Все для победы, или как в Харькове выпускали трактора-танки

Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков", в которой рассказываем, как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о том, как в Харькове производили "оружие победы" - бронированные противотанковые...трактора. О том, как их придумали и создавали на ХТЗ.

Изначально, в 30-е годы ХХ века, руководство СССР подумывало о том, как "вооружить" обычные трактора и применять их на полях сражений. Были проведены эксперименты и создано несколько образцов гусеничных тракторов с пушками и броней. 

Попробовали - и "новинка" оказалась совсем негодной к войне. К весне 1932 года  руководство Управления моторизации и механизации РККА пришло к выводу. то из трактора танка не сделаешь и идея была убрана "на полку". Но "жизнь" трактора - "воителя" на этом не прекратилась. даже совсем наоборот - сельскохозяйственные машины перековались в "оружие победы".

Все изменила Вторая мировая война. Из-за больших потерь  Красной Армии в первые месяцы 1941 года, руководство "Совка" решило вооружать "все что есть". Так, 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 "Об организации производства двух тысяч бронетракторов".

Производить машины должны были на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. Боевые "пахари" должны были "носить" танковые "сорокопятки" (45 мм танковая пушка) и использоваться как противотанковые самоходные установки ПТ САУ.

Уже в начале августа 1941 года с конвеера сошли четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5.

"Трактором победы" был выбран вариант на базе гусеничного трактора СТЗ-3.

Снимок

Стоит отметить, что "затюнинговали" обычного "сельского пахаря" советские инженеры вполне серьезно - шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабину убрали и поставили броневую рубку с толщиной стенок  10-25 мм. Была установлна пушка и для ближнего боя пулемет Дегтярева.

Боевой трактор получил индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).

По приказу Малышева (именно в честь этого наркома Малышева назван знаменитый харьковский танковый завод) основное производство машин развернули в Харькове, поскольку на Сталинградском заводе стали выпускать "танк победы" Т-34, также изобретенный в Харькове.

Как принято в "Совке", тут же был создан план, по которому ХТЗ должен был выдать к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Броню для машин привозили с Новокраматорского завода. Он, свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича.

В Августе 1941 года танки-трактора встали на заводе ХТЗ "на поток".

К середине 1941 года немцы уже рвались к Харькову и Донбассу и командование СССР решает эвакуировать крупные заводы страны, в том числе и ХТЗ.

К этому времени на заводе успели создать 800 шасси для бронетрактора, но броню изготовили лишь для сотни - "подкачал" Новокраматорский завод.

К моменту эвакуации ХТЗ успел сделать лишь 50 - 60  единиц бронетракторов. В это же время Сталинградский завод выдал лишь 30 машин.

Большинство тракторов - танков поступили в распоряжение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе.

Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера.

Более 10 машин ХТЗ 16 обороняли Полтаву, но судьба их была незавидна - из-за неповоротливости и плохих углов наклона пушки их мгновенно сожгли немецкие танки.

Обороняли бронетрактора и родной Харьков. Их экипажи отчаянно дрались за улицы города и подступы к заводу ХТЗ. Почти все они были сожжены гитлеровцами или брошены советскими войсками при отступлении.

10 машин все же уцелели и защищали от немцев Москву.

Последние несколько бронетракторов ХТЗ-16 "погибли" при попытке отбить Харьков в 1942 году.

Стоит отметить, что не только в Харькове были попытки создать бронетрактора. Одесса, Сталинград и другие города также выставляли на оборону рубежей и для уличных боев подобные машины, однако именно ХТЗ-16 был самым массовым и боеспособным.

Единственный сохранившийся экземпляр бронетрактора в Украине находится в Национальном музее истории Второй мировой войны 1941—1945 годов в Киеве.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов

Курс валют от Obmenka.kh.ua
Покупка
Продажа
USD
26,16
26,20
EUR
30,60
30,70
RUB
0,411
0,412