Путешествие в несуществующую республику или как харьковская журналистка съездила в "ЛНР" (ФОТО)
От автора
У нашей героини в Луганской области живет семья. Сама же Анна давно перебралась в Харьков, где, на тот момент, с журналистикой дела обстояли намного лучше чем в Луганске. Анна работает на одном из харьковских телеканалов. Когда началась война, была активным сторонником Евромайдана. Девушка всячески поддерживает военных и категорически не приемлет "строй" в родном городке.
Но там живет семья. Самые родные люди: мама, папа, племянник...
Чтобы навестить их, Анна долго собиралась с мыслями. Ведь нужно преодолеть не просто километры земли, но и границу разумного с первобытным.
По возвращению домой, на земли, подконтрольные Украине, мы решили разузнать у Анны как прошел ее отпуск в "несуществующей" республике и что там о местной "власти" думают люди.
По понятным причинам, фамилии Анны мы не называем. Во избежания проблем все фото девушка делала на мобильный телефон.
Ты едешь домой второй раз за время оккупации. До войны также редко ездила домой или что сейчас мешает?
- До войны я ездила домой часто. Раз в 3 месяца, наверное, самое долгое было - раз в полгода. Там вся моя семья. Теперь, со время войны, я была только 2 раза. Это тяжело. Что сейчас мешает? - это сложный вопрос. Мешает. В первый раз это был страх. Потом пересилила тоска, очень хотелось увидеть маму и папу. Когда уже вернулась оттуда, включился стыд. Что бы ни было и что бы не происходило - семью оно у меня не отнимет. Но хотя так и решила, перед следующим визитом опять перерыв в 2 года. Почему? Ощущение неопределенности, усталости и бессилия, безвыходности там висит в воздухе. Может, ты скажешь, что это я так воспринимаю, а они нет. Они точно также, большинство. Чтобы и кто не говорил обратного.
Насколько знаю, ты ездишь через Россию. Почему не напрямую?
- Меньше проверок. Не лезут в твои соцсети, не так тщательно листают списки, в которых ты можешь оказаться. А здесь где-то давно проплаченная договоренность между перевозчиками и пунктами пропуска. Правда, время от времени схемы ломаются, но также быстро налаживаются снова. Смешно было слушать, как боятся на одной из таможен «Рыжего» (ну, все приехали, не договоримся и за деньги), а на Другой некую Пентагон (простоим долго из-за нее).
Знакомые рассказывают, что на «законных» пунктах пропуска с той стороны хорошо копаются в твоей жизни. Поэтому пришлось нарушить закон. Хотя я бы с радостью как раньше поездом до Луганска и дальше домой. И чтобы не видеть чужих стремных флагов.
Сколько выходит по стоимости и как долго занимает времени дорога?
- 600 грн туда и 1200 руб назад. Берут в любой валюте. Иногда нужно доплатить от 25 до 100 грн на какой-то таможне - типа взнос за то, что не полезут смотреть сумки. Просто приоткрыл ее и обратно в машину. Сдают всем автобусом, иногда спорят.
Первый раз я добиралась больше суток, это был 2015 год. Теперь где-то 10 часов, но время может занять и больше. Туда я ехала 13 часов, обратно почти 16. В т.н. ЛНР успел смениться закон о перевозках, пришлось переходить пункт пропуска пешком, а потом ждать маршрутку 2 часа пока она якобы пустая пройдет проверки. Водители злые, говорят, только оформили новый пакет документов, а теперь снова платить и переоформляться. А потом 3 российские области, ночные заправки и кофе. Там уже украинских паломников-мигрантов знают. Смешно, правда, на пропуске рассказывать, что ты едешь совсем не туда, куда в действительности. В Украине говоришь - честное слово, еду в российский город, например Белгород. На российском - уже врешь о Гуково. А вот в Гуково не спрашивают, там уже топаешь в ЛНР. Все-все знают, но водитель просит, чтобы не цеплялись, и не пришлось платить или писать объяснительные, всем рассказывать легенду маршрута.
Как проходит процедура проезда через их блокпосты. Кто осматривает, что осматривают, что спрашивают?
Туда мы подъехали в 2 ночи. Так как у них комендантский час, пришлось почти полтора часа ждать. В это время постоянные пассажиры рассказали, ЛНР-ские погранцы неделю назад получили компьютер, поэтому процедура оформления затягивается. Учатся печатать... На самом деле - вбивают в базу всех проезжающих. Когда ехала в прошлый раз, в автобус просто зашел «стремный» мужик в форме «под военку», собрал паспорта, через 15 минут раздал и всех прожигал взглядом. Теперь будка как и на любом КППВВ, через окошко отдаешь паспорт и тебя опрашивают. Кто, откуда, кем работаешь, к кому едешь, зачем, как давно не был». Все в форме, летняя пиксельная. На шевронах написано «МГБ» - Служба пограничной охраны Министерства государственной безопасности ЛНР.
Поверх шеврона приколота георгиевская ленточка.
Сумки проверили поверхностно. Хотя водитель очень переживал, пока ждали в очереди – а автобусов едет много из разных городов Украины – узнал местные новости. Думал, что проверка будет очень серьезная, накануне кто-то вез гранаты, а на днях в одном из оккупированных городков был взрыв. Кто подозревает диверсию со стороны наших военных, кто говорит, старая растяжка, а кто уверен – запугивают свои же.
Страшно было ехать?
Ощущение очень неприятное.
Будешь смеяться,страшно - а вдруг выбросят продукты, которые ты везешь. За мясное и колбасы постоянно штормят, у нас же чума свиней, еще подкинем им. А сумку в дорогу набивают всем, и колбаса, и сыр, и порошки и одежда-обувь. Побаловать родственников.
И да - страшно.
Вдруг нароют, что ты в каком-то списке. Вдруг просто ты покажешься подозрительным, там, на закон не надеется никто. А вдруг спровоцируют, и что-то скажешь в ответ. И, главное, как это потом отразиться на семье.
И очень страшно не вернуться.
И еще больше обидно – это мой дом, и я там жила за почти 3 десятка лет до того, как туда привели так называемую республику.
Что увидела, когда переехала границу, с так называемой, ЛНР?
Первое, что видишь - надпись «Луганская народная республика встречает на родной земле всех жителей и гостей», как-то так. Правда, пообтрепался плакат. Уже не так радужно и пестро встречает как в 2015.
Много российских флагов?
Российские флаги можно увидеть в машинах, их некоторые водители ставят вместе с ЛНР-скими или Новоросскими. Кстати, и номера встречаются с наклейками ЛНР. Зато на всех административных зданиях – милиция, прокуратура, суд, учреждения образования и садики республиканские триколоры. Они же на маркировках продуктов. В прошлый мой визит такого не было. Тогда все пестрело баннерами по типу «Республика – моя родина» и «Приди в военкомат – защищать республику».
Что говорят местные? Как им жить в «республике»?
Местные жалуются на цены. Все дорого. Очень. При этом выбора продуктов нет. В супермаркете даже рядов стало меньше. Я плохо помню СССР, но, кажется, это похоже.
На полках очень много российских товаров. Люди говорят, что продукты, бытовая химия - все очень плохое. Поэтому ищут украинское. Многие едут «закупаться» в соседние российские города, самому привезти выходит намного дешевле. Недавно на рынках появились белорусские товары, эти, вроде бы, дешевле и лучше российских.
Раньше говорили, что в городе хорошо живут шахтеры и торгаши, теперь хорошо живут только ополченцы, им платят лучше и стабильнее. Теперь даже купить одежду – запредельно дорого. Те, кто шел на рынок, теперь продают вещи в соцсетях, чтобы купить что-то подросшим детям взамен.
При этом очень интересно, как «замыливают» глаза или скорее пустой холодильник. Помпезно открываются какие-то аллеи, памятники добрым и светлым защитникам родины, даже новые кафе. Мне кажется, так оттягивают возможный накал. Многие местные говорят – о! ну что-то же делают! не то, что при Украине! А потом, правда, идут в погреб за кабачковой икрой вместо того, чтобы купить мяса или колбасу.
И еще очень любят сравнивать цены с украинскими – и радуются, когда у них арбузы дешевле.
А еще, с кем бы ты не говорил, услышишь: «понатворили дел! а нам теперь здесь жить…»
Я знаю, что были проблемы с коммунальными платежами. Как сейчас с этим обстоят дела?
Год или даже полтора с начала оккупации никто не платил. Не было кому и куда, потом не было понятно, а стоит ли. Теперь коммуналка оплачивается. А за старые долги даже грозят санкции. Льготным категориям пассажиров оплачивается часть проезда. Но многие бояться получать документы, не хотят светиться в очередном списке республики. На вопрос, а куда идут деньги за коммунальные, большинству все равно – лишь бы поставлялась услуга.
Что думают о Плотницком?
Его не любят. Точнее – презирают. Повально обвиняют в воровстве гумманитарки, можно услышать очень много о том, как через супермаркеты жена Плотницкого продает продукты. Люди уверены, что он временный, и как только его снимут с должности, его сразу же пристрелят. Также думают, что в случае объединения республик, он слетит с должности сразу же. Говорят, что поэтому он и нанял себе бригаду охранников.
Еще именно его как главу республики ассоциируют со всеми невыполненными обещаниями, как-будто именно он или только он виноват. Очень удобно получается.
А что говорят об ополченцах?
- Вопрос неоднозначный... Для большинства мужчин это способ прокормить семью. В шахте или на любом другом месте работы прижмут, не платят или платят проценты от зп, куда идут? в ополченцы. На старом месте работы наладилось - назад. И так есть уже случаи по 3-4 раза мотались. Но не буду отрицать, есть категория людей, которые гордятся и говорят "наши защитники!" и цветы им тянут на 9 мая.
Кстати, на уровне города их "борьбу за родину" даже в памятники и стелы увековечивают. Все газеты и местное ТВ потом трубят об открытии. Школьникам на уроках рассказывают о защитниках... Но большая часть населения, даже если родственник "служит", старается не упоминать об этом, а вдруг Украина вернется и придется отвечать. Наверное, правильно сказать, в отношении к ополченцам 2 крайности - бравада и стыд.
Давай поговорим об образовании. Как готовят в «ЛНР» будущее поколение? Есть какое то направление? Изменена ли система обучения?
Часов украинского языка осталось мало. Есть случаи даже когда учителя укряза, чтобы хоть что-то заработать переквалифицируются и преподают русский. Но, знаешь, не только украинского стало мало. Там катастрофически не хватает преподавателей. Даже в бывших престижных школах, что уже говорить про средние. Нет математиков, физиков, химиков. Люди выехали. Кто и как преподает детям – это вопрос.
Показательно запрещают поборы в школах, хотя все это продолжает существовать.
Снова всем в пример ставят подвиг Молодой Гвардии. Хотя историки опровергли героичность поступков и все то, что было описано в одноименной книге. Но людям нужны герои.
При этом внешкольных мероприятий много, активных детей объединяет Ассоциация молодежи Луганщины. И ее отделения есть во всех районах. Хочешь участвовать и быть лидером, давай к ним. А потом и партия подхватит…
Правда, есть позитив – Интернет там еще не отменили. И подростки читают и смотрят много, в отличии от своих родителей и дедушек с бабушками, они не ограничиваются телевизором. Телевизор последним точно не покажет Навального или мнения отличные от прописанных свыше. А дети уже знают кто это.
Много слухов ходит о зверствах ополченцев. Действительно творится беспредел?
Тем, кто думает, что беспредел 2014-15 годов в ЛНР в прошлом, когда выехал на машине, а вернулся без, ошибается. Теперь забрать транспорт может городской департамент. Легко. Просто на улице. С формулировкой – говорят, вы пассажиров в Украину возите? И пойдет ее выкупать или водитель, который «поймался», или владельцы бизнесперевозок.
А еще с людьми в любой форме лучше не спорить. Скажешь, так везде, в любой стране. Да, но вот только республики постоянно обмениваются новостями. И, наверное, спорить не захочется, если соседи, из дружественной ДНР, тебе рассказали, как возле магазина на ступеньках 2 дня лежал труп. Не убирали специально. Мужчину расстреляли за кражу. Лежал наглядным пособием. Поэтому милицию вызывать спешат далеко не все – как бы хуже не стало.
Если говорить в целом – «ЛНР» похожа на самостоятельную республику?
Сложный вопрос. Внешне возможно. Флагов навешено много, как в подставной фирме, когда на каждом предмете названия и логотипы, чтобы отвлечь растерянного клиента. Но я не воспринимаю ее как самостоятельную. Стоит только представить, что перестанет платить Украина или перестанет вливать деньги Россия, и все развалится. Понимают ли они это? Нет. Все, что у них есть полноценного - это пропаганда.