Обман пассажиров и секс в вагоне. История экс-проводницы харьковского поезда, - ФОТО

Обман пассажиров и секс в вагоне. История экс-проводницы харьковского поезда, - ФОТО, Алена Филиппова

Харьковчанка рассказала о бюрократии на «Укрзалізниці», «разводах» пассажиров, неприятных инцидентах в пути и изменениях в работе проводника

Мария Белякова (имя изменено) полгода проработала проводником в поезде "Харьков-Одесса". Сейчас она ушла в другую сферу. Учась в Украинском государственном университете железнодорожного транспорта, девушка пошла на работу по специальности — ради опыта.

Подработка по специальности

В университете предложили пройти практику. Я решила, почему и нет, тем более, что по специальности. Работать проводником может абсолютно любой человек, окончивший квалификационные десятимесячные курсы, получив традиционное образование в этой сфере. Нас приводят в депо, есть готовые документы, отправляют в отдел кадров, где оформляют как студентов по контракту. Нам выдали удостоверения проводника, мы сдали экзамены по охране труда, электробезопасности. Потом отправились на несколько дней на стажировку с бригадиром. После нас «разбили» по бригадам: говоришь, что ты умеешь  делать, а начальник решает, как и где это будет.

Знакомые говорят, что сейчас ужесточили сдачу экзаменов и продление контракта. Когда я работала, многие коллеги-студенты продлили контракт на год. Каждый год нужно сдавать экзамены.

Рассказывают, что экзамены можно купить, что в былые времена нельзя было устроиться просто так, что это стоило определенную сумму в долларах, поэтому оставаться работать дальше у меня желания не возникало

Всего было два возможных графика: восемь дней работаешь — столько выходных, либо шесть дней работаешь — шесть выходных. Если ездим туда-обратно — то шесть дней работы, если с одного пункта в другой, там стоим, потом в третий пункт, потом обратно, то работаем восемь на восемь.

Спецодежду покупала самостоятельно: в вакансиях указывают, что выдают, но по факту одежду покупаешь сам. Я пришла впервые в джинсах и футболке — начальство сказало, что в следующий раз не вернусь на работу. Возможно, так говорят только студентам. На рубашку, юбку, погоны и обувь пришлось потратить в районе 1000 гривен. Обувь приходится покупать регулярно — горит, как бумага. Деньги вернули только за прохождение медкомиссии.

фото: соцсети
фото: соцсети

Обязанности                                                                                      

В первую очередь принять вагон: предыдущий проводник предъявляет накладную съемного имущества, на белье, на все мелочи  — от чайной ложки до зеркал в туалетах. Я принимаю огнетушители, потому что это техника безопасности и они не должны быть просрочены, стоп-краны, пломбы, наличие одеял, матрасов, подушек, тарелок, веников. Принимаю вагон в том случае, если он подметен, туалет без мусора. Тогда проводник уходит на выходные, а я доделываю влажную уборку, принимаю белье. Накладная остается у меня. Если что-то потеряется, то проводник должен оплатить потерю: в депо можно сразу заплатить и получить, к примеру, украденные ложки, или официально через кассу.

Часто воровали полотенца, наволочки и даже простыни

Иногда приходилось поднимать мешок с бельем весом 30 килограмм минимум — если влажное, то больше. Это тяжело, тем более молодой девушке. Их раздавала уже по билету, потому что пассажиры, если оставить мешок с бельем у входа, могут воровать его. При чем постельное не очень хорошего качества.

фото: пресс-служба "Укрзалізниці"
фото: пресс-служба "Укрзалізниці"

Грязное белье

Бывает такое, что пассажиры берут на кассе билет без белья. Они имеют полное право купить это белье у проводника. Он по всем правилам обязан обратиться к начальнику поезда, напечатать квитанцию, записать в документ учета и выдать копию квитанции пассажиру. Чаще всего белье продается без квитанции и стоимость идет в карман. Когда я работала, постельное стоило около 20 гривен. Если ты продаешь его, то оно не достается другому пассажиру с билетом, а так быть не должно.

Более чистое выбирается из использованного белья — бывает, что никто и не пользуется чистым, тогда берешь свежее

Находишь две простыни, «откапываешь» чистое полотенце, так же подбираешь наволочку, берешь раскрытый пакет для белья, складываешь, подкладываешь номерок и запаиваешь зажигалкой. Спайка получается не хуже машинной. При этом надо быть очень внимательным: любой пассажир, если обнаружит, что белье грязное, имеет право попросить его заменить. Даже если оно в прачечной не отстиралось. Но ночью мало кто рассматривает. На меня писали в книгу жалоб, устраивали «разборки», но если ты знаешь, как заговорить пассажира, то конфликт можно решить мирно.

Жалобы

В основном за жалобу проводник может получить выговор, но может дойти и вплоть до увольнения — зависит от степени конфликта. Хотя последнее время «Укрзалізниця» заботиться о своей репутации и периодически проверяет книгу жалоб. Если пассажиры хвалят сотрудников, то эти хвальбы руководство пропускает мимо ушей. Но если пассажир позвонил на горячую линию и пожаловался, тогда результат будет незамедлительным. Потому что сначала жалоба поступает в депо, оттуда вызывают начальника поезда, он вызывает проводника. Могут лишить мизерной премии, могут за неоднократные жалобы выгнать из бригады. Оштрафовать могут, если проводник пропустил санитарную зону и не закрыл туалет.

фото: пресс-служба "Укрзалізниці"
фото: пресс-служба "Укрзалізниці"

Махинации с продуктами

Проделывала их в некотором роде. Проводникам выдают печенье, вафли, чай, сахар, кофе и воду. Все остальное — кола, сухарики, необычное печенье — проводники покупают за свои деньги и могут продавать в два раза дороже. Эти сладости стоят определенную сумму, которая считается по прайс-листу. И эту сумму проводник должен отдать в конце оборота (Харьков-Одесса-Харьков). Чаще всего начальники поездов могут накидывать 100-200 гривен сверху, но кому как повезет — не все так делают.

В «несезон», когда вместо 52 пассажиров у тебя в вагоне едут 20, приходится выкручиваться

Иначе как ты этим 20-ти продашь 50 пакетов чая? Надо придумывать махинации с тем же бельем, курением, «накручивать» цены, чтобы заработать деньги, а не вложить в «Укрзалізницю». За бельем подходят - сейчас оно стоит 30 гривен. Раз 30 гривен, два 30 гривен и так далее. Каждую смену кто-то из пассажиров просит белье. Штраф за курение от 85 до 340 гривен, но чтобы его оплатить, нужно вызвать полицию, подтвердить факт курения, ведь официально я не имею права стянуть штраф другим путем. Тогда договариваемся когда за 30 грн, когда за 60 гривен. А курит чаще всего компания, поэтому можно даже подзаработать.

В конце смены мне приходилось сдавать около 600 гривен, но знакомые рассказывали, что сейчас цены поднялись до 1000 гривен. Но цена зависит и от рейса: за рейс на 8 дней за 4 дня нужно сдать около тысячи, за смену в 6 дней — 600-700 гривен.  

Моющее за свой счет

Абсолютно все необходимое покупаешь самостоятельно: тряпки, перчатки, губки, моющее. За три месяца нам выдали моющее два раза — отлили из общей бутылки пол-литра. Пару раз выдавали хлорку в капсулах. «Укрзалізниця» выдает только туалетную бумагу, мыло и мусорные пакеты, которых не хватает. По правилам туалет надо мыть по мере загрязнения, но чаще всего это делается уже по приезду в конечный пункт.

Я работала только в плацкарте, но в купе я бы и не хотела работать — слишком капризные пассажиры

Проводники с опытом бегут с «Укрзалізниці», потому что условия ужасные: работа плохо влияет на здоровье, постоянные недосыпы, перегрузки. У тебя есть норма — 172 часа, которое рассчитывается по специальным схемам. За поездку туда-обратно из 48 часов тебе начисляются 30. Рейс в одну сторону может быть, к примеру, 21 час. Как человек на ногах выдержит такую нагрузку? Нужно хоть пару часов отдыха. Проводники, которые ездят на маршруте одни, вынуждены спать между станциями, терпеть без сна. Чтобы не уснуть, я читала, стихи учила. В инструкции проводника написано, что он обязан соблюдать режим сна, прием пищи и личную гигиену. Хотя на рабочем месте спать нельзя. Поэтому после мытья туалета приходится набирать ведро воды и как-то мыться в туалете. Бывает, что по приезду пока сдашь белье, возьмешь новые накладные, подметешь вагон, уберешь мусор, соберешь одеяла, остается полчаса до посадки. За это время привести себя в порядок успеешь только по минимуму. Иногда успеваешь сходить в душ в депо. Зимой не работала, но знакомые говорят, что со временем адаптируешься.

фото: соцсети
фото: соцсети

Интересные случаи

Традиционно высаживали пассажиров из вагона. Я имею право не пустить пьяного пассажира в вагон, поставив печать «отказано» на билете. Но чаще всего жалеешь и впускаешь. Нужно быть готовым, что он начнет дебоширить и его придется высаживать на ближайшей станции с помощью полиции.

Чтоб не приставали, я надевала кольцо на палец сама и говорила, что замужем, хотя не замужняя. Такие «сказки» помогали.

Однажды надоело одно и то же говорить, и пошутила, что я транссексуалка. В меня потыкали пальцем и вполне серьезно сказали: «Надо же, а так натурально»

Самым ярким случаем в моей практике было настойчивое предложение «завести детей» от пьяного мужчины. Иногда приходилось в шутку говорить, что у меня в углу стоит лопата. В основном срабатывало. Курильщика попросила выкинуть сигарету, но он ответил «подожди, малая, докурю и выброшу». Пришлось пригрозить огнетушителем — не поверил. Я пошла, сняла огнетушитель, он тяжелый, но я притянула его и сказала: «У тебя есть три секунды». Подействовало.

Бывали и у меня «промахи»: ночью людей не на той станции высаживала. Постоянно путала станции «Козельщина» и «Кобеляки». У меня люди 30 километров до дома добирались. Тогда на проводника можно смело писать жалобу, что не там высадил или не разбудил. За 20 минут до его станции я обязана разбудить пассажира.

Неоднократно становилось плохо и бабушкам, и детям, когда жарко. Поскольку врача и полицейского в поезде нет, приходится связываться с начальником поезда, потом с машинистами, дальше с ближайшей станцией. Официально оформляются документы, почему была задержка поезда, зачем вызывали «скорую».

У меня летальных случаев не было, но было как раз после моей смены у коллеги. На посадке женщина не смогла дойти до вагона — сердечный приступ

Многие считают секс в плацкарте веселым, но я так не считаю, поскольку это как минимум не гигиенично. После такого приходится особенно все протирать с хлоркой. Особенно после случая с подростками. Ехал целый поезд детей до 16-ти без учета старших. Мне позвонил коллега и спросил, почему дверь в тамбуре закрыта. Пошла проверить — дверь заперта, лампочка выкручена и лежит использованный презерватив. У коллег были истории и «повеселее».

Приятные воспоминания

Иногда просчитаешься и возьмешь минимум еды с собой. Начальник поезда может пошутить, написав на листике: «Накормите проводника» и повесить на двери в купе проводника. И спустя полчаса приходят люди: вот вам помидоры, вот у нас половина птицы осталась. Тогда понимаешь, что не все так плохо. Много хороших воспоминаний внутри коллектива, когда раззнакомишься с бригадой. Поддерживают, понимают. Может, потому что я попала в молодой коллектив. Могли подстраховать, чтобы проводник поспал немного, выпустить людей на нужной станции, потому что иногда за трое суток 2 часа сна могут буквально спасти.

Когда ты едешь как пассажир, то кажется, что можешь только требовать. А когда ты увидел все изнутри, то понимаешь, что тут можно сделать поблажку, тут сделать самому

Из-за того, что такая работа тяжелая морально и не прибыльна финансово, я не готова жертвовать здоровьем и собственными финансами. За один оборот я тратила до 100 гривен на моющие средства. Сейчас проводник получает 8 тысяч гривен с учетом надбавок и без налога. Те, кто ездит в зону АТО, получают немного больше. Хотя в некоторых аспектах мне не хватает этой работы. Студенткой мне хотелось подзаработать и узнать железную дорогу изнутри. Оно того стоило.

Редакция не несет ответственность за сказанное - материал подготовлен со слов героини. 

Читайте также: Билет на поезд из Харькова: когда стоит покупать, чтобы не прогадать.

фото: пресс-служба "Укрзалізниці"

проводница вагон поезд пассажир работа
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Фоторепортаж
В Харькове появились трафареты с портретом Василия Стуса. 29 октября неизвестные разрисовали офис пророссийской политической партии «Оппозиционная платформа - За жизнь». Об этом сообщил журналист 057 с места событий. На входе появились трафареты с портретом известного украинского поэта, диссидента и политзаключенного Василия Стуса. Также возле портрета есть надпись «Запрещенная правда - все равно правда». На табличке с фамилией пророссийского политика и ру...
Общество
Вакансии для жителей города Харькова, которые любят готовить. В конце октября харьковчане стали активно интересоваться возможностью трудоустройства в различные заведения на должность повара. Не остались в стороне и работодатели, которые ищут новых сотрудников. Поэтому мы решили облегчить задачу всем соискателям работы, составив подборку интересных вакансий для любителей кулинарии. Отель открыл вакансию «повар». Работодатель требует от своего будущего сотру...
Новости компаний
В непростое время пандемии коронавируса и сезонного гриппа, как никогда стоит думать о собственном здоровье и заботиться об укреплении иммунитета. Ведь здоровая иммунная система - залог отличного самочувствия, энергии и хорошего настроения. Витаргин - прекрасное средство для укрепления иммунитета, который поможет Вам восстановить естественную защиту Вашего организма. Гель с бурой морской водоросли Витаргин эффективно очищает организм, насыщает его полезным...
Общество
В одном из городов Харьковщины не могут начать отопительный сезон.  Технически город готов запустить отопление уже сейчас, но предприятие не может рассчитаться с компанией «Харьковгаз», что не дает возможность подачи газа на котельные. Об этом на своей Facebook-странице сообщил мэр Первомайского Николай Бакшеев. "Общая сумма задолженности перед ОАО «Харьковгаз» - более 6 миллионов гривен. Город внес предоплату в размере 3,4 млн грн коммунальному предприяти...
График
Актуальный график движения пригородных поездов из Харькова в города области. Расписание электричек из Харькова можно посмотреть на сайте ЮЖД. Расписание движения электричек действует с 25 октября, но его советуют уточнять непосредственно на станции. Харьков-Изюм Электричка следует по этому направлению ежедневно. До Изюма можно добраться от станции «Харьков-Пассажирский» и «Харьков-Левада». От первого вокзала поезд отправляется в 8.48 и прибывает в Изюм в...
Общество
По области ожидаются дожди, сильный ветер и плохая видимость. На территории Харькова и области в пятницу, 30 октября, объявлено штормовое предупреждение, рассказали в Украинском гидрометцентре. Как отметили синоптики, на территории региона ожидается ухудшение метеорологической дальности видимости до 500 метров и менее. Штормовое предупреждение будет действовать с 22:00 29 октября по 11:00 30 октября. Кроме того, по данным гидрометцентра, в Харьковской обла...
Общество
В Харькове 127 семей стали участниками городских жилищных программ. 43 семьи заключили договоры с городом на 55 квартир в рамках программы молодежного кредитования. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии со ссылкой на заместителя Харьковского городского головы - директора Департамента экономики и коммунального имущества Михаила Фатеева.  Молодежное кредитование является наиболее востребованным. «Программа молодежного жилищного кредитования наиболее выгодна...
Новости компаний
Желание стать родителем – это не просто каприз. Это потребность каждого из нас, которая возникает у каждого в свое время. Благодаря технологиям и развенчиванию мифов, страхов и индивидуальному подходу к каждому случаю пациента, «Клиника академика Грищенко» уже более 30 лет создаёт счастье – дарит Чудо рождения посредством экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). К тому же, здесь сформирована честная и наиболее доступная в соотношении «стоимость/результат»...
Общество
По состоянию на 29 октября в Харькове с начала эпидемии зарегистрировано 26 206 случаев заболевания коронавирусом. В Харькове - 332 новых случая заболевания коронавирусом, рассказали в Харьковском областном лабораторном центре. Всего в Харьковской области за период наблюдения лабораторно подтверждено 35 019 случаев заболевания COVID-19, 27 702 человека находятся под медицинским наблюдением, 6 794 пациента выздоровели, 523 - умерли. По данным Центра обществ...