"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО

Фото затонувшего судна, Скрипник Олег
Фото затонувшего судна

Утром 7 января, грузовое судно под флагом Панамы, отправило сигнал бедствия примерно в 148 км (92 милях) от черноморской провинции Самсун (Турция).

Из-за погодных условий судно затонуло. Из 13 членов экипажа 11 были гражданами Украины. Погибли четверо украинцев, семеро попали в больницу.

Среди погибших моряков был и харьковчанин – Руслан Бодник. Его родные решили провести собственное расследование трагедии, и попросили журналистов 057 помочь им в этом. 

Проведя тщательное расследование, мы выяснили множество любопытных деталей.

Начнем с названия судна – «Волго-Балт 214». Тип этого судна предназначен для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям. Судно также может выходить в море, но как утверждают моряки, из-за особенностей проектировки ходить оно должно недалеко от берега.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-1

Произведено это судно было еще в Советском Союзе, 11 сентября 1978 года. У судна несколько раз менялся владелец: СССР, Россия, Сент-Китс и Невис, Панама.

На момент катастрофы судно шло под флагом государства Панама, и по документам принадлежало турецкой компании «Orbital Ship Management». Отметим, что этой же компании принадлежит еще пять судов «Волго-Балт».

Как сообщают наши источники, эта компания является "прокладкой" (жаргонный термин для обозначения организаций, которые создаются исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, мошеннических операций). И реальные владельцы судна имеют гражданство РФ. 

Отметим, что в данный момент компания "Orbital Ship Management" внезапно оказалась на стадии ликвидации.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-2

Сами моряки не раз говорили и писали родным и друзьям, что судно находится в крайне аварийном состоянии, и буквально разваливается на ходу. Скриншоты переписки с Русланом Бодником и Владимиром Овдиенко нам предоставили их родные:

«Мы 2 дня назад обесточились, аварийный генератор не запустился из-за того, что тумблер был выключен на подачу топлива»

«пробоина у нас была, водой машинное отделение заливало, а я как самый компактный, послали заделывать»

«он (корабль Ред.) лопнул уже посередине, с обеих бортов трещины по 20 см. Скоро пойдет или на иголки, или на дно»

«в один прекрасный сильный  шторм если попасть, то (корабль Ред.) может переломиться напополам. Вот в феврале поставят в док, будут латать»

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-3 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-4 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-5 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-6

Но до февраля судно не «дотянуло». Из-за небольшого шторма, под воздействием внутренних факторов (трещина в судне Ред.) оно пошло ко дну.

Руслан Бодник успел нарисовать от руки место пробоины судна, а в момент аварии рычаг спуска лодок был неисправен, что подтвердил матрос Евгений Ильченко.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-7

Жена Руслана, Лиана, рассказала, что украинских моряков просто «кинули».

«Там все гораздо хуже, чем вы думаете. Крюинговое (кадровое) агентство «Морской центр» было обязано проверить все условия для работы моряков: документы, техническую исправность судна, финансовое состояние, условия страховки жизни моряков. Но этого ничего не сделали, попросту наплевав. Моряки даже не знали, куда они будут плыть, они выступали в роли обслуживающего персонала», - говорил жена моряка.

Владельцы судна «умудрились» получить документ, согласно которому сухогруз «Волго-Балт 214» имел право ходить по льдам.

«Судно не имело права выходить в  море. Его предназначение - ходить по реке, и относится оно к речным судам. Оно имеет балансовую стоимость - ноль. Его даже никто не будет поднимать со дна. Существует российский реестр, где присваивается класс судну. Кто-то дал документы, что техническая часть судна исправна. Если он непригоден, то его никто в реестр не внесет», - говорит адвокат Вячеслав Ушаков.

Моряки в общении также указывали на факты коррупции при получении необходимых сертификатов:

  • - Завтра должен чижик (проверяющий Ред.) с Панамы прийти, проверку сделать.
  • - Что за проверка?
  • - Проверить судно на прочность. И нас на компетентность. В России уже льды. Нужен сертификат, что мы можем по льдам ходить.
  • - И как корытце (судно Ред.), пройдет проверку?
  • - посмотрим, насколько жестко будут проверять.
  • - Коррупция уместна?
  • - Конечно, а кто ее отменял? Если бы не коррупция, то в жизни не прошло бы корыто (судно Ред.).
"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-8 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-9

Не менее интересен и маршрут судна. Сами моряки подтвердили слухи, которые распространялись в СМИ после крушения

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-10

Именно это судно способствовало коррупционной схеме продажи российского угля втридорога. Схема простая и дерзкая: судно с флагом иностранного государства заходит в российский порт, его загружают углем (по неподтвержденной информации, углём, который РФ вывезла из оккупированного Донбасса), оно отплывает в нейтральные воды, где перегружает уголь на другое судно. На нём уголь доплывает до Одессы, где продается уже втридорога, но как «африканский» уголь.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-11

Гражданский активист и волонтер Центра "Миротворец" Екатерина Яресько также не исключает такую схему международной контрабанды.

"Судя по истории портов сухогруза "Волго-Балт 214", он занимался перегрузками в Черном море", - рассказала журналисту 057 Яресько.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-12 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-13 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-14 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-15 "Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-16

Глава Министерства Иностранных дел Павел Климкин заявил, что МИД проверяет эту информацию.

«Мы знаем о российских попытках смешивать уголь с оккупированных территорий и российский, и вывозить его. Мы работаем с нашими партнерами, чтобы провести соответствующее расследование», - заявил Климкин.

Родственники погибших моряков до сих пор не знают, по какой статье заведено уголовное дело в Турции. По их словам, турецкий консул пообещал еще 7 января «сделать все запросы и рассказать», но ответа все еще нет.

«Мы написали претензию в страховую компанию, собственнику судна, но собственника нет по адресу, который он указал в контракте. Сейчас все пытаются перенести вину за крушение на капитана судна, который должен был запретить выход корабля в море. Но следить за судном должен был собственник. Обычно моряки боятся что-то говорить, потому что им дадут такую характеристику, что больше их в море не возьмут», - говорит адвокат семьи погибшего моряка.

По закону, между собственником судна и страховой компанией должен быть подписан договор страхования. Он имеет двойное значение – страхуется и судно и жизни моряков. Родственники моряков этот договор не могут увидеть до сих пор.

В 2017 году международная федерация профсоюзов утвердила страховой договор – 139 тысяч долларов выплачивается вдове моряка и по 20 тысяч долларов каждому из детей.

Адвокат уже написал письмо о несоблюдении договора Одесским профсоюзом в Лондон.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-17

«В Одессе нам предложили только юриста, который ничего не сделал. Сейчас к нам бегают непонятные «официальные представители компании», но ни у кого нет документов, подтверждающих это. Предлагают помощь за деньги. Ничего не делая, требуют свои 10% от сделки. Они просто хотят нажиться на трагедии людей. Но мы хотим добиваться правды», - уверяет адвокат.

В Украине по факту гибели моряков открыли уголовное производство по ст. 115 ч.1 (умышленное убийство). Заявление подала в Слободской отдел полиции (Харьков) жена Руслана, Лиана.

Сейчас Лиана будет добиваться переквалификации дела на ст. 119 (убийство по неосторожности), а после этого – требовать призвать к ответу тех, кто виновен в гибели моряков.

"Погибшие моряки не знали, куда плывут": как российский уголь продают в Украину "втридорога" под видом африканского, - ФОТО, фото-18
моряки уголь судно затонуло коррупция
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
12 очень хорошо
(2 оценки)
Высокие оценки пользователей за Стиль изложения
2 человека рекомендуют
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии