Фейковые новости и информационная гигиена. Как понять, что вас обманывают

Тварь из львовского метрополитена. Помните заголовки в медиа? Было несколько тысяч репостов. Люди даже не подумали, что во Львове нет метро. Эта статья - о фейках в информационном пространстве, а также о том, как их обнаружить.

Разбираться в данной теме будет генеральный директор издательства "Ранок" Виктор Круглов на примере недавних публикаций, в которых издательство «Ранок» и его имя часто упоминалось.

Фейки появляются по разным причинам: надо кого-то запутать, затормозить какой-то процесс (например, выдачу лицензии или подписания соглашения о сотрудничестве), ввести в заблуждение потенциальных покупателей товара или потребителей услуги, отвлечь внимание от важного (о Надежде Савченко помните?), очернить чью-либо репутацию (лучше влияет на сознание даже тех граждан, которые критически мыслят - тезисы о сепаратизме, бойцах АТО, оскорбленных детях, кровь младенцев и т. д.). Можно использовать информационные искажения, чтобы скрыть чью-то мошенническую схему (в этом случае надо первым нападать в информационном пространстве и изображать жертву: в детективных романах жертва чаще всего является убийцей).

Даже интернет-источники, котор ые не хотят обманывать, иногда сами становятся жертвами лживой информации и принимают на сторону распространителей фейков. Также есть профессионалы, зарабатывающие деньги на распространении грязи и дезинформации.

Существует целый бизнес на распространении лжи в соцсетях с последующим вымогательством денег за снятие с сайтов фальшивой информации. Публикация фейков и распространение через соцсети стоит от 300 до 10000 долларов. За снятие недостоверной информации могут запросить уже в десять раз больше. Чем не бизнес?

Добавлю известную специалистам теорию. Американские исследователи Джемисон и Кэмпбелл выделили пять основных признаков новостей, которые удобно искажать. Такой вам конструктор фейков.

- Наличие главного героя, вокруг которого раскручивается сюжет. Зритель подсознательно идентифицирует себя с героем телесюжета, проживает вместе с ним различные сложные ситуации. Например, в известном видео о якобы выселении издательством «Ранок» Павиченко Юлии. Юлия Владимировна играла роль бедной учительницы, которую оскорбили сильные и «жадные капиталисты-издатели детских книг». Эмоциональная замученность зрителя облегчает восприятие заложенной в сюжете информации.

- Драматургия событий, конфликт интересов, который может сопровождаться откровенным насилием. Мозг человека так работает, что чем сильнее конфликт, чем горячее страсти, тем более он интересен. На события, где нет элементов насилия, человек не обращает внимания, поэтому и может не заметить альтернативную точку зрения.

- Событие должно иметь активные действия, чтобы захватить внимание зрителя. Это своеобразный «крючок», на который ловят зрителя, чтобы донести до него любую информацию. После этого можно включать манипуляцию с детьми, бойцами АТО, бедными учителями, плохими рейдерами и тому подобное. Зритель сразу забывает, что «бедная учительница» за год была предупреждена об окончании срока и непродлении договора.

Я имел несчастье как-то сдавать квартиру непорядочным квартирантам. Они два года не платили аренду и коммунальные услуги, но выселить их было невозможно, потому что милиции они рассказывали о маленьких детях. Больше цыганским семьям квартиру не сдам (не примите это как неготивное отношении к ромам вообще).

- Новизна событий и степень отклонения от общепринятых стандартов. Наиболее яркий и ужасный пример - это терракт в США 11 сентября 2001 года. Это событие не имело аналогов за всю историю существования телевидения. Влияние на людей из-за постоянного показа компанией CNN по телевизору картины столкновения самолета с небоскребом оказалось настолько сильным, что было принято решение отказаться от показа этих кадров. Чрезвычайность события привела к расстройству психики большого количества американцев. Поэтому сюжеты о крови младенцев, якобы распятых украинскими воинами, о детях, которых хотят выселить из школы, прекрасно подходят рядовому зрителю. В нашем случае детей даже не показали. Это никого не интересовало.

- Возможность привязать события к тем, которые в данный момент активно рассматриваются в СМИ.

Ричард Харрис выделил так называемые вечные темы. Одна из них - противостояние между личиной и сутью человека. В результате журналистских расследований общественности становятся известны теневые стороны деятельности политиков, различные махинации, аферы и тому подобное. Известные люди всегда интересны публике. Вторая вечная тема - противостояние властей и простых людей. С ней тесно связана тема борьбы добра и зла, часто используемая как своего рода моральная рамка, обрамляющая много сюжетов, например, хороший борец за чистоту окружающей среды и плохая корпорация, которая эту среду загрязняет.

Что с этим делать? Ничего не брать на веру, проверять информацию, слышать точку зрения оппонентов. Это общее правило информационной гигиены. У меня есть друзья из VoxСheck Ukraine, профессионально занимающихся проверкой высказываний политиков. Сегодня нам хватает фейков и на локальном уровне без политики.

Предоставлю несколько правил информационной гигиены и шаги выявления ложной информации:

1. Всегда проверяйте имена авторов текстов и источники информации. Если автор не указан, или отсутствует в соцсетях, если источник неизвестен или не указывает свои контакты, имена ответственных, если закрыта возможность комментариев - это повод задуматься.

2. Увидели использование таких манипуляционных триггеров-тем, связанных с бесплатными услугами, обманутыми вдовами, детьми-инвалидами, волонтерами из АТО, сепаратизмом, рейдерством и т. д. - будьте настороже.

3. Всегда ищите, кому информация может быть выгодна. Частную школу выгоняют - возможно, элементарно у них истек срок аренды и они хотят найти способ не отчитываться перед родителями за взятые авансом платежи. Бойцы АТО охраняют объекты - а почему не задействованы охранные фирмы с лицензией или государственная служба охраны? Возможно, есть проблемы с документами или с целью не допустить законных владельцев? О рейдерстве кричат? Часто мошенники кричат громче других.

4. Внимательно изучайте детали. Одна журналистка рассказала, что с помощью copi/past или вырванных из контекста слов можно полностью исказить любой факт. Особенно видео. Читайте комменты под видео в ютубе. Прислушайтесь к другой точке зрения.

5. Спрашивайте. В соцсетях всегда можно задать вопрос. Выясняйте у авторов или очевидцев. Источники фейков не очень хотят общаться. Внимательно изучайте профили тех, кто активно однобоко комментирует информацию. Присмотритесь к автору публикации: он может оказаться фейковым или ему могли заплатить.

6. Обращайте внимание на надежность источника информации. «Украинская правда», «Зеркало недели», 057.ua, АТН, «Главное» никогда не обнародуют непроверенную информацию, так по канонам журналистики надо подать или альтернативную точку зрения обеих сторон, или проверить информацию.

Развивайте критическое мышление. Лучший фильтр от дезинформации - Ваш мозг, поэтому тренируйте его. И никаких неприятных встреч с тварями в жизни!

ранок фейки мир лицей
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии