«Жизнь, смерть и воскрешение» привокзальной площади или как в Харькове появился Южный вокзал
Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков", в которой рассказываем, как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о том, как Харьков получил свой знаменитый на всю Украину вокзал, считающийся одной из достопримечательностей города.
Сам вокзал появился в Харькове еще в имперское время, однако здание было совсем другим. Его начали строить в 1868 году.
121 - копия - копия
Да и в целом привокзальная площадь была совсем другой. Вокруг вокзала были построены различные хозяйственные здания, для обслуживания пассажиров и железной дороги.
Там, где сейчас находится автостоянка, раньше стояло железнодорожное училище. Вместо Дома быта возвышалась шикарная на тот момент гостиница «Универсаль». Главным «цимусом» гостиницы был столичный блеск в виде электричества, ванной и телефона.
1439058051_7 - копия
Также, по традиции городов тех времен, а напротив вокзала на улице Александровской располагался привокзальный рынок, вокруг которого хранили в складах уголь и железо.
Именно на этой площади в июне 1919 года части Красной армии схлестнулись с белогвардейцами за Харьков. Отрядом командовал Александр Пахоменко. Бойцами у него были матросы, курсанты-артиллеристы и беспартийные. В тот раз он потерпели поражение, однако позже город был захвачен и стал Первой столицей Советской Украины.
Позже в 1927 году на площади появилось здание Главпочтампа, а в 1932 большой жилой дом с магазинами.
Эти строения замкнули площадь с севера и востока, и она стала такой, какой ее знают харьковчане.
662bd1b129eab8102ca25cc0c3a69d0f (1) - копия - копия
Однако в годы войны, за время двух оккупаций Харькова старое здание вокзала было разрушено. Харьков был важным железнодорожным узлом и за город дрались отчаянно как немцы, так и части Красной армии. Харьков переходил из рук в руки и каждый пытался удержать его из-за вокзала. Поэтому, бомбежки, подрывы и городские бои не пощадили старое здание.
04d7348e16b268535ebf8a5ef3678516 - копия - копия
Хотя не все огорчились по этому поводу - лично Иосиф Сталин, когда был молод и приезжал в Харькове на IV конференцию КП(б)У о государственных отношениях Советской Украины и Советской России, нашел старое здание вокзала неудобным.
«Помпезно и неудобно», - заявил будущий вождь СССР.
Это стало одной из причин, почему старое здание восстанавливать не стали, а заложили новое в стиле «Сталинсикй ампир».
gri_fotovistavka_06 - копия
Первых пассажиров обновленный, третий по счету, Южный вокзал принял в 1952 году. Одним из главных архитекторов здания был Борис Мезенцев, который прославился проектированием московских многоэтажек и высоток.
Поскольку Харьков был одним из важнейших железнодорожных узлов СССР, он мог обслуживать тысячи пассажиров и сотню поездов по восьми направлениям одновременно.
Чуть позже – в 1978 – 82 годах, к вокзалу пристроили новую часть с шестнадцатиэтажной гостиницей «Экспресс». В это же время начали постройку моста над железнодорожными путями.
0_85146_2483d71c_XL - копия - копия
В целом, сейчас «Харьков – Пассажирский» – это целый комплекс зданий, включающий в себя само здание вокзала, билетные кассы, гостиницы, гаражи, котельную, 7 пассажирских платформ с двумя тоннелями для выхода людей. В целом, вся территория вокзала с парковкой и площадью занимает около 4,8 гектар.
Напомним, "Совковый" Харьков: "Одесса мама, Ростов папа" или откуда в Харькове появились гопники.