От уровня Украины до лучшей в мире медицины: медсестра из Германии рассказала харьковским врачам, как реформировали медицину в бывшей ГДР
Немецкая система охраны здоровья уже много лет остается самой беспрепятственной и клиентоориентированной в Европе (согласно исследованию Euro Health Consumer Index). Но это сейчас. А до падения Берлинской стены медицина ГДР выглядела немногим лучше нашей сегодняшней.
В 1990 году две Германии объединились. Для восточных немцев это означало глубинные реформы во всех сферах жизни, и в медицине тоже. Полностью государственная система охраны здоровья исчезла, поликлиники были закрыты, больницы перешли в частную собственность (у государства остались только университетские клиники). Врачи были вынуждены работать в частных компаниях, а из зарплат граждан стали вычитать средства на медицинское страхование. Но восточные немцы искренне хотели жить лучше и стоически терпели.
Линда Херцог, медсестра из Бернбурга, проживала реформу дважды — как пациент и как медицинский работник. В мае 2017 года она почти месяц провела в Украине, изучая работу своих украинских коллег. В рамках проекта трансформации первичной медицины, который реализовывает Харьковская экспертная группа при поддержке ХОДА и МФ “Відродження”, она тренировала медиков в Чугуеве и провела семинар для харьковских реабилитологов. Там и рассказала о том, как медицинская реформа проходила в бывшем ГДР.
«Трудно сказать, довольны ли мы сегодня медициной. Немцы вообще много чем недовольны, хотя, мне кажется, на это у них нет оснований. В Германии — самая эффективная, самая всеобъемлющая социальная система в Европе (а может и в мире), и медицина — ее часть. Возможно, самая важная», - начала рассказывать Линда Херцог.
До 1990 года у них была такая же система, как и у нас, в Украине. При объединении они полностью переняли систему ФРГ.
«Нам, медработникам рассказали, что после реформы мы будем получать больше. Так и случилось. А в ГДР зарплаты медсестер были очень низкими», - поясняет Линда.
Сегодня медсестра работает 5 дней в неделю по 8 часов в день. Получает среднюю зарплату по стране — а это очень достойно. Нанимает медсестру больница (вторичный и третичный уровень) или частная практика (первичный уровень). Размер зарплаты определяет руководство больницы или частной практики, поэтому лучшие медсестры работают в лучших клиниках и получают больше. Их мотивируют хорошими условиями труда, возможностью учиться, участвовать в разных программах. Хамство к пациентам невозможно — за такое сразу увольняют, и никто не хочет потерять хорошую работу с хорошей зарплатой. Хотя раньше, в ГДР, все было по-другому.
«Нам тогда сказали: «Ищите себе любую страховую компанию, неважно какую. Но не бойтесь, ведь после реформы вы будете больше зарабатывать». Можно подумать, что в страховой медицине нужно каждый месяц относить деньги в банк, как за коммунальные услуги. Это не так. Отчисления из зарплаты на медицинскую страховку происходят автоматически, как налог. Вы получаете зарплату и это полностью ваши деньги, страховка уже уплачена. Причем часть страховки оплачивает работник, часть — работодатель. Честно говоря, этого просто не замечаешь», - говорит Линда.
Страховка обязательна для всех. Примерно 14-15% от дохода. Есть нижняя граница, некий прожиточный минимум. И если зарплата ниже его, то страховку платит государство. Соответственно, тот, у кого зарплата выше, отдаёт бОльшую сумму.
По словам Линды, официально отношение к пациентам с разной страховкой одинаковое — все равны перед врачом. Но все же есть небольшие различия, особенно для тех, у кого есть частные страховки. Ее покупают богатые люди помимо обязательной. Клиентам с такими страховками предоставляются лучшие условия — более комфортные.
«Еще частная страховая компания рассчитывается за услуги врача сразу. А это врачам выгоднее. При обязательной страховке все немного дольше и сложнее — пациент приходит к врачу, врач выписывает счет на страховую компанию, страховая компания оплачивает выставленный счет», - говорит Херцог - Но в Германии никогда не бывает такого, что человеку нужно отнести деньги, наличные или чек в больницу за какую-то операцию, услугу. Это просто невозможно. Всё идёт через страхование».
Возвращаясь к вопросу о зарплатах в медицине, Линда уточнила, что раньше зарплаты были очень маленькие, и у врачей, и у медсестер.
«В это трудно поверить, но в больницах ГДР цвела коррупция. Мы все знали, что медсестры и врачи получают мало, и пациенты дарили им презенты. Сейчас это строго запрещено большими штрафами. При этом никакой особой кампании по борьбе с коррупцией в медицине не было. Само введение обязательной страховки мотивировало пациентов — если я уже плачу страховку, зачем мне еще отдавать врачу деньги? Пациент стал выбирать врача — хорошего и честного. А чем больше у врача пациентов, тем выше зарплата. И взятки просто исчезли», - уверяет медсестра.
По словам Линдф Херцог реформа в ГДР прошла гладко. Что-то бывшая ГДР потеряла при реформе, но все же больше выиграла.
«Конечно, все делалось быстро. Конечно, мы делали много ошибок. Но мы сами видели, как в больницах рядом с очередью пациентов появлялись очереди из представителей фармкомпаний и фирм, производящих медицинскую технику. Они хотели войти на новый рынок», - подытожила Херцог.
В целом на реформирование медицины у Германии ушло 5 лет.