Светличная: "Европейский союз - наш основной партнер"
По словам председателя ХОГА, в области развернута работа по формированию и постоянному обновлению реестра инвестиционных предложений, которые готовятся в соответствии с требованиями ведущих международных институциональных инвесторов и инвесткомпаний.
Эти предложения продвигаются и на государственном уровне, и на уровне представительств Харьковской области за рубежом и других институций. Об инвестиционном климате Харьковской области в эксклюзивном интервью журналу БИЗНЕС рассказала Юлия Светличная, председатель Харьковской облгосадминистрации.
— Какие рынки интересуют инвесторов в первую очередь? Какие страны инвестируют в Харьковский регион?
— Наш основной инвестиционный партнер — это Европейский Союз. На страны ЕС приходится три четверти иностранных инвестиций, вложенных в Харьковскую область.
Что касается секторального распределения инвестиций, то для нас принципиально важно, что иностранные партнеры видят перспективу не только в традиционно привлекательных отраслях сферы услуг с быстрым оборотом капитала, но и в производственном секторе.
Для такого региона, как Харьковщина, это имеет стратегическое значение. Так, наибольшая доля в структуре привлеченных инвестиций — более 33% — сейчас приходится именно на машиностроение, пищепром и другие отрасли обрабатывающей промышленности.
Среди новых трендов, которые будут набирать силу в ближайшие годы, — инвестиции в энергетику и в коммунальную сферу в целом, а также в сельское хозяйство. У этих секторов значительная инвестиционная емкость, и они уже начинают ее раскрывать.
— Какие отрасли бизнеса в Харьковской области показывают наиболее динамичный рост в этом году?
— Роль локомотива региональной экономики снова берет на себя промышленность. Это основной генератор прибыли и валютной выручки в регионе, а также основа для развития науки, образования, IT и других сложных услуг.
По итогам января — апреля индекс промышленного производства в Харьковской области составил 105%. При этом в обрабатывающей промышленности, доля которой у нас превышает 45%, зафиксирован рост на уровне 108%.
Наибольшую динамику с июля прошлого года демонстрирует машиностроительный комплекс. Год завершили с результатом в 114,8%, сейчас — 117,2%. Если еще несколько лет назад с прибылью работала лишь половина предприятий машиностроения, то сейчас — уже три четверти.
Это прямое следствие диверсификации внешних рынков, а также политики целенаправленного укрепления позиций на внутреннем рынке Украины.
В том числе благодаря программам импортозамещения в стратегических отраслях, которые разработаны по инициативе региона и реализуются при поддержке Президента Украины и правительства.
— Каковы планы ХОГА в части поддержки развития малого и среднего бизнеса в регионе?
— В сентябре прошлого года область приняла новую Программу содействия развитию малого и среднего предпринимательства до 2020 г., к разработке и реализации которой впервые привлечены непосредственные стейкхолдеры — бизнес-ассоциации Харьковщины.
Мы стремимся объединить все возможности в области бизнес-образования, консультаций и тренингов по развитию бизнеса, а также доступа к кредитованию, поиска партнеров и выхода на новые рынки, которые сейчас есть в Украине.
Прежде всего — благодаря международным программам. Так, с прошлого года в Харьковской области открылся Офис по поддержке малого и среднего бизнеса ЕБРР.
Начато сотрудничество с Центром международного частного предпринимательства CIPE. Область укрепляет партнерство с USAID, активно включилась в европейские программы COSME, Horizon 2020 MSE, 4Business и ряд других.
Эти и другие инициативы нацелены на формирование системы стимулов для развития малого и среднего бизнеса не только в сфере торговли, но и в производстве товаров и услуг, а также на реальную поддержку внутренне перемещенных лиц, ветеранов АТО, социальной адаптации которых Харьковская область уделяет особое внимание.
— Каких результатов удалось достичь благодаря работе офиса Харьковской области в Вашингтоне?
— Открытие собственного регионального представительства за рубежом стало первой подобной инициативой в Украине, и пока эта практика полностью оправдывает себя.
За время работы Офиса в Вашингтоне его услугами воспользовались около 100 харьковских компаний, и треть из них уже нашли партнеров.
Важно подчеркнуть, что задачи нашего Офиса не ограничиваются организацией коммерческих переговоров и оказанием других маркетинговых услуг.
Находясь в постоянном контакте с Посольством Украины в США и Посольством США в Украине, он способствует укреплению взаимодействия с американскими медиа, представителями политических, деловых, экспертных кругов США.
Среди последних инициатив — проведение первого Глобального саммита по кибербезопасности Global Cybersecurity Summit – 2017. Это важное для Украины мероприятие проходило в Киеве 14-15 июня этого года при участии ведущих специалистов из США, Израиля и других стран. Офис Харьковской области в Вашингтоне выступил одним из его инициаторов и соорганизаторов.
— Компания Ernst&Young опубликовала рейтинг уровня коррупции в бизнесе EY EMEIA Fraud Survey, согласно которому Украина стала худшей из 41 страны по уровню распространения коррупции в бизнесе. Как вы считаете, возможно ли в таких условиях привлечение инвестиций и что нужно делать, чтобы изменить ситуацию?
— Чем более открытую экономику мы строим, тем меньше места коррупционным бизнес-моделям в ней остается. С темной бизнес-историей и непрозрачными бизнес-процессами не пройти международный аудит, не привлечь инвесторов и не найти партнеров.
В этом смысле каждая новая иностранная инвестиция приближает окончательный приговор коррупции в Украине. И на региональном уровне у нас есть все инструменты, чтобы эти инвестиции защитить.
Системное противодействие коррупции и интеграция в европейское правовое поле ведения бизнеса — для Украины больше не лозунги. Это требование времени, ожидания гражданского общества и реальная основа национальной политики, которую продвигает Президент и реализует Кабинет министров.
Сами европейские партнеры подчеркивают, что многие реформы, которые проводит Украина, являются смелыми даже по меркам стран ЕС. Начиная от создания абсолютно новой антикоррупционной инфраструктуры — НАБУ, САП и НАПК — и введения системы электронного декларирования для чиновников и заканчивая развитием центров админуслуг и системой ProZorro, которая позволила сэкономить уже 24 млрд грн. публичных средств.
Эти и другие реформы не только повышают эффективность государства здесь и сейчас. Они выбивают почву из-под ног коррупционеров на перспективу. Это касается как чиновников от бизнеса, так и бизнеса от бюджета.
Но любая реформа требует времени, чтобы ее результаты стали наглядными для всех. Особенно если ее цель — привить иммунитет к коррупции не только государству и его институтам, но и всему обществу.
Поэтому главное для нас — не нынешние позиции в том или ином рейтинге. Главное, что Украина на правильном пути и с этого пути уже не свернет.
— Недавно ХОГА совместно с банкирами подписали меморандум о создании Центра финансовой грамотности населения. Каких результатов планируется достичь благодаря работе новой организации?
— Сейчас почти каждый человек, независимо от своего рода деятельности и уровня благосостояния, сталкивается с системами электронных платежей, предложением все новых финансовых услуг и инвестиционных инструментов, разобраться в которых непросто даже для молодежи.
Времена, когда самой эффективной инвестицией в будущее были деньги “под матрасом”, прошли. Мы движемся в цифровую экономику. А это не только новые перспективы, но и новые риски.
Научить людей грамотно использовать новые возможности и вовремя распознавать угрозы — это и есть главная задача Центра, который мы планируем создать. Для нас это в равной степени вопрос безопасности и конкурентоспособности. Как региона в целом, так и каждой харьковской семьи.
— Как вы считаете, помогут ли децентрализация и объединение территориальных общин оживить деловую жизнь в районах Харьковской области?
— Сформировать новые точки роста на местном уровне — в этом заключается цель и сама суть децентрализации. На примере Харьковской области мы можем оценить результат. За три года реформы расходы на развитие из сводного бюджета региона увеличились вчетверо.
А есть местные общины, где они возросли в семь и даже восемь раз. Сейчас эти общины получили реальные возможности проводить работы по благоустройству, развивать инфраструктуру, реализовывать новые проекты и социальные программы.
А главный итог реформы я вижу в том, что люди начинают чувствовать себя хозяевами на своей земле, осознавать ответственность за результат. Именно в такой смене социальных установок — залог дальнейшего развития и успеха Украины.