Смех против болезней и смерти. На что способны, и кто такие больничные клоуны
То к чему давно пришел весь мир, а Украина только начала познавать – больничная клоунада. На первый взгляд несуразный персонаж, который дурачится и кривляется - просто смешит ребенка. От этого ему легче, и он быстрее выздоравливает. Нет, все намного сложнее.
Проводник между взрослым и детским миром. Так называют себя больничные клоуны. «Аниматоры», которые приходят в медучреждения, чтобы отвлечь детей от болезни появились в Украине относительно недавно. Их главная задача через смех достучаться до ребенка и облегчить его боль.
Эффективно? Откуда взялась эта профессия и так весела ли она на самом деле. Мы расскажем Вам о том, как смешной персонаж решает отнюдь не смешные проблемы.
Это дом Малютки на Слинько. Тут живут дети, которые по каким-то причинам остались без родительской опеки.
Эти дети особенные. Они живут в своем мире, порой в который не так просто попасть. Чтобы понять таких детей иногда нужен проводник. Тот, кто сможет соединить два мира – взрослый и детский. Врачу это не под силу. Дети, воспринимают его как доктора, как того, кто может сделать больно. А вот клоуны другое дело – это смешной и несерьезный взрослый, который приходит просто чтобы поиграть.
«Родители на роль эту тоже не подходят. Во-первых, родители умеют ругать. Да и не все родители могут делать «уааа», «ауууу» и корчить дурацкие лица. Клоун — это может. Он друг, он даже ниже ребенка. Ребенок в центре внимания, он царь и бог», - поясняет психолог Татьяна Грида.
Мир детей
Артем первый раз взял в руки пластилин. Дома он у него есть, но там он его не интересует.
«Почему он взял у клоуна, я не могу объяснить это», - улыбаясь говорит бабушка Артема.
Артему 3 года. При рождении он пережил микроинсульт. Ребенок почти не говорит связных фраз, зато наизусть знает много детских песен. Эта загадка таки детей как он. Их мозг работает как будто иначе. То, что для обычных людей норма - для него сложно и наоборот. Не у всех, но так у многих.
В областном доме малютки для особенных детей, Артем проводит несколько часов в неделю. Пока его родители занимаются с тренерами, которые учат их обращаться с такими детьми как Артем, с мальчиком играют клоуны.
Клоуну удается заинтересовать ребенка пластилином, потому что он максимально «приземлился» к ребенку.
Такое взаимодействие дает сильный терапевтический эффект, говорит Татьяна.
Больничная клоунада существует уже около 50-ти лет. Во многих странах существует больничная клоунада на официальном уровне. То есть в больницах есть такая должность.
В мировой практике клоунада имеет очень хороший результат. Дети, которые получали "клоунотерапию" быстрее выздоравливают, меньше потребляют лекарств, и соответственно мотивированы больше на выздоровление.
Больничная клоунада «родилась» в депрессии
Впервые больничные клоуны появились в 70-х годах в США. Тогда доктор Патч Адамс впервые применил практику лечения смехом в своей клинике, которую создал вместе с коллегами. Первый больничный клоун, в детстве сам не раз попадал в психлечебницу из-за глубокой депрессии, тогда он и понял, что многие болезни можно вылечить смехом.
Об уникальном докторе, который к слову до сих пор живет в США, сняли фильм. Главную роль в нем сыграл Робин Уильямс. Фильм рассказывает о несчастном подростке, который попав в психлечебницу сам себя вытащил с помощью юмора. В последствии Адамс идет в медицинский институт, где пытается доказать, что нетрадиционный подход к пациентам порой может творить чудеса.
Сам же Патч, когда посмотрел фильм, сказал, что он вышел немного поверхностный. Что смысл клоунады больничной намного глубже, чем просто юмор. Это терапия - это способ лечить, а не просто развлекать.
НЕсмешная Украина
В отличии от зарубежных клиник в Украине эта практика нова. Первой кто применил клоунскую практику в Харькове стала Татьяна Грида – психолог. Когда началась война, она вместе со знакомыми и друзьями занялась переселенцами.
«Главная задача была вывести из состояния стресса», - говорит Татьяна.
После харьковские клоуны начали работать в детских домах.
После успешного внедрения в практику, Таня и ребята из клоунского коллектива решили попробовать свои силы в больницах города.
Но сделать это оказалось не так просто. Устоявшаяся «совковая» система, намертво скрепленная ржавчиной, впустить в мир белых халатов разноцветных клоунов была не готова.
Да и не все клоуны соглашаются работать в онкоцентре или там, где лежат дети с заболеванием крови.
Лена одна из тех, кто пошел туда работать осознано.
- Как мне с вами разговаривать, как клоун Лена или просто как Лена?
- Я хотела бы поговорить на серьезные темы.
Лена заходит за угол, чтобы не видели дети и снимает клоунский нос. Выражение лица сразу меняется. Глубокие, полные смысла и понимая глаза.
Чтобы расположить к себе детей и стать ближе к тем из них, кто переживает тяжелое лечение - клоун Лена постриглась на лысо.
Лена видела боль и знает о детской смерти не по рассказам.
«Бывает сложно. Вот ты настроился на одно, заходишь в палату, а там такая атмосфера. Тяжелая. И состояние детей может быть очень тяжелым, потому что они после химиотерапии. После процедур. Они лежат сутки или там еле-еле отвечают. В таких случаях наши игры максимально спокойны», - говорит Лена.
В таких ситуациях задача больничного клоуна отвлечь ребенка от постоянно находящихся рядом врачей. В таких больницах, говорит Лена, нет активных игр, которые могут перевозбудить ребенка. Клоуны соблюдают все медицинские рекомендации.
- А как вы справляетесь с тем, что как-то придете в палату, а кого-то из этих детей уже нет?
«Мы все уходим. Я понимаю, что это может произойти. Как-то мы общались с итальянским больничным клоуном, он рассказал, что у него был такой ребенок. Ему оставалось около двух недель. Каждый день клоун приходил к нему в палату, и они играли. Как будто был злой медведь и мальчику нужно было его победить. Каждый день в конце игры клоун говорил, что ребенок победил медведя. Каждый день заканчивался тем, что ребенок победитель и тот улыбался».
Такие улыбки клоуны называют «бусинками». Ними и измеряется шкала хорошей работы клоунов. Много бусинок – значит день удался.
Но также, как и у взрослых у детей бывает плохое настроение. Ему больно или страшно. Он не хочет веселиться, поэтому клоуны всегда спрашивает можно ли зайти в палату.
Ребенок сам обычно сообщает о своем состоянии и достаточно четко.
«Это его пространство. Можно конечно еще потом зайти спросить, но, если сказали нет, значит нельзя», - рассказывает клоун Рита.
Детей, которым нельзя активно двигаться, развлекают спокойно. Например, капельница - это меч, а болезнь - злой медведь, с которым надо бороться. Главное - отвлечь ребенка и постараться его развеселить.
Но и самим клоунам нужна разрядка. И они ее получают.
«В проекте арт витамин мы работаем и с теми детками, которые победили болезнь. Для нас это тоже полезно потому что мы понимаем, что это все возможно и победимо», - говорит Лена.
На данный момент больничная клоунада существует только в больших городах Украины. В маленьких, тем более селах, люди о таком даже не слышали. До сих пор в селах больница – это место, где нужно лежать и не шуметь, что по мнению психологов только усугубляет состояние пациента.