Промышленные гиганты СССР или как в Харькове построили паровозный завод, знаменитый танками
Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков", в которой рассказываем, как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о том, как Харьков получил свой знаменитый завод имени Малышева, на котором создавались танки СССР и Украины.
Все началось еще до революции и СССР. Заложили первые здания будущего завода в 1895 году.
На службы, для постройки паровозного завода, а именно паровозы должен был производить харьковский завод, был приглашен инженер-технолог Павел Павлович Риццони.
Ему пообещали оклад в тысячу золотых в месяц. Он со своей задачей справился и ХПЗ - харьковский паровозный завод начал свою работу.
На первые шесть лет после пуска, завод имел гарантированный государственный заказ на паровозы, развивался как специализированный паровозостроительный, запуская собственное «малое» металлургическое производство. Первый паровоз ОД был выпущен 5 декабря 1897 года.
Завод продолжал свою работу вплоть до революции. То, что в Харькове на тот момент на одном лишь ХПЗ работало около 6 тысяч рабочих сыграло свою роль в становлении Советской власти в городе
После становления"Совка", ближе к 30-м годам, завод начал активно развиваться и впервые начал производить не сельхоз-продукцию и паровозы а и товары военной сферы.
На заводе начали усиленно строить новые цеха под танковое произвлдство. Именно на Харьковском заводе был запущен в производство танковый дизель В-2. Тут же был разработан Кошкиным знаменитый танк Т-34.
Тем не менее производство дизелей для тракторов и паровозов продолжалось.
Потом был военный период, когда завод эвакуировали на Урал. На базе Уралвагонзавода, УТЗ № 183, в кратчайшие сроки развернул производство средних танков Т-34. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая ещё до войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро (ведущее по танку Т-34), под прежним обозначением — «отдел 520», как и в Харькове, возглавил А. А. Морозов.
После войны его было решено возвратить обратно в Харьков и восстановить мощности.
Завод начал выпускать тепловозы ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ7, ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ40. Однако основной "фишкой" завода остались танки.
Без названия
В 1957 году ХПЗ имени Коминтерна получил свое "имя", которое носит до сих пор - имя В. А. Малышева - советского деятеля из плеяды "сталинских наркомов".
Со временем на заводи и вовсе перестали выпускать тепловозы. ограничившись танками и дизелями.
В 1991 году, завод имени Малышева установил свой рекорд по выпуску танков в послевоенный период. С конвеера сошло 800 боевых машин. В основном это были Т80УД. Почти все они пошли на продажу заграницу.
До сегодняшнего дня, завод имени Малышева остается промышленным гигантом, и одним из самых больших заводов Харькова и Украины.
Он все так же производит и модифицирует танки для армии Украины и на продажу в другие страны.
Так завод, делавший паровозы стал самым знаменитым танковым заводом Украины.
Напомним, как строили харьковский Госпром или история первого советского небоскреба.