Новый год вместо Рождества, или как у харьковчан "украли" праздник
Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков", в которой рассказываем, как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о том, как в Харькове отмечали Рождество Христово во времена "Совка" и почему Новый год имеет "рождественские" традиции.
Изначально в Российской империи, куда входили и украинские земли, елку никто не украшал. Традиция ставить рождественскую ель, дарить подарки и водить хороводы прибыла в империю из Германии. "Привезла" новшество супруга российского самодержца Николая I Романова княгиня Александра Федоровна, которая до замужества была германской принцессой.
Изначально елки украшались пряниками, фруктами и даже овощами (все зависело от достатка семьи). Кондитеры иногда даже продавали уже украшенные деревья. Тогда же и началось "елочное" браконьерство, когда крестьяне начали тайком вырубать барские сосны и ели и приторговывать ими на базарах.
Праздновали рождество 25 декабря по Юлианскому календарю. Продолжалось это до Великой Октябрьской революции.
Одним из первых декретов Совнаркома стала отмена Юлианского календаря, что переместило Рождество на 13 дней с 25 декабря на 7 января. По факту праздник никто еще не отменил, однако он ушел на второй план. Однако даже такие меры, как перенос Рождества, официальные запреты не отбили желания у людей отмечать один из главных церковных праздников.
С идеалами большевиков это никак не совпадало и начались "жесткие" меры.
Для начала Рождество начали "превращать" в сугубо детский праздник. Издавались книги и журналы, где на всех картинках только дети танцевали вокруг елки и получали подарки. После к делу "подключили" комсомол. В том же Харькове было такое явление как "комсомольские святки", когда собирались молодые люди и вели научные диспуты, обсуждения уходящего года, чтение пламенных разоблачительных статей, критикующих "буржуазное рождество". Обязательным атрибутом была елка, ставшая не рождественской, а "комсомольской".
3-П
А в 1929 году елку запретили совсем. Празднование Рождества стало "буржуазным" отголоском прошлого. Все колядки, елки, игрушки и подарки стали "антисоветскими". Даже песню " В лесу родилась елочка" сочли "опасной" для советских граждан и запретили - ведь ее написала в 1903 году Раиса Гидройц, будущая княгиней Кудашева.
Все это подкрепилось пропагандой атеизма, массовыми репрессиями против священнослужетелей и разрушениями храмов и церквей. Не остался в стороне и Харьков, где немало храмов были уничтожены большевиками.
Тем не менее, многие харьковчане, как и жители других частей СССР, хоть и тайно, но продолжали крестить детей, отмечать Рождество и Пасху. Все это делалось под страхом ареста и репрессий.
В 1935 году, революционер Павел Постышев, видя бесполезность борьбы с традициями Рождества на свой страх и риск обратился к Иосифу Сталину с просьбой вернуть советским детям праздник.
Ответ на такое заявление был положительным - "вождь" пролетариата дал добро, однако запретил религиозную часть праздника.
Так, рождественская ель превратилась в новогоднюю, а все рождественские традиции перенял себе Новый год. Правда Святой Николай стал Дедом Морозом, шестиконечная Вифлеемская звезда стала пятиконечной советской, а игрушки в виде младенцев Иисусов, херувимов и кренделей стали тракторами, самолетами и другими "современными" игрушками СССР.
Харьков также как и все другие города СССР начал с 1 января 1947 года официально отмечать Новый год.
А в 1954 году праздничная елка "доросла" для взрослых - в Кремле провели мероприятия рассчитанные на всю семью. Дети читали стихи о товарище Сталине, водили хороводы в костюмах зверей и разыгрывали сценки. Родители в это время чинно сидели за столами или танцевали и обсуждали минувший год.
Потом это все "перекочевало" и в другие города и вот уже в Харькове начали проводить городские, районные и домашние елки. Тогда же в Харькове запели и "запрещенную" песню "В лесу родилась елочка", которую вновь разрешили.
В итоге, религиозный праздник Рождества сплелся с Новым годом и стал для жителей постсоветского пространства особым днем.
Так, Советский Союз выступил для Харькова и всей Украины, России, Грузии, Армении и Белоруссии "Гринчем - похитителем Рождества" и дал им взамен Новый год.
Сейчас, уже после развала "Совка", в Украине возродились старые традиции Дня Святого Николая и Рождества, однако даже до сих пор они не вернули себе былого значения и уступают Новому году в массовости и значимости для людей.
Напомним, харьковский Кобзарь, или как город получил памятник Тарасу Шевченко.