Сокровище нации или красивая вывеска: чем станет Антикоррупционный суд для Украины
На этой неделе наконец-то завершилась историческая сага под названием борьба за создание Антикоррупционного суда Украины.
В четверг, 7 июня, нардепы проголосовали законопроект о его создании. Причем до дня голосования были сомнения удастся ли собрать 226 голосов для принятия закона. Керосина в огонь прений перед решающим голосованием подкинул премьер Владимир Гройсман, который заявил, что в случае провала голосования уйдет в отставку. Учитывая напряженность отношений между президентом и премьером, у гаранта могло возникнуть искушение заставить Владимира Борисовича ответить за слова, однако, в итоге, закон был принят сверхконституционным большинством в 317 голосов. Слишком много стояло на кону в этом голосовании.
Что получит Украина
Итак, страна не упадет в ад досрочных парламентских выборов, как, вероятно, случилось бы в случае провала голосования.
У Украины выросли шансы на продолжение программы с МВФ — уже в июне Киев может получить очередной транш в 1,6 миллиарда долларов и привязанные к нему миллиард евро помощи от Евросоюза. Правда, остается неурегулированным вопрос повышения цены на газ, но, возможно, Кабмину удастся договориться перенести этот болезненный для рейтинга власти вопрос на поствыборный период. А значит не придется резать по живому бюджет в предвыборный год из-за явного несоответствия статей доходов и расходов — в первом квартале, несмотря на рост ВВП, дефицит бюджета составил свыше 20 миллиардов гривен.
Ну и самое главное — Украина наконец-то может получить в лице Антикоррупционного суда карающий меч правосудия, который сможет обеспечить реальные посадки коррупционеров всех мастей, не взирая на звания и лица.
Зачем Украине еще один суд
Высший антикоррупционный суд понадобился, чтобы обеспечить реальное наказание высокопоставленных коррупционеров. Ведь то, как министров уводят в наручниках с заседания Кабмина, мы уже неоднократно видели. Видели затем, как чиновники обвиненные в многочисленных актах коррупции, с ущербом для государства в сотни миллионов, освобождаются под залоги в десятки раз меньшие, чем инкриминируемое им воровство. А уж до вынесения реальных сроков мздоимцам из высоких органов власти дело практически никогда не доходило. В итоге, вместо позитивного эффекта от работы двух новосозданных карающих мечей правосудия — НАБУ и САП, на выходе получался громкий провал из-за явной импотенции украинской судебной системы.
По сути, создание Антикоррупционного суда демонстрирует явный провал Судебной реформы. Впрочем, не спешите бросать камни в огород власти, ведь проект тотальной зачистки сегодняшнего насквозь коррумпированного судейского корпуса в свое время зарубила та же Венецианская комиссия, которая сейчас столь жарко отстаивала идею Антикоррупционного суда.
Итак, что мы имеем по результатам голосования
Высший антикоррупционный суд будет действовать как суд первой инстанции. То есть районные суды теперь не будут рассматривать дела о коррупции. Правда, коррупция обязательно должна быть высокого полета — суд будет рассматривать дела, в которых ущерб или предмет преступления составляет не менее 500 прожиточных минимумов (сейчас - 881 000 гривен).
Оспорить вердикт Высшего антикоррупционного суда можно будет только в Верховном суде — так что обвинения в том, что дамоклов меч правосудия будет подвешен над Украиной неким «мировым правительством» пока сильно преувеличенны.
Глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио приветствовал принятие закона об Антикоррупционном суде.
«Это важный шаг вперед для Украины и для Европы, прежде всего для граждан Украины, которые слишком долго страдали от зла коррупции. Сегодняшнее голосование показывает, что Украина настроена продолжать путь реформ и европейской интеграции", - отметил Букиккио.
А судьи кто?
Высший антикоррупционный суд будет насчитывать 35 судей. Для кандидатов установлены жесткие ограничения и критерии. Не могут претендовать на должности лица, которые на протяжении десяти последних лет занимали политические должности, имели представительский мандат, работали в органах прокуратуры, МВД, Национальной полиции, СБУ, НАБУ, и многих других.
Претенденты должны быть старше 35 лет и соответствовать одному из требований: не менее 5 лет стажа в должности судьи; не менее 7 лет стажа научной работы в сфере права и соответствующую научную степень; не менее 7 лет работы адвокатом. Или иметь совокупный стаж на вышеупомянутых должностях не менее семи лет. Выбирают судей пожизненно.
Судьи Антикоррупционного суда будут получать огромную по украинским меркам зарплату — от 6 до 12 тысяч долларов.
За тем, чтобы в Высший антикоррупционный суд не пролезли люди с плохой репутацией будет следить Общественный совет из 6 международных экспертов. Эксперты будут получать зарплату в семь тысяч долларов. Совет экспертов минимум тремя голосами может ветировать кандидатуру судьи в Антикоррупционный суд.
Это вето может быть преодолено большинством голосов (минимум 12) совместной комиссии из 22 человек, куда войдут члены Высшей квалификационной комиссии судей (16 человек) и Совета международных экспертов (шесть человек). Однако за преодоление вето обязательно должны проголосовать минимум половина членов Совета международных экспертов (то есть как минимум три человека).
Члены совета будут назначаться на основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции согласно международным договорам.
А для того, чтобы соблюсти нормы Конституции президент должен представить, а Верховная Рада принять еще один законопроект, где будет зафиксирована только одна норма — предусмотреть создание Высшего антикоррупционного суда с местонахождением в Киеве.
По мнению экспертов, если все будет идти по плану, Высший антикоррупционный суд может начать работу с 1 января 2019 года.
И теперь мы победим коррупцию?
При всей судьбоносности нового суда для будущей истории Украины, нужно предостеречь сограждан — на борьбу с коррупцией уйдут многие годы. В принципе, существуют несколько счастливых стран, где можно уверенно сказать, что коррупция побеждена — к ним принято относить скандинавские страны и Сингапур, однако, в целом, проблема существует во всем мире. Громкие коррупционные скандалы время от времени сотрясают такие страны как США, Германия, Франция, Великобритания. А Италия, которая начала действительно решительную борьбу со своим мафиозным спрутом еще в 80-е годы прошлого века, несмотря на большие успехи, еще далека от полной победы.
Нужно отметить что суровость наказания еще не означает неотвратимость искоренения коррупции. В Украине любят приводить в пример Китай, где коррупционеров расстреливают в промышленных масштабах. Так в 2015 году в Поднебесной было расстреляно 2000 коррупционеров. Браво, коррупция побеждена?
А вот и нет. Через год было казнено еще больше — 2800 человек. Важным фактором снижения уровня коррупции является максимальное снижение влияния чиновников на регуляцию бизнеса, а также свободные СМИ, которые могут вывести на свет Божий любого мздоимца.
Но это совсем не значит, что не стоит начинать. И создание Высшего антикоррупционного суда может стать видным краеугольным камнем в фундаменте новой Украины. В которой, если повезет, нашим внукам уже придется объяснять, что на самом деле означает старая пословица «неподмазанное колесо скрипит».
Роман Лазоренко