Опасность обвала и тоннели под реками: как стоили Харьковский метрополитен (ФОТО)

В начале 1960-х Харьков – один из крупнейших индустриальных центров страны – продолжал бурно развиваться, росло его население, увеличивалась численность работающих на предприятиях, в организациях, научно-исследовательских институтах, пополнялись ряды студентов и  учащихся.

Именно в это время все острее стала ощущаться транспортная проблема. В ноябре 1962-го население города превысило один миллион человек.

Троллейбусов, трамваев и автобусов в городе не хватало, а пропускная способность улиц была на пределе. Поэтому перевозка людей к местам их работы превращалась в головную боль для городских и областных властей.

Необходимость строительства метрополитена в Харькове назрела и была озвучена на заседании Верхов­ного Совета СССР 12 декабря 1962 года депу­татом Н.А. Соболем.

Мысль о сооружении метро в Харькове овладела не только жителями растущего города, но и его руководителями.

Основным «локомотивом» нового дела был Г.И. Ващенко (в то время – первый секретарь Харьковского обкома КПУ). Благодаря его личной настойчивости и инициативе, транспортная проблема города была рассмотрена на всех уровнях власти.

Однако, результатом многомесячных обсуждений и поручений партийных, республиканских и всесоюзных инстанций стало задание на проектирование в Харькове скоростного трамвая.

Началась бурная работа специалистов-транспортников для того, чтобы доказать необходимость строительства именно метрополитена. Итогом борьбы харьковчан за свой город стало разрешение разработать в 1966-м проектное задание на строительство в Харькове первой очереди метрополитена – от Южного вокзала до плиточного завода. Ее протяженность должна была составить 20 километров. На линии метрополитена предусматривалось построить 13 станций в основных пассажиро-образующих пунктах.

Генеральным проектировщиком назначили институт «Метрогипротранс», главным инженером проекта стал Н.Н. Бычков.

Технические сложности сооружения ранее намеченной трассы стали очевидны уже в самом начале проектирования. В ходе изысканий оказалось, например, что толща глин в районе Южного вокзала настолько маломощна, что при производстве работ нет гарантии сохранения такого важного железнодорожного узла как «Харьков-Пассажирский». Поэтому было решено трассу метрополитена продлить в сторону Холодной Горы, сделав конеч­ную станцию там.

В 1967-м Метрогипротранс разработал проектное задание на строительство в Харькове пер­вой очереди метро в двух вариантах: совмещение городских и пригородных пассажирских перевозок (то есть выход поездов метро на пригородные участки Харьковского железнодорожного узла) либо обеспечение только внутригородских пассажирских перевозок.

В случае принятия первого варианта пред­полагалось использование нового, тогда еще не существовавшего подвижного состава. А вариант внутригородских перевозок предполагал ис­пользование подвижного состава из уже существующих метрополитеновских вагонов типа «Е».

Итогом технического и экономического анализа двух вариантов стало решение о строительстве в Харькове метрополитена в его классическом виде, то есть том, который мы видим сейчас.

23 октября 1967 года было утверждено проектное задание на строительство первой очереди метро.

Метрополитен в Харькове был объявлен всенародной стройкой, в которой принимали участие ведущие промышленные предприятия не только Харькова, но и всей страны.

С июля 1968 года началась активная работа, как по разработке  проектной документации, так и по подготовке строительства метрополитена в Харькове. В наш город прибывают опытные специалисты из Киева, Баку, Красноярска, проходчики и строители из Донбасса и Подмосковья. При участии иногородних проектантов сформирован институт «Харьковметропроект».

Задумка Харьковского метро получала все более четкие очертания.

img_14072015_2

Первый пусковой участок состоял из линии протяженностью 10,4 км, восьми станций: «Улица Свердлова» (сейчас – «Холодная гора»), «Южный вокзал», «Цен­тральный рынок», «Советская», «Проспект Га­гарина», «Спортивная», «Завод имени Малышева», «Московский проспект»), электродепо и Управления метрополитена.

15-го июля 1968 года на улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, были начаты строительные работы.

На этом месте собрались тысячи харьковчан. В торжественной обстановке был вынут первый штык земли, затем – первый экскаваторный ковш, наконец отошла первая машина с землей. Работа закипела.

img_14072015_3

В течение следующих семи лет строительство метро в Харькове не останавливалось ни на минуту и было объектом постоянного внимания горожан. Люди ждали метро.

Работа велась в очень сложных условиях. Приходилось преодолевать плывуны, прокладывать тоннели под реками Харьков и Лопань, под зданием Южного вокзала и двумя десятками магистральных железнодорожных путей, под густонаселенными городскими кварталами, насыщенными подземными коммуникациями.

img_14072015_4

С начала строительства на первом пусковом участке было пройдено более 23 километров тоннелей, вынуто свыше 1,3 миллиона кубометров грунта, уложено 190 тысяч кубометров монолитного и сборного железобетона, проложено бо­лее 22 километров путей.

20 июня 1975 года уложены последние метры постоянных путей в тоннелях.

25 июля 1975 года закончен монтаж контакт­ного рельса.

30 июля 1975 года – прошел первый пробный поезд.

21 августа 1975 года Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой линии Харьковского метрополитена с общей оценкой «отлично»!

22 августа 1975 года первый участок Харьковского метрополитена был введен в эксплуатацию и принял пассажиров.

img_14072015_6

Шестой в стране, второй в Украине, первый среди областных центров – Харьковский метрополитен вступил в строй действующих. Он обеспечивал соединение железнодорожных и автобусных вокзалов, административных, культурных и торговых центров города с крупными промышленными предприятиями.

Незадолго до пуска начал складываться и коллектив эксплуатации метрополитена. 1 июля 1974 года создано управление Харьковского метрополитена, специалисты которого обеспечили пусконаладочные работы, приняли на баланс 21,8 километра подземных путей, тяговые и понижающие подстанции, организовали приемку и обкатку первых 25 вагонов.

Руководителем эксплуатационного управления Харьковского метрополитена стал Николай Яковлевич Бессонов, главным инженером – Леонид Иванович Вставский.

img_14072015_7

Безотлагательно была начата подготовка кадров для эксплуатации самого различного профиля – машинисты электропоездов, машинисты эскалаторов, монтеры пути, тоннельные рабочие, электромеханики и электромонтеры, дежурные по станциям и другие специалисты.

Но это уже внутренняя работа метрополитеновцев, но главное, что с 22 августа 1975 года Харьковский метрополитен уже начал перевозить пассажиров

совковый метро советский СССР строительство
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
10 очень хорошо
Автор
10
(1 оценка)
Актуальность
8
(1 оценка)
Изложение
12
(1 оценка)
Я рекомендую
1 человек рекомендует

Комментарии

Происшествия
В Харькове неизвестный снова "заминировал" несколько зданий. Сообщение о закладке взрывчатки в высшем учебном заведении на площади Свободы и здании облсовета поступило в полицию 19 сентября. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Всего эксперты осмотрели 25 000 кв. м. помещений и 3000 кв. м. прилегающей территории, эвакуировали 150 человек. Взрывных устройств полицейские не обнаружили. Информация зарегистрирована в территориальны...
Новости компаний
Автомобильный рынок Америки разнообразен и значительно превосходит европейский или японские рынки. В Штатах можно найти автомобиль любого класса, начиная от стандартных городских седанов и заканчивая редкими спорткарами. Отдельная тема – это минивены из США. В Америке семья с двумя и тремя детьми уже давно стала нормой. Вот по какой причине такие семьи обычно выбирают вместительные и большие авто. Колумб Трейд подготовил 5 самых популярных минивэнов из Шта...
Криминал
Харьковчанин хранил у себя дома более тысячи доз наркотиков. 18 сентября силовики провели санкционированный обыск в квартире 25-летнего безработного харьковчанина. Об этом сообщили в пресс-службе Национальной полиции в Харьковской области. По месту жительства мужчины полицейские изъяли около 100 грамм амфетамина (примерно 1000 доз), почти 40 грамм каннабиса (до 150 доз), изготовленного из элитных сортов конопли, и 87 таблеток экстази. Силовики установили,...
Происшествия
На одной из харьковских улиц не поделили дорогу автомобиль скорой помощи и трактор. 19 сентября 2019 около 15:30 патрульные получили сообщение об аварии на улице Новгородской, 4. Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции Харькова. По предварительной информации, водитель трактора «Т-16 мг» нарушив правила дорожного движения, а именно пункт 16.11 (проезд перекрестков) ПДД Украины, столкнулся с автомобилем скорой помощи «Citroen». «В результате ДТП н...
Общество
В НБУ рассказали, как и когда начнут изымать мелкие деньги. Монеты 1, 2 и 5 копеек перестанут быть платежным средством в Украине и будут изъяты из наличного обращения с 1 октября 2019 года. Также из обращения будет постепенно выводиться монета номиналом 25 копеек, которая пока останется платежным средством, сообщили в пресс-службе Нацбанка Украины. При этом монеты номиналом 25 копеек, которые будут попадать в банки, будут возвращаться обратно в оборот и п...
Криминал
В рамках расследования уголовного производства полицейские провели обыск, в результате которого обнаружили плантацию конопли. На месте происшествия полицейские изъяли 380 кустов свежих растений конопли, а также кусты растительного происхождения в сухом и измельченном состоянии. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Как рассказал начальник Харьковского отдела полиции Александр Козленко, сотрудники полиции обнаружили запрещенные р...
Спорт
На первый матч самого престижного турнира в мировом футболе раскупили почти все билеты. 18 сентября на стадионе «Металлист» состоялся поединок между украинским ФК «Шахтер» и «Манчестер Сити» (Англия). Об этом сообщили в пресс-службе ХОГА. Матч вызвал большой интерес у любителей футбола - билеты раскупили практически полностью. Однако украинская команда проиграла англичанам со счетом 0:3. «В рамках группового этапа Лиги Чемпионов УЕФА «Шахтер» в Харькове сы...
Происшествия
Одно дерево упало 18 сентября на объекте зеленого хозяйства и два – на придомовых территориях. Из-за сильного ветра на придомовых территориях упало два дерева - на ул. Рыбалко, 38 и Салтовскому шоссе, 114. Об этом сообщили в Департаменте жилищного хозяйства Харьковского горсовета. Сегодня их распилят и вывезут. В Департаменте коммунального хозяйства отметили, что большая ветка упала вдоль дороги в районе ул. Героев Труда, 32, а дерево - на перекрестке пр....
расследование
В Харькове уже продолжительное время ремонтируют Купеческий мост, который находится на Лопанской набережной. По информации мэрии, строители планируют завершить работы до начала октября. Ранее сроки окончания ремонта постоянно откладывались. Мы решили выяснить, сколько денег потрачено на восстановление моста, который ремонтируют уже несколько лет. Тендеры на выполнение работ и подготовке документации начали проводить еще в 2017 году. В сентябре 2017 года Де...
Новости по теме
Харьков под оккупацией нацистов и Харьков современный. Сравнение фото города
Продажа человечины и захоронение немецких генералов: ТОП-10 фактов об оккупации Харькова, - ФОТО
История мощнейшего харьковского завода. От изготовления оружия до восстановления города, - ФОТО
История создания Салтовки: от поселка до самого большого района Харькова, - ФОТО
Другая сторона ХТЗ. Как на тракторном заводе создавалось мощнейшее вооружение после Второй мировой, - ФОТО
От малогабаритной стиральной машинки до мощнейшего турбогенератора: история завода «Электротяжмаш», - ФОТО
История самого мощного танкового завода Украины, повлиявшего на две мировые войны, - ФОТО
Архитектура Харькова. Как строили исторические здания города в советское время, - ФОТО
Журавлевка, Москалевка и Павлово Поле. Откуда появились названия исторических районов Харькова, - ФОТО
Метро Харькова: как строилась Холодногорско-Заводская ветка "подземки", - ФОТО
Спец проекты