремесленники, изготовлявшие обувь,— чеботари, отсюда и название улицы. Она возникла в конце XVII — начале XVIII века и в 40-х годах XVIII века дошла до Дмитриевской дороги.

Далее на запад лежали незастроенные участки земли, занятые сенокосами и садами. Они были ограждены рвом и валом, проходившим приблизительно по территории современной улицы Малиновского. Проезды через ров были только на Рождественской и Екатеринославской улицах. После принятия «Положения» 1837 года о перестройке города каменные дома строились по левой стороне улицы, а на правой стороне разрешалось строить деревянные, потому что она не входила в черту города.

В 30—40-х годах прошлого века наряду с Чеботарской улицу называли также и Скрынницкой. Появление второго названия было связано с тем, что на Чеботарской находилась большая мастерская купца Скрынника, в которой из простого валяного сукна темно-серого цвета шились украинские свиты с капюшоном («вiдлогою»). Эти свиты, известные под названием «скрынок», пользовались большим спросом на Украине. Целыми возами отправляли их в Киев, Полтаву, Чернигов, Екатеринослав, Херсон, Одессу.

Во второй половине XIX века на Чеботарской велись планировочные работы, а в 1883 году часть улицы замостили.

В конце XIX — начале XX века на улице селились рабочие расположенных рядом предприятий. В конце 70-х годов прошлого века на Чеботарской, 32, жил выдающийся ученый, профессор Харьковского университета, впоследствии академик, основоположник современной физической химии Н. Н. Бекетов.

10 октября 1905 года на углу Чеботарской и Оружейной улиц произошло вооруженное столкновение боевой дружины харьковских рабочих с казаками, направленными рассеять колонну демонстрантов, возвращавшихся с митинга на леваде.

Напомним, пожертвования от князей и оккупация: история харьковского ботанического сада.

дореволюционный улицы чеботарская бурсацкий привокзальная гоголя
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Новости компаний
На днях Ассоциация Сомелье Украины подвела итоги независимой «слепой» дегустации крепких напитков, в ходе которой новинку отечественного рынка ТМ Green Day EVOLUTION сравнили с лучшими мировыми брендами Швеции, Финляндии, США и Франции. Цель проста - доказать, что в Украине появился достойный конкурент всемирно признанным лидерам отрасли. В состав жюри вошли лучшие сомелье Украины разных лет и бренд-амбассадоры известных международных алкогольных марок. Дл...
Общество
18 июля и в ночь с 20 на 21 июля по Московскому проспекту частично ограничат проезд для общественного и пассажирского транспорта. Движение транспорта перекроют на участке от улицы Энергетической до улицы Морозова при движении в сторону проспекта Льва Ландау. Как сообщили в Департаменте инфраструктуры, проезд ограничат с 9.30 до 13.30 18 июля и с 22.00 20 июля до 4.00 21 июля. Это связано с необходимостью восстановить подачу электричества на воздушной лини...
Общество
Пассажиры не смогут вовремя улететь в Турцию и Киев. 18 июля в Харькове задерживается вылет в Анталию. Об этом сообщается на онлайн-табло аэропорта. Рейс PS 5341 должен был отправиться в Турцию в 14.20, но его перенесли на 17.30. Отметим, 15 июля из Харькова задерживался рейс в Стамбул. Также задерживают рейс в Борисполь. Самолет PS 026 должен был вылететь по расписанию в 11.30, но его отложили до 14.00. Перелет обоих рейсов осуществляет компания «Ukraine...
Политические новости
В Харькове кандидат от "Слуги народа" Александр Куницкий не может быть народным депутатом, если будет другое гражданство. Как передает Depo.Харків, об этом в Харькове 17 июля, сказал журналистам президент Украины Владимир Зеленский. "По закону он не может быть депутатом, если у него есть двойное гражданство. Вот и все. Если у него есть второй паспорт, если он его не отдал, не может быть депутатом", - подчеркнул Зеленский. Он добавил, что ему доложили о том...
Общество
В районе одного из харьковских домов будут проводиться ремонтно-строительные работы. Движение транспорта по улице Кандаурова, на участке от улицы Полтавский Шлях до улицы Ильинской, запретили с 8:00 до 22:00 18 июля. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии Харькова. Подобные ограничения связаны с проведением ремонтно-строительных работ в районе дома №2 по улице Кандаурова. На этот период проезд специальных автомобилей оперативных служб к жилым и администрати...
В зоне ООС
17 июля оккупанты пятнадцать раз нарушили режим прекращения огня на Донбассе. Противник один раз применил запрещенное Минскими соглашениями оружие - минометы калибра 82 мм. Об этом сообщили в пресс-службе ООС. Также оккупанты открывали огонь по украинским защитникам из гранатометов различных систем, вооружения БМП, крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия. В районе ответственности оперативно-тактической группировки "Восток" противник 14 раз обстрел...
Происшествия
На одной из харьковских улиц случилось тройное ДТП, один автомобиль перевернулся на бок. 17 июля около 16:00 на улице Жилярди, 96 произошло ДТП. Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции Харькова. По предварительной информации, водитель экскаватора из-за технической неисправности своего транспортного средства (разрыв гидравлического шланга, что привело к недееспособности тормозной системы) столкнулся с автомобилем «Газель», которое остановилось вп...
Криминал
Полицейские изъяли у мужчины три единицы огнестрельного оружия и 23 000 гривен, которые он получил за его продажу. 17 июля следователи отдела специальной полиции и сотрудники Управления стратегических расследований ГУНП в Харьковской области задержали 27-летнего харьковчанина. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Мужчина с целью личного обогащения сбывал огнестрельное оружие иностранного производства, переработанного под нарезн...
Новости компаний
Если вы решили обеспечивать дом, офис или общественное учреждение чистым воздухом постоянно, то для этой цели используется приточно-вытяжная установка с рекуперацией тепла. Это особенное изделие, представляющее собой систему вентиляции, основная задача которой заключается в создании циркуляции воздуха в помещении. Функционал системы заключается в подаче кристально чистого свежего воздуха, а также в устранении отработанного воздуха. При помощи такой установ...
Новости по теме
Пожертвования от князей и оккупация: история харьковского ботанического сада, - ФОТО
Запрещали учиться девушкам и ходить студентам в театры: история ХНУ им. Каразина, - ФОТО
Особняк Сурукчи: любимое "пристанище" Шаляпина и Вертинского в Харькове, - ФОТО
Сахарная горка и камень неверности: история Шаровского замка, - ФОТО
Расстрелы и скрывающиеся революционеры на "Сабурке". История знаменитой харьковской психбольницы (ФОТО)
История гибели усадьбы Квитки-Основяненко: Из дворца в руины (ФОТО)
Кражи бриллиантов и самовара в Харькове: преступления столетней давности (ФОТО)
Кладбище и троллейбусный парк на месте "Зеркальной струи": история создания символа Харькова (ФОТО)
Подземные галереи и ходы под Лопанью: истории харьковских катакомб (ФОТО)
Конные прогулки и "гибель" единственной в Украине кедровой рощи: история парка им. Горького (ФОТО)
Цены на топливо на 18.07.2019
Цена за литр
Скраплений газ
13,14
Бензин А-92
25,56
Бензин А-92 Евро
26,16
Бензин А-95
26,94
Бензин А-95 Premium
30,90
Бензин А-98 Super
34,92
Дизельне паливо
26,22
Дизельне паливо EURO-5
30,18
Паливо для реактивних двигунів
32,46