Мир под пулями или как "украинизируется" Станица Луганская (ФОТО)
Несмотря на обстрелы и не стабильность в городе, местные жители пытаются наладить мирную жизнь в родном городе.
Покореженный, сожженный шквальным огнем лес – первое, что видишь, подъезжая к Станице Луганской.
Разбитые дома и прошитые насквозь пулями заборы.
На каждом въезде в город – блокпост. Как будто заезжаешь в какую-то закрытую зону. Это город, у которого есть переход на ТУ сторону, в так называемую ЛНР, поэтому военные тут тщательно осматривают въезжающие автомобили.
Окраины города - отчасти в руинах: дома разрушены снарядами, разбиты магазины.
Но город живет.
В своем кабинете глава райадминистрации Станицы Луганской Юрий Золкин принимает военных. Такие встречи тут - не редкость. В городе, который стоит на линии разграничения, военные очень тесно сотрудничают с властью. Вместе они пытаются наладить контакт с местными жителями, что весьма непросто. Многие жители приходят в Станицу с подконтрольной террористам территории за пенсией, оформлением документов или за продуктами.
Приходят они сюда не с самыми патриотическими настроениями, их же пытаются навязать и тем, кто остался жить на подконтрольной Киеву территории.
"Я уже разуверился в том, что можно их переубедить. Вот идет ночной бой, мы видим - откуда что летит: это сторона Луганска, сепаратистов, на это поле прилетело 9 мин 122-го калибра, но бабушка включает ТВ утром и ей там говорят, что обстреливает "Правый сектор" украинских военных, но промахнулись и попали в мирных. И бабушке что-то после этого объяснить невозможно, ей не скажешь, что 122-й миномет не носят на плечах, что его невозможно перенести на гору князя Игоря (возвышенность около Станицы - прим. автора). Она с советских времен привыкла верить телевизору", - говорит Золкин.
Но все же попытки перебороть навязанную российской пропагандой легенду о страшном «Правом секторе» местные власти предпринимают.
"Мы придумываем все новые и новые способы донести информацию до людей с ТОЙ стороны, что Украина - это хорошо, что мир - это важнее всех политических распрей", - рассказывает Золкин.
Станично-Луганский район, который всего в 10 км от самого Луганска, - самый большой в области. Он объединяет более 40 поселков, в которых живут почти 50 тысяч жителей. Большинству из них все равно - кто возглавляет страну. Они годами жили у себя в маленьком закрытом мире, подпитываемые российским телевидением.
Чтобы приучить местных жителей к Украине, райадминистрация решила наладить громкоговорители в центре города и вещать через них национальные песни и, по возможности, радио.
"Я не знаю - насколько это эффективно, но очень надеюсь, что человек, который пришел с ТОЙ стороны за пенсией, услышит родные песни, говор, и в его душе что-то защемит, вспомнится", - говорит Золкин.
В городе плохо «ловит» мобильная связь. Интернет очень медленный. На линии фронта перебит кабель, а отремонтировать его нет возможности. Боевики пока не дали разрешения на подход ремонтников к объекту, а идти без него - опасно, могут обстрелять. Телевидение - только российское, ни один украинский канал тут «не ловит». Вот и живут местные, узнавая новости от родственников, живущих в других городах.
"Еще мы общаемся на рынке. Вот пошла утром на базар, а там рассказывают, что и где сегодня стреляло, или… там… вдруг пенсию дают, или тарифы сменились в Украине. Мы все узнаем по старинке. Как в детстве, помню: бабушка приходит домой и рассказывает - какие ей подружки весточки с другого села принесли", - говорит Валентина Петровна.
В 2014 году, рассказывает директор школы Людмила Жоркина , даже приходилось клеить объявления на столбы, иначе никак нельзя было вместе собрать всех родителей, чтобы обсудить вопросы класса.
"Вот вышли мы, расклеили объявления на столбах, что там-то и там-то - встреча. А страшно, стреляют. А стреляли постоянно. Кто смог, тот пришел на встречу. Все ж понимают, что жить как-то надо все равно. Детей учить, на работу ходить... У кого она осталась", - рассказывает
Жить тут приходится и сейчас. Хоть уже 2,5 года городок постоянно обстреливают. Иногда от трассирующих пуль горят целые дома. Их прямое попадание выжигает кирпичный дом всего за час.
Так вышло и с домом Дмитрия.
"Этот дом начал строить еще мой отец. Я достраивал. На всю семью хотели построить. Своими руками клали кирпичи, продумывали проект, а в одну ночь взяло все и сгорело. Хорошо, что в это время дома никого не было: ни жены с ребенком, ни меня. Так бы не спаслись. Сгорел полностью второй этаж - все вещи, все, что у нас было там".
Рассматривая груду кирпичей, Дмитрий пытается предположить, во сколько обойдется ему ремонт, а точнее - стройка дома. Несмотря на вероятность повторного обстрела, его семья решила дом восстановить.
"Так тут делают все, потому что это наш дом и наша земля. Мы тут выросли, обустроились, нам некуда уходить, и мы не хотим уходить. Вот и ремонтируем почти каждый месяц свои окна и дома. Кому совсем не повезло - у кого дом сгорел - те отчасти уезжают или переезжают в новый дом, а те, у кого нет на это денег, так и живут в руинах", - показывая улицу разбитых домов, говорит...
Ремонтные работы в Станице идут постоянно: вставляют окна, ремонтируют дорожное покрытие, приводят в порядок здания, но все это делается только или в административных зданиях, или в многоквартирных домах.
Государство до сих пор не выделило средств на восстановление частных домов. Помогают пострадавшим только международные организации и волонтеры. В первую очередь, малоимущим и пенсионерам, которые не могут вставить себе даже окна.
"Я запретил вешать такую табличку, знаете, "приемные часы". Каждый день - очередь из человек 40-ка. Люди идут и просят помочь хоть чем-то. А чем мы можем помочь, если нет денег в бюджете, их просто не выделили на эти нужды. Мы собираем все самые кричащие случаи и передаем в организации, а они уже сами решают, могут помочь или нет", - рассказывает Золкин.
Таким образом были отстроены или восстановлены около 300 домов, но это - всего лишь «капля в море», говорят местные, ведь разрушенных домов - более трех тысяч.
Зато отремонтированы местная больница и стадион, который сильно пострадал во время обстрела. За одну ночь в него попали 9 снарядов 122-го калибра.
"Теперь мы тут играем. Устраиваем командные соревнования между военными и гражданскими, такие себе матчи во имя мира, - смеются бойцы. - И нам – разрядка, и местным - развлечение".
Жить рядом с военными местные жители уже привыкли. Несмотря на войну "под боком", даже устроили праздник мира.
"Пришли много людей, много кто был в вышиванке. Украсили праздник в национальном стиле, все так красиво было, все так спокойно, как будто и нет войны, как будто и нет той ссоры, что сейчас разрывает наши миры", - с улыбкой вспоминает о празднике Людмила Петровна.
Она - самый знаменитый активист в этом районе. Ей пришлось выехать из Луганска, когда там началась волна арестов проукраинских людей. Поселилась на даче около Станицы. Принимает активное участие в «просветлении» народа, как сама про себя шутит.
"Тяжело переубедить человека, когда его дом разбили, а государство ничего ему не дает в помощь, но мы стараемся. Рассказываем, почему так произошло. Пресекаем любые проявления сепаратизма. Нам ТОЙ жизни не надо, и мы очень боимся, что в рамках новых Минских договоренностей ВСУ отсюда уйдут. Нас - всех, кто был на празднике мира, ждет неминуемая смерть, если город опять захватят сепаратисты",- вздыхает Людмила Петровна.
И Людмила, и ее дочь с зятем говорят, что в Станице постоянно идет борьба, борьба с кирпичной разрухой и борьба с разрухой в головах тех, кто так упорно хочет видеть на этой земле российские войска.
Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады
лого канада