Бурсацкий спуск, Гоголя и Чеботарская: история харьковских улиц, - ФОТО
Этот материал мы написали, благодаря книге "Улицы и площади Харькова". Издана она была еще в далеком 1977 году. В ней автор собрал наиболее точную (на тот момент) историю харьковских улиц, скверов, парков, проспектов и площадей.
Все улицы мы охватить не сможем, а потому расскажем о наиболее интересных местах Харькова.
Университетская горка
Университетская горка — центральная и наиболее древняя часть Харькова. Свое название горка получила в начале XIX века в связи с открытием на ее территории университета. Ее застройка относится к 1654—1655 годам, когда группа переселенцев из Заднепровья построила здесь свои жилища.
Местность эта, окруженная со всех сторон лесами, кое-где болотами и речками Харьков и Лопань, была недоступной для врага. Жители укрепили свое поселение, построив острог, состоявший из низких, редко вкопанных в земляную насыпь заостренных бревен — острожин. Но укрепление не полностью соответствовало требованиям обороны, поэтому в 1656 году началось сооружение крепости.Харьковская крепость, которую возвели в 1659 году, была построена по типу деревянных крепостей того времени. Длина ее стен превышала километр. Крепостная стена начиналась около нынешнего универмага — на углу площадей Пролетарской и Розы Люксембург. Далее она шла по территории площади Розы Люксембург до Дворца труда, оттуда поднималась до нынешнего здания Института искусств и, повернув на запад, спускалась в сторону Клочковской улицы через территорию нынешнего Исторического музея. С западной стороны над обрывом к реке Лопань крепостной стены не было.
Ее заменял деревянный частокол. Крепость имела 10 башен различной высоты. Четыре из них стояли по углам крепости и назывались «наугольными». Каждая из них имела свое название. Так, башня, находившаяся на месте нынешнего универмага, называлась Рождественской, вторая, расположенная на месте Дворца труда,— Протопоповской, третья — самая высокая— высота ее равнялась 13,3 метра — Никольской. На Никольской башне постоянно находился сторожевой пост для наблюдения за степью. Здесь же был подвешен вестовой колокол, в связи с чем ее называли еще и Вестовой. Четвертая башня, расположенная в северо-западном углу крепости, называлась Деркачевской.
В крепости были три проездные башни. Московская башня стояла на теперешней Университетской улице напротив здания Исторического музея. В начале XVIII века ее перенесли на место глухой Шаповаловской башни, приблизительно туда, где теперь Советский переулок. Между нынешней Университетской улицей и Уфимским переулком, там, где они выходят на площадь Розы Люксембург, стояла Чугуевская башня, а на месте современного Соборного спуска — проездная Лопанская башня. Ворота проездных башен запирались на замок. Возле ворот стояли сторожевые дома. В югозападной части крепости, на месте нынешней Университетской лестницы, находилась Тайницкая башня, имевшая потайной подземный ход длиной 34 метра с запасным колодцем. Остальные две башни специальных названий не имели. Одну из них называли средней (в начале XVIII века — Шаповальской), а другую, стоявшую над обрывом к реке Лопань,— Глухой.
Во второй половине 60-х годов XVII века в крепости выкопали колодец глубиной 21,3 метра.Из различных мест крепости к рекам Лопань и Харьков шли подземные ходы, предназначавшиеся для вылазок и пополнения запасов воды во время осады неприятелем.
Крепость со всех сторон окружал ров глубиной и шириной две сажени. На ее вооружении в 1663 году находилось 12 пушек, 402 ядра и восемь бочек пороху. До нашего времени сохранились две крепостные пушки, которые стоят теперь во дворе Исторического музея.
Улица Гоголя
Улица названа именем писателя, Н. В. Гоголя в 1909 году в связи со столетием со дня его рождения. Она возникла во второй половине XVIII века и получила название Мало-Сумской, потому что проходила параллельно Сумской улице. Начиналась Мало-Сумская на Театральной площади и доходила до Мироносицкого кладбища (ныне сквер Победы). Дальше к северу шли пустыри.
В конце XVIII века на углу улицы и площади находился острог. В 1827 году его снесли и вскоре построили лютеранскую кирху, так как в этом районе жило много иностранцев. Тогда же на улице вырос католический костел, перестроенный в конце XIX века.В 70-х годах прошлого столетия на Мало-Сумской, был дом преподавателя электротехники, приват-доцента университета Н. С. Сыцянко. Его сын Александр был членом харьковского народовольческого кружка, организованного С. Л. Перовской.
Квартира Сыцянко стала своеобразным клубом революционеров, здесь часто бывали видные народовольцы, в том числе А. И. Желябов. Летом 1879 года он под фамилией Борисов поселился в Харькове. Здесь Желябов познакомился с Перовской и ее кружком и уже в сентябре руководил сходками молодежи, читал лекции.
Готовя покушение на царя, Желябов собирался взорвать железнодорожное полотно под Александровском (ныне Запорожье), когда там будет проходить царский поезд. Все необходимое для взрыва хранилось в доме Сыцянко.
В 20-х числах сентября 1879 года в Харьков для помощи Желябову прибыли А. Баранников и А. Пресняков. После неудавшегося покушения под Александровском 18 ноября 1879 года А. И. Желябов вновь приехал в Харьков. По некоторым источникам, в доме Сыцянко находилась народническая типография и склад народнической литературы.
В конце XIX века улица значительно застроилась. Здесь открылась 3-я мужская и Вознесенская женская гимназии.В 1927 году на улице Гоголя открылся Сад печатников, на территории которого позже построили здание клуба печатников, со временем переданное драматическому театру.
Бурсацкий спуск
Свое название спуск получил в связи с сооружением на его территории бурсы (духовной семинарии), открытой при Харьковском коллегиуме в XVIII столетии.
Здание бурсы было построено в 1773 году. Оно представляло собой большой каменный одноэтажный дом, в котором находились классные комнаты и жили бурсаки, в основном дети-сироты.
Сохранилось интересное воспоминание одного из воспитанников Харьковского коллегиума о бурсе:
«В классах коллегиума не существовало ни одной печи. Чернила замерзали от холода, и мы, желая написать что-нибудь, нагревали чернильницы за пазухой. Начальство не давало воспитанникам ни белья, ни одежды, ни обуви. Всегдашнею пищею их были в обед постные щи, ржаной хлеб и сухари; в ужин гречневые галушки, величиной каждая почти в полфунта».
В летние каникулы, желая как-то поправить свое материальное положение, бурсаки уходили в села. Их охотно брали на «кондиции», то есть в учителя к своим детям, помещики и зажиточные мещане, так как бурсаки славились своею ученостью.
В 1825 году здание бурсы значительно расширили, а в 1885 году полностью перестроили по проекту архитекторов Толкунова и Покровского. В 60-х — 80-х годах XIX столетия Бурсацкий спуск назывался также Семинарской горой.
В 30-х годах прошлого столетия спуск стал одной из важных магистралей, связывавших Нагорную и Залопанскую части города. Однако городская дума долгое время не уделяла никакого внимания благоустройству спуска, и местным жителям приходилось самим ремонтировать пришедшую в негодность дорогу. Только в 1864—1866 годах спуск спланировали. По нему и мосту через Лопань установили кратчайшее сообщение с одним из наибольших рынков — Благовещенским. В это время на спуске были построены небольшие частные каменные домики, а улицу стали озеленять.
В 1893—1897 годах на спуске разбили сквер. В 1918 году, в период немецкой оккупации, в здании бывшей бурсы находился подпольный Харьковский губернский революционный комитет.
Привокзальная площадь
Нынешняя Привокзальная площадь долгое время представляла собой болотистую местность, носившую название Архиерейской левады.
В начале XIX века восточную часть левады занимала шелковичная плантация,В конце 60-х годов прошлого столетия, когда через Харьков проложили первую железную дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал, построили дом для управляющего дорогой и другие жилые и хозяйственные постройки.
22 мая 1869 года на Харьковский вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге прибыл первый поезд, а с 6 июля 1869 года началось регулярное движение поездов.Через несколько лет после открытия дороги недалеко от вокзала выросли здания железнодорожного училища, депо, мастерских.В конце XIX века Харьков превратился в один из важнейших железнодорожных узлов империи.
В связи с усилением железнодорожных перевозок, особенно пассажирских, старое помещение вокзала стало тесным и потребовало перестройки, которая началась в конце 90-х годов. Строительство вокзала по проекту архитектора Загоскина, вернее его реконструкция, завершилось в 1901 году.
Новый вокзал стал одним из крупнейших в империи.В 1912—1914 годах напротив вокзала по проекту академика архитектуры А. И. Дмитриева и архитектора И. Ракитина построили одно из крупнейших в дореволюционном Харькове здание Управления Южных железных дорог.
После окончания гражданской войны большое внимание было уделено укреплению железнодорожного транспорта. В 1926 году начались работы по расширению Харьковского узла. В 1927 году на северной стороне площади по проекту архитектора Мордвинова началось строительство почтамта.
Улица Чеботарская
В старое время тут жили ремесленники, изготовлявшие обувь,— чеботари, отсюда и название улицы. Она возникла в конце XVII — начале XVIII века и в 40-х годах XVIII века дошла до Дмитриевской дороги.
Далее на запад лежали незастроенные участки земли, занятые сенокосами и садами. Они были ограждены рвом и валом, проходившим приблизительно по территории современной улицы Малиновского. Проезды через ров были только на Рождественской и Екатеринославской улицах. После принятия «Положения» 1837 года о перестройке города каменные дома строились по левой стороне улицы, а на правой стороне разрешалось строить деревянные, потому что она не входила в черту города.
В 30—40-х годах прошлого века наряду с Чеботарской улицу называли также и Скрынницкой. Появление второго названия было связано с тем, что на Чеботарской находилась большая мастерская купца Скрынника, в которой из простого валяного сукна темно-серого цвета шились украинские свиты с капюшоном («вiдлогою»). Эти свиты, известные под названием «скрынок», пользовались большим спросом на Украине. Целыми возами отправляли их в Киев, Полтаву, Чернигов, Екатеринослав, Херсон, Одессу.
Во второй половине XIX века на Чеботарской велись планировочные работы, а в 1883 году часть улицы замостили.
В конце XIX — начале XX века на улице селились рабочие расположенных рядом предприятий. В конце 70-х годов прошлого века на Чеботарской, 32, жил выдающийся ученый, профессор Харьковского университета, впоследствии академик, основоположник современной физической химии Н. Н. Бекетов.
10 октября 1905 года на углу Чеботарской и Оружейной улиц произошло вооруженное столкновение боевой дружины харьковских рабочих с казаками, направленными рассеять колонну демонстрантов, возвращавшихся с митинга на леваде.
Напомним, пожертвования от князей и оккупация: история харьковского ботанического сада.