Опасность обвала и тоннели под реками: как стоили Харьковский метрополитен (ФОТО)

В начале 1960-х Харьков – один из крупнейших индустриальных центров страны – продолжал бурно развиваться, росло его население, увеличивалась численность работающих на предприятиях, в организациях, научно-исследовательских институтах, пополнялись ряды студентов и  учащихся.

Именно в это время все острее стала ощущаться транспортная проблема. В ноябре 1962-го население города превысило один миллион человек.

Троллейбусов, трамваев и автобусов в городе не хватало, а пропускная способность улиц была на пределе. Поэтому перевозка людей к местам их работы превращалась в головную боль для городских и областных властей.

Необходимость строительства метрополитена в Харькове назрела и была озвучена на заседании Верхов­ного Совета СССР 12 декабря 1962 года депу­татом Н.А. Соболем.

Мысль о сооружении метро в Харькове овладела не только жителями растущего города, но и его руководителями.

Основным «локомотивом» нового дела был Г.И. Ващенко (в то время – первый секретарь Харьковского обкома КПУ). Благодаря его личной настойчивости и инициативе, транспортная проблема города была рассмотрена на всех уровнях власти.

Однако, результатом многомесячных обсуждений и поручений партийных, республиканских и всесоюзных инстанций стало задание на проектирование в Харькове скоростного трамвая.

Началась бурная работа специалистов-транспортников для того, чтобы доказать необходимость строительства именно метрополитена. Итогом борьбы харьковчан за свой город стало разрешение разработать в 1966-м проектное задание на строительство в Харькове первой очереди метрополитена – от Южного вокзала до плиточного завода. Ее протяженность должна была составить 20 километров. На линии метрополитена предусматривалось построить 13 станций в основных пассажиро-образующих пунктах.

Генеральным проектировщиком назначили институт «Метрогипротранс», главным инженером проекта стал Н.Н. Бычков.

Технические сложности сооружения ранее намеченной трассы стали очевидны уже в самом начале проектирования. В ходе изысканий оказалось, например, что толща глин в районе Южного вокзала настолько маломощна, что при производстве работ нет гарантии сохранения такого важного железнодорожного узла как «Харьков-Пассажирский». Поэтому было решено трассу метрополитена продлить в сторону Холодной Горы, сделав конеч­ную станцию там.

В 1967-м Метрогипротранс разработал проектное задание на строительство в Харькове пер­вой очереди метро в двух вариантах: совмещение городских и пригородных пассажирских перевозок (то есть выход поездов метро на пригородные участки Харьковского железнодорожного узла) либо обеспечение только внутригородских пассажирских перевозок.

В случае принятия первого варианта пред­полагалось использование нового, тогда еще не существовавшего подвижного состава. А вариант внутригородских перевозок предполагал ис­пользование подвижного состава из уже существующих метрополитеновских вагонов типа «Е».

Итогом технического и экономического анализа двух вариантов стало решение о строительстве в Харькове метрополитена в его классическом виде, то есть том, который мы видим сейчас.

23 октября 1967 года было утверждено проектное задание на строительство первой очереди метро.

Метрополитен в Харькове был объявлен всенародной стройкой, в которой принимали участие ведущие промышленные предприятия не только Харькова, но и всей страны.

С июля 1968 года началась активная работа, как по разработке  проектной документации, так и по подготовке строительства метрополитена в Харькове. В наш город прибывают опытные специалисты из Киева, Баку, Красноярска, проходчики и строители из Донбасса и Подмосковья. При участии иногородних проектантов сформирован институт «Харьковметропроект».

Задумка Харьковского метро получала все более четкие очертания.

img_14072015_2

Первый пусковой участок состоял из линии протяженностью 10,4 км, восьми станций: «Улица Свердлова» (сейчас – «Холодная гора»), «Южный вокзал», «Цен­тральный рынок», «Советская», «Проспект Га­гарина», «Спортивная», «Завод имени Малышева», «Московский проспект»), электродепо и Управления метрополитена.

15-го июля 1968 года на улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, были начаты строительные работы.

На этом месте собрались тысячи харьковчан. В торжественной обстановке был вынут первый штык земли, затем – первый экскаваторный ковш, наконец отошла первая машина с землей. Работа закипела.

img_14072015_3

В течение следующих семи лет строительство метро в Харькове не останавливалось ни на минуту и было объектом постоянного внимания горожан. Люди ждали метро.

Работа велась в очень сложных условиях. Приходилось преодолевать плывуны, прокладывать тоннели под реками Харьков и Лопань, под зданием Южного вокзала и двумя десятками магистральных железнодорожных путей, под густонаселенными городскими кварталами, насыщенными подземными коммуникациями.

img_14072015_4

С начала строительства на первом пусковом участке было пройдено более 23 километров тоннелей, вынуто свыше 1,3 миллиона кубометров грунта, уложено 190 тысяч кубометров монолитного и сборного железобетона, проложено бо­лее 22 километров путей.

20 июня 1975 года уложены последние метры постоянных путей в тоннелях.

25 июля 1975 года закончен монтаж контакт­ного рельса.

30 июля 1975 года – прошел первый пробный поезд.

21 августа 1975 года Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой линии Харьковского метрополитена с общей оценкой «отлично»!

22 августа 1975 года первый участок Харьковского метрополитена был введен в эксплуатацию и принял пассажиров.

img_14072015_6

Шестой в стране, второй в Украине, первый среди областных центров – Харьковский метрополитен вступил в строй действующих. Он обеспечивал соединение железнодорожных и автобусных вокзалов, административных, культурных и торговых центров города с крупными промышленными предприятиями.

Незадолго до пуска начал складываться и коллектив эксплуатации метрополитена. 1 июля 1974 года создано управление Харьковского метрополитена, специалисты которого обеспечили пусконаладочные работы, приняли на баланс 21,8 километра подземных путей, тяговые и понижающие подстанции, организовали приемку и обкатку первых 25 вагонов.

Руководителем эксплуатационного управления Харьковского метрополитена стал Николай Яковлевич Бессонов, главным инженером – Леонид Иванович Вставский.

img_14072015_7

Безотлагательно была начата подготовка кадров для эксплуатации самого различного профиля – машинисты электропоездов, машинисты эскалаторов, монтеры пути, тоннельные рабочие, электромеханики и электромонтеры, дежурные по станциям и другие специалисты.

Но это уже внутренняя работа метрополитеновцев, но главное, что с 22 августа 1975 года Харьковский метрополитен уже начал перевозить пассажиров

совковый метро советский СССР строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Новости компаний
Газовый гриль сегодня очень популярен, ведь при помощи такого устройства можно легко приготовить ароматные блюда для всей семьи, и его можно считать отличной альтернативой традиционным мангалам. Особенности и преимущества устройства Однозначно, положительных сторон у такого аппарата гораздо больше, нежели недостатков. К плюсам можно отнести: Быстрый нагрев поверхности. Можно начинать приготовление буквально через пять минут после включения аппарата, в то в...
Общество
Движение транспорта по Григоровскому шоссе, в районе дома №57, будет ограничено с 8:00 26 сентября до 8:00 5 октября. Как сообщили в Департаменте инфраструктуры, это связано с аварийными работами на теплосети. Автобус №43э будет объезжать закрытый участок таким образом: ул. Полтавский Шлях - ул. Дудинской и далее по маршруту. Напомним, в двух районах Харькова на сутки отключат холодную воду.
Спорт
Харьковчанка завоевала серебряную медаль на соревнованиях по горному велоспорту в Турции и заработала 40 очков. Ирина Попова заняла второе место на международных соревнованиях по велоспорту. Об этом сообщили в пресс-службе Департамента по делам семьи, молодежи и спорта ХОГА. Гонки первой категории по пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) «Sakarya BB MTB Cup» состоялись в турецком городе Сакарье. В соревнованиях участвовали 28 спортсме...
Новости компаний
Последние экземпляры книги ""Мариуполь. Последний форпост". Переиздания не будет. Поспешите купить честную книгу о событиях 2014-2015 годов в Мариуполе и Приазовье. "Мариуполь. Последний форпост"  - читают в Праге и Вене, Берлине и Тбилиси, Луцке и Тернополе, Киеве и Львове,  Донецке и Краматорске. Книга говорит голосом тех, кто видел, слышал и сам был участником страшных и трагических событий 2014 - 2015 годов в Мариуполе. В ней нет оценочных суждений - т...
Общество
За 2017 год 10 харьковских депутатов и чиновников задекларировали 402 миллиона гривен наличных средств. Мы неоднократно делали обзоры электронных деклараций харьковских чиновников, судей, прокуроров и полицейских. Некоторые из них владеют небольшим автопарком, коллекцией вин, антиквариата и т.д. В этот раз мы составили небольшую подборку из харьковских чиновников, нардепов и местных депутатов, а также проанализировали, куда они могли бы вложить задеклариро...
Политические новости
Уголовное производство по убийству сына бывшего народного депутата Украины Александр Ржавского передадут в Главное следственное управление Национальной полиции Украины. Об этом по итогам разговора с министром внутренних дел Арсеном Аваковым написал народный депутат Александр Грановский на своей странице в соцсети Facebook. "Очередной триллер. Снова не для слабонервных. История, которая ниже, уже мельком появлялась на страницах различных изданий, но, как с...
Новости компаний
Ускорение принято! 12.09.18 в Харькове прошла Drive Conference. Это масштабное мероприятие собрало более 120 участников - предпринимателей, бизнесменов, топ менеджеров, основателей стартапов. Конференцию организовал центр оценки и развития Enigraph. 6 спикеров-практиков делились собственными кейсами, реальными инструментами управления бизнесом и командой, рассказывали механизмы создания драйва в своем деле. Первым выступил Вадим Бортник, основатель сети се...
Происшествия
В Харькове на перекрестке Mercedes столкнулся с машиной полиции. Инцидент произошел 25 сентября в 15:30 на перекрестке улицы Северина Потоцкого и Александровского проспекта. Об этом сообщают очевидцы аварии в социальных сетях. Участниками аварии стали автомобили Mercedes и полицейская Toyota Prius. В результате столкновения пострадала сотрудница патрульной полиции. Ее госпитализировали в 4-ю больницу скорой и неотложной помощи.  В пресс-службе патрульной п...
Общество
С 08:00 26 сентября до 12:00 27 сентября будет прекращено водоснабжение в части Шевченковского и Киевского районов города. В пресс-службе "Харьковводоканала" сообщили, что воду отключат для подготовки водопровода к осенне-зимнему сезону. Водоснабжения не будет в части Шевченковского района, ограниченной: - рекой Лопань, Окружной дорогой до пос. Пятихатки, территорией Лесопарка, Белгородским шоссе, территорией ЦПКиО им. Горького, ул. Отакара Яроша, ул. Клоч...