«Buick» Буденного и самодельные машины: как харьковчанин собрал коллекцию из 100 ретро-автомобилей, - ФОТО - 057.ua

«Buick» Буденного и самодельные машины: как харьковчанин собрал коллекцию из 100 ретро-автомобилей, - ФОТО

В коллекции харьковчанина насчитывается 117 старинных транспортных средств.

В коллекции Дмитрия Сварчевского есть автомобили, снегоходы и даже троллейбус  советского производства. Среди них есть «Москвичи», «Волги», «ЗИМы», «Победы», «Запорожцы», самодельные автомобили и т.д.

Мы встретились с Дмитрием в гараже, где хранится часть его коллекции. В этом месте находится около 50 уже отреставрированных старинных автомобилей. 

Остальные машины, которые только ожидают реставрации, харьковчанин держит в другом месте.

Сколько лет собирали коллекцию ретро-авто?

- Занимаюсь я этим делом с 1987 года. В 2017 году было 30 лет.

Помните первую машину, которую приобрели?

- Да, конечно. Самая первая машина – «ЗИМ». Это машина из хозяйства покойного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. А вот вторую машину, которую купил, я не помню.

Как начали коллекционировать ретро-машины, была ли у вас конкретная цель или это было на уровне хобби?

- Никакой цели не было. Это было юношеским кипением, тогда попал в автомобильное окружение. Когда вернулся из армии, оно никуда не делось. В те годы сложно было говорить, что можно собрать коллекцию. 

Так получилось, что у митрополита Никодима были только автомобили «ЗИМ». Не знаю, как называется головной убор у митрополитов, но ни в один советский автомобиль они в этом облачении не могли поместиться. А выходить из дома они не могли без этого убора. Как правило, священники использовали «ЗИМы».

У него было 3 «ЗИМа». Но тогда не было специализированных автопредприятий, они обслуживали свои машины в гараже областной клинической больницы. 

Я там работал и узнал, что один из них он будет продавать. Я решил его купить. Это машина редкая, тогда и сейчас ее практически невозможно было купить. А дальше пошло-поехало.

То есть сейчас вас можно назвать бизнесменом?

- Да как угодно меня можно назвать.

Бизнес – это река, которая течет, бурлит, у нее есть русло. То, чем я занимаюсь, назвать бизнесом сложно

Это похоже на извержение вулкана. Людей понимающих в этой ситуации очень немного, а страждущих этим еще меньше. 

Когда появляется джентльмен, который что-то хочет и может себе это позволить, тогда это такой спонтанный момент бизнеса, а дальше это вялотекущее копание в ржавом металле. 

Есть у  вас известные машины, которые «засветились» в кинофильмах?

- Мой реставрационный центр делал машину на заказ. Это герой мелодрамы 1940 года «Сердца четырех». Такая машина была сделана в реставрационном центре. 

Есть машина, которая по словам продавца принадлежала маршалу Жукову. Когда я пытался установить ее истинное происхождение, выяснил, что это автомобиль маршала Буденного.

Это автомобиль «Buick Century-60», 1937 года выпуска, с передней частью автомобиля «ЗИЗ-110».

У меня нет в коллекции какой-то обычной машины. 

Один раз журналистка написала в статье, что у меня есть машина, которая принадлежала Льву Ландау. На самом деле я ей сказал, что это автомобиль из института, где работал академик Ландау, но кому именно она принадлежала, непонятно. 

А эта машина 53-го года, к тому моменту Ландау уже умер. Нашлись «червивые языки», которые ухватились за то, что написано в газете. Стали болтать, что я врун, потому что такого не могло быть. Тоже есть такая история, которая родилась в Харькове.

С каждой машиной связана своя интересная история.

Есть ли у вас любимая машина?

- Что значит любимая? Можно сказать так про машину, которая обошлась дороже всего в реставрации. А так, это же машины, я их не люблю, я более материальный человек. Я им радуюсь, они меня радуют, я кайфую.

Когда машина одна, она как собака, и ты ее любишь. А когда их сто с лишним, то ты порой и кличку уже не помнишь. Точно так и у меня. Я к ним ко всем ровно отношусь.

Как вы находите автомобили, специально ищете уникальные модели?

- Основная инициатива исходит от меня – я копаю, ищу, стараюсь схватить, то, что нашел.

Каждая машина индивидуальна, простых авто у меня нет

Иногда на меня выходят перекупщики, редко – владельцы. Перекупщики сами порой не догадываются, что перед ними за машина.

Я смотрю, если это то, о чем идет речь, я покупаю. Либо покупаю и постепенно перехожу к ее реставрации.

Были ли у вас запоминающиеся истории покупок ретро-машин?

- Есть у меня «Победа», 1949 года выпуска, это кабриолимузин с очень редким кузовом. Я гнался за этой машиной, ее погрузили на автоэвакуатор и увозили из Харькова. Я догнал эвакуатор с несостоявшимся покупателем. Вынужден был сделать «неприличное предложение», от которого тот не смог отказаться. Сейчас она находится в процессе реставрации.

Однажды поехал в Чугуев купить запчасти для «Запорожца», а там у хозяина была и машина. И мы вместе с запчастями ее купили. Редко, когда покупка тривиальная, все с каким-то легким «трэшем» проходит.

Есть машины, с которыми связаны мистические истории?

- Есть легенда, связанная с «Запорожцем-965», который «горбатым» называют. Это машина  с «тяжелой кармой». Я ее купил в Харьковской области, даже сложно описать где, в каких-то полях.

Это был мой первый 965-й «Запорожец».

В процессе реставрации у каждого мастера случались какие-то неприятности в семье – умирали родственники, случались травмы 

Когда он попадал в реставрационные цеха, что-то ломалось все время, была напряженная ситуация.

Пришлось обратиться к священнику. Он приехал, провел свои обряды, собрал всех мастеров. Я не особо верующий человек, но потом все наладилось, и череда таких событий прекратилась.

Раньше сталкивались с эпизодами, когда машина может начать странно себя вести на ровном месте?

- Я решил купить машину, на которой можно ездить каждый день. Товарищ мне позвонил, сказал, что теща продает «Волгу-24» своего покойного мужа. Приехал, посмотрел, действительно хорошая машина. Купил, отреставрировал, сделал двухцветную комбинированную раскраску.

В этой машине есть момент – едешь на ней, она вдруг заглохнет и не заводится. Открываешь капот, смотришь, заводишь и едешь дальше. А сама машина простая, как хозяйственное мыло. 

На каких выставках можно ваши автомобили увидеть?

- Я не принимаю участия ни в каких выставках, которые проводятся в Харькове и Украине. У меня есть место, где я держу эти машины. Я называю это место музеем. Если мне нужно, я сажусь в машину и кайфую. Зачем мне какая-то выставка? 

Уровень этих мероприятий, которые проводятся в нашей стране, настолько низок, что с достойной вещью там даже опасно появляться.

Никто не отвечает за сохранность, не обеспечивает безопасность машин во время выставки, а машины очень недешевые

Как правило, мероприятия коммерческие. Задача – в лучшем случае собрать деньги с посетителей, а в худшем – и с посетителей, и с участников.

Делаю исключения только по внутренним мотивациям. 

Например, в 2017 году принимал участие в городской выставке на площади Свободы с уникальным автомобилем «Запорожец-Ялта». Такого нигде увидеть нельзя, только в моей коллекции.

Участвую в таких мероприятиях чрезвычайно редко. Мне это не нужно, это дорого. Получается, я должен принять участие в чужом мероприятии, где кто-то заработает деньги.

Не хотели бы организовать выставку своих автомобилей?

- Она у меня есть. Я сам построил свой музей, у меня нет ни помощников, ни компаньонов. Я один владелец. В Украине ничего подобного нет. Есть крупные музеи, коллекции, но они, как правило, «набарные», когда в чужом помещении стоят машины. 

До того, как все это у меня появилось, пытался на городском уровне сделать Харьковский музей. Это еще было при Михаиле Пилипчуке, Шумилкине. Пытался добиться, чтобы город выделил достойное помещение, а я бы наполнил его экспозицией. 

Все последующие мэры не то, что не проявляли интереса, а отмахивались, как от назойливой мухи. Я понял, что от города этого не дождаться и стал развивать свое, для себя, радуя свое эго.

Выставка - это скоротечное и ни к чему не приводящее мероприятие.

Как правило, это коммерческое предприятие – заработать денег и убежать. Я хочу сделать это полноразмерным музеем. Я даже говорю, что готов подарить городу всю свою коллекцию.

В Одессе, Днепре и Запорожье есть такие музеи. Там есть воля городских властей. Только в Днепре музей частный. В Харькове это никому не нужно. 

Честно сказать, я никогда не видел все свои машины вместе. Это сложно технически все их куда-то перегнать. Нужно огромное количество водителей. Машины все очень специфические. Чтобы управлять ими, нужны специальные навыки.

Каждая старая машина имеет свои особенности управления. Набрать такое количество специалистов-водителей, сложно. Также нужна большая территория вроде стадиона.

Кроме того, я проводил здесь бесплатные экскурсии. Ко мне приехал в гости Харьковский автоклуб, не знаю, существует он сейчас или нет. Было 42 человека, с семьями и детьми. Для них провели экскурсию, дали возможность пофотографировать. Тогда у нас был сайт с новостями, обновлениями, фотографиями.

Там была гостевая страница, где кто-то оставил негативный отзыв.

Кто-то написал, что никакого музея нет, ничего нет, все фотографии из интернета. Я принял решение прекратить даже эти экскурсии. 

Но у меня есть экскурсии, которые проводятся летом. Условно открываюсь в день музеев 15 мая и закрываюсь 15 сентября. На свое усмотрение я даю возможность посмотреть на машины. Посетители могут прийти только по рекомендациям, людям с улицы сюда попасть невозможно.

Просят ли у вас машины для фотосессий?

- Фотосессии проходят постоянно. Есть круг фотографов, которые имеют доступ к моей коллекции. В 2017 году приезжала сюда из Бельгии фотохудожник, она сама выбирала моделей и делала фото для своих целей. 

У меня был с ней договор, что она дает мне 12 фотографий, а я из них делаю календарь.

Какая сама дорогая машина в вашей коллекции?

- Тут нужно сказать дорогая по себестоимости реставрации. Иногда реставрация обходится дороже, чем рыночная стоимость автомобиля. Это парадокс нашего мира. Чем машина больше, тем она поглощает больше денег.

«Чайки» и «ЗИМы» - самые дорогие машины в реставрации

Соответственно, они и самые дорогие в моей коллекции. 

Есть ли у вас самодельные машины?

- Я спас харьковский автомобиль, который везли на свалку в районе Залютино. Хозяин хотел утилизировать машину, а я ее забрал. 

В советские времена были всесоюзные собрания автомобилистов со своими самодельными автомобилями. Проводился автопробег, конкурсы. Эта машина тоже там участвовала.

Это единственный в мире автомобиль, еще и харьковский. Это часть истории Харькова.

В Харькове было много самодельных автомобилей, проходили выставки. Это было популярно и сложно. 

Есть ли у ваших ретро-машин оригинальные номерные знаки?

- В каждой эпохе был свой номерной знак. После войны в Харькове были две серии номеров «ЧХ» и «ЧР». «ЧХ» - это были государственные машины, а у частников была серия «ЧР». В Харькове есть специфические слова – тремпель, ракло и т.д. 

Частные автомобили и в те времена стоили сумасшедших денег. Например, маленький «Москвич» стоил 9 тысяч сталинских рублей, «Победа» - 16 тысяч, «ЗИМ» - 40 тысяч. Это были космические суммы.

На 9 тысяч сталинских рублей можно было купить 26 кг золота.

Когда появилась серия «ЧР», харьковчане всех владельцев этих номеров прозвали «чертово ракло» или в другой версии «частное ракло»

Ракол – это человек, который нечестно нажил много денег.

Какие ретро-машины сейчас пользуются популярностью?

- Как правило, «Волга» и «Победа».

В среднем сколько сейчас стоят такие ретро-машины?

 - Цена обычно не варьируется, а возникает по желанию продавца. Допустим, он стал случайным обладателем «Волги». Он в ней ничего не понимает, знает только год выпуска, потому что это в техпаспорте написано, да еще часто и с ошибкой. И этот обладатель, например, хочет купить «Lanos». Он знает, что эта машина продается за 3 тысячи. И он почему-то считает, что раритетный автомобиль надо продать за деньги, которые позволят купить ему «Lanos». 

Как правило, эти цифры взяты с потолка. 

Могли бы продать машину из своей коллекции, если бы за нее предложили огромную сумму денег?

- Да. Когда говорят «не продается», врут. Просто не делается предложение, которое подталкивает тебя к мысли избавиться от вещи. Любой предмет чего-то стоит. Это вообще не вопрос. Деньги – это всего лишь инструмент движения дальше. У меня есть определенное количество автомобилей, которые продаются. 

Самый правильный вариант, когда машина продается с дальнейшей реставрацией в моем реставрационном центре. 

Редкий автомобиль в запущенном состоянии проходит весь комплекс работ. На выходе человек получает автомобиль, а я получаю деньги на развитие своего музея.

Читайте также: Автомобиль для министров, советские мотоциклы и кабриолет. В Харькове прошла выставка ретро-машин.

ретро автомобили коллекция Буденный Сварчевский
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Авиакомпания и харьковский аэропорт не договорились о рейсах из Харькова в Тель-Авив в начале 2019 года Авиакомпания МАУ решила приостановить рейсы «Харьков-Тель-Авив» с 16 января 2019 года. Об этом журналисту 057 сообщили в пресс-службе аэропорта «Харьков». Полеты решили приостановить до марта. В пресс-службе перевозчика «Международные Авиалинии Украины» говорят: рейсы временно отменят из-за неурегулированных с аэропортом вопросов о стоимости топлива и на...
Общество
Госсубвенция на закупку инсулинов для больных сахарным диабетом в Харькове на 2019 год составила 28 млн 198 тыс. грн. Эта сумма покрывает менее 43% потребности в инсулинах для больных. Об этом сообщили в пресс-службе Харьковского горсовета. В Харькове зарегистрировано 6 тыс. 808 человек, страдающих сахарным диабетом. Годовая потребность обеспечения больных препаратами инсулина составляет 65 млн 569 тыс. грн. Медицинская субвенция для Харькова на 2019 год с...
Политические новости
8 декабря Главное следственное Управление Национальной полиции Украины внесло в Единый реестр досудебных расследований и начало уголовное производство по поводу обращения народного депутата, Сопредседателя «Оппозиционного блока» Юрия Бойко о подделке официальных документов партии.   Юрий Бойко считает, что член Политсовета Оппозиционного блока Александр Касянюк совершил уголовное преступление, предусмотренное статьями 170 (препятствование деятельности поли...
Криминал
Красноградский райсуд признал двух участников организованной группы  виновными в наркосбыте (ч. 3 ст. 307 УК Украины). Организатор группы получил 10 лет лишения свободы, его сообщница - 9 лет, оба - с конфискацией имущества. Об этом сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области. Наркобизнес организовал 32-летний житель Кегичевки. К делу он привлек свою 35-летнюю любовницу, а также 19-летнего парня несовершеннолетней дочери. В июле-ноябре 2017 год...
Онлайн трансляция
11 декабря в Киевском райсуде Харькова проходит очередное заседание по делу о ДТП на Сумской, в котором погибли 6 человек.  057 ведет онлайн-трансляцию заседания. 15:02 - Адвокат потерпевших Лариса Матвеева сообщила, что ознакомилась с результатом экспертизы. Эксперты не дали однозначного ответа о состоянии Зайцевой в момент ДТП. Они говорят, что им недостаточно информации.  "Можно было использовать все материалы дела, но, наверное, исследование делали неп...
Общество
В следующем году планируют ввести электронные медицинские записи, которые станут первым этапом внедрения электронных медкарт В 2019 году данные пациента будут передавать в электронную медкарту, роботу которой обеспечивает государство. Об этом сообщили в пресс-службе Минздрава. Данные пациента будут собирать в нескольких учреждениях. Информация будет храниться в централизованной системе. В дальнейшем любая клиника и любой врач будут иметь доступ к этим данн...
Общество
Алла Алексеева получила несколько участков "элитной" земли за городом. Несколько участков земли у Старосалтовского яхт-клуба передали в собственность трем частным лицам, среди которых заместитель начальника отдела ГУ Нацполиции в Харьковской области Алла Алексеева. Об этом сообщает «Харьковский антикоррупционный центр». По информации ХАЦ, Волчанская РГА отдала в частную собственность в 2018 году несколько участков на побережье Печенежского водохранилища. Э...
Происшествия
Ребенок передвигался на детских ходунках и перевернула на себя кастрюлю. 10 декабря, в 18.36 в Купянскую городскую больницу с ожогами грудной клетки, живота, руки и ноги с места проживания была доставлена семимесячная девочка. Об этом сообщили в пресс-службе ГУНПУ в Харьковской области. По словам 25-летней матери стало известно, что дочь, передвигаясь на детских ходунках, осталась на некоторое время без присмотра и перевернула на кухне на себя кастрюлю с к...
Новости компаний
Согласитесь, что совсем непросто сделать так, чтобы гостиная была одновременно стильной, комфортной, функциональной и нетривиальной. Когда нет возможности воспользоваться услугами профессионального дизайнера, стоит ознакомиться с основными рекомендациями, что помогут правильно и красиво обустроить это помещение. Мебель для гостиной – мебель для жизни Перед тем, как делать любые покупки, в первую очередь закройте глаза и представьте, какой будет ваша гостин...