Экоинспекция и экорейдерство: от Одессы до Харькова
Два интереснейших детектива на одну тему развиваются параллельно в Одессе и Харькове.И в том, и в другом случае их движущая сила – государственная экологическая инспекция, подающая в суды с целью отстоять справедливость и наказать эконарушителей. Впрочем, приглядевшись внимательней, можно заметить, что дела обстоят не совсем так.
В порту «Южный» под стоящий на пристани корабль Tasik Melati подбросили бутылку с соляркой, что стало причиной требования экоинспекторов задержать судно и настаивать на проведении инспекции, на которую по закону они потеряли право с лета 2017 года. Интересно, что случаи загрязнений воды стали случаться именно с момента принятия закона.
Экоинспекторы не смогли предоставить необходимых документов, нарушили все законные процедуры, судно ушло, а вслед ему они подали в суд. Подробнее с делом можно ознакомиться по ссылке http://ukrrudprom.ua/analytics/Priroda_beret_svoyo.html.
Аналогичный сценарий был разыгран в случае с Харьковским коксовым заводом, делится своими наблюдениями публицист и правозащитник Семен Тарасов.
Недавно экологи подали в суд с требованием запретить его деятельность. Этому предшествовали бесконечные плановые и внеплановые проверки на грани закона. Каждая из которых заканчивалась одинаково – ХКЗ действует в рамках закона и ничем не нарушает экологических норм.
Повод для судебного иска удивил даже судью – экологи решили признать недействительными разрешительные документы, которые они сами проверяли и одобряли уже около 10 лет по нескольку раз в год.
Сам суд превратился в насыщенный событиями фарс.
Странным было присутствие на заседании вроде бы никак не связанных с делом гражданских лиц, а именно – скандальноизвестной Елены Решетько, ранее налогового инспектора, а ныне выдающей себя за экоактивиста. Еще 4 года назад она назвала себя пострадавшей от деятельности завода и оценила ущерб здоровью в 8 000 000 грн., это 1 млн. долларов по тому курсу. На заседаниях суда ей не удалось подтвердить свои страшные болезни и доказать что-либо внятное относительно опасности производства.
Зато за это время она и ее подельники по организации «Экоцид.НЕТ» подавали пачками иски и жалобы во все возможные инстанции на все возможные инстанции. По вырвавшемуся признанию Елены, их целью было парализовать работу предприятия.
Странность появления такой «группы поддержки» госэкоинспекции на заседании суда меркнет по сравнению со странностью их поведения. На судебном заседании Елена Решетько, видя, что судья четко стоит на стороне закона, начала активную деятельность, по всем признакам напоминавшую попытку срыва заседания.
Она нарушала порядок и постоянно пререкалась с председательствующим, потом громко заявила, что намерена осуществлять видеофиксацию заседания и демонстративно подняла над головой камеру. При ее судебном опыте такие действия кроме как намеренными не назовешь. Найдя повод для скандала, она сделала все, чтобы заседание было отменено. Но судья лишь объявил перерыв.
Во время перерыва Елена Решетько активно общалась с представителями экоинспекции. Сторонним наблюдателям даже показалось, что она отдает им распоряжения. Но вскоре вернулся председательствующий, заслушал доводы сторон и зачитал постановление суда: в иске экоинспекторам отказать, поскольку никаких законных оснований требовать остановки завода нет.
Цепочка событий – и в Одессе, и в Харькове выстраивается в довольно неприглядную картину. Рейдерством в нашей стране никого не удивишь. Но участие в нем государственных структур, как мы надеялись, прекратится после всех событий переживаемых страной в последние годы. Тем не менее, происходящие по одному сценарию события: вовлечение региональных экоинспекций в препятствование работы промышленных объектов, частые нарушения законных процедур, необоснованные судебные иски, синхронность с рейдерскими действиями псевдоактивистов – не могут не вызывать подозрений.
Хочется верить, что генеральная прокуратура сможет справится с произволом на местах – ведь на кону и последние работающие и исправно платящие налоги предприятия, и благополучие тысяч их работников с семьями.