Спецоперация сил ВСУ. В Луганской области освобождены два села (ФОТО)
Населенные пункты бойцы ВСУ заняли без единого выстрела. Спецоперация планировалась давно. Несмотря на то, что село Травневе и Гладосово находились в серой зоне, в него часто заходили боевики. Местные дома они использовали как укрепления.
Дороги в Травневое размыты, и добраться в село можно лишь на джипах, или машинах военных. Водитель уверенно ведет джип по глубокой колее, машина пару раз едва не переворачивается, держаться приходится руками и ногами.
«Я тут в прошлый раз не смог проехать – на дороге заглох Урал, потому я поехал через поле. Правда, оно заминированное», - говорит водитель.
Мы въезжаем на пустую улицу в селе, останавливаемся возле одного из домов. Военные объясняют: это медпункт и комендатура.
В доме военный медик Илья осматривает пациентов. Мы стоим на улице с бойцами. Они рассказывают, почему нужно было занять село, и раскрывают детали спецоперации.
«С этой точки хорошо видно наши позиции. Посмотрите в мой прицел», - говорит командир резерв группы 24-го батальона «Айдар» «Добрый».
Позиции ВСУ действительно видно, как мишени в тире. Каждый дом мог служить укреплением. Некоторые люди отсюда выехали. Многие дома пустые. Их и сепаратисты.
Как очистить село от боевиков, украинское командование думало давно. Не было приказа и повода укрепиться в селе. Все решил случай.
«Близко подошло ДРГ. Мы начали их преследовать. Продавили через село. Командование решило закрепиться в селе», - рассказывает командир отдела разведки 24-го штурмового батальона «Гном».
Вся операция заняла не более пары часов. В этот же день, рано утром, украинские военные зачистили село.
«Грубое слово зачистка. Мы прошлись в каждый дом, общались с каждым жителем, проверили каждый подвал, переписывали всех людей», - говорит «Добрый».
Военный медик Илья говорит: препараты предназначены для бойцов, но отказать местным военные не могут. За сутки бойцы раздали большую часть запасов медикаментов. Каждый день перед домом стоит очередь около 15-ти человек.
«Ну как им отказать-то? У одной ребенок болеет, там пенсионерке нужны капли для сердца, другой бинт. Пришлось раздать все. Некоторые еще и возмущаются, что у нас не осталось препаратов. А другие благодарят, что мы, наконец, сюда пришли», - сетует медик, выдавая препараты местному жителю, который пришел с жалобой на боль в ухе.
О том, что в село заходили боевики, местные жители не говорят.
Бойцы рассказывают – при взятии села нашли множество документов, чехлы от автоматов, патроны калибра «5,45» (в украинской армии не используются Ред.), «колорадские» ленты, и медали самопровозглашенной «ДНР», которые сепаратисты сделали из украинской медали «Герой Чернобыля», просто закрасив украинский флаг на свой.
«Вот форма, на ней отчетливо видно российскую маркировку. Госты, артикулы, размеры. В нашей армии такой камуфляж никогда не использовался. Вот подсумки для магазинов и гранат. Еще времен СССР, но в отличном состоянии. Вот образец камуфляжа «Дубок», также наследие СССР. Ботинки российской армии, ватные штаны, всё армейского образца», - показывает боец ВСУ «Псих».
На контакт местные жители идут с неохотой. Когда в село зашли украинские военные они предпочли отсиживаться по домам. Да и выходить им некуда. Почти все местные жители работают на стороне так называемой «ДНР». В Горловке.
«Угля нет. Света нет. Дорога перекрыта. На работу пойти не могу. Что делать не знаю», - сетует местная жительница.
Так как ходить ближе в оккупированную Горловку, большинство местных там же и получали пенсию. В Рублях. Та же история и с зарплатами. Теперь им придется тратить рубли на территории Бахмута, предварительно обменяв их на гривны.
«Теряю на курсе, но не сильно. Да и что делать?»,- добавляет женщина.
Окапываться в поселке бойцы ВСУ не стали. Понимая, что боевики будут вести по ним огонь, свои позиции украинские военные соорудят вокруг села.
Про местных военные говорят: «Их можно понять. Это их безопасность. Можно понять, простить нельзя».
Ольга Калениченко, Олег Скрипник