Дыхне: «Аэропорт "Борисполь" стал зарабатывать больше»
Глава аэоропорта «Борисполь» Евгений Дыхне отчитался о результатах международной аудиторской проверки госпредприятия за 2013-2015 г.г.
Аудит, который проводился одной из пяти крупнейших компаний мира BDO, подтвердил снижение затрат аэропорта и значительный рост прибыли в 2015 году.
Прошлый год стал первым с 2013 г., когда предприятие вышло «в плюс». Но, очевидно, что одного лишь эффективного управления со стороны команды Евгения Дыхне для выхода госпредприятия из затяжного кризиса было бы недостаточно. Ключевым и можно сказать бюджетообразующим партнером «Борисполя» является авиакомпания МАУ, которую связывают с Игорем Коломойским. Поэтому успех госпредприятия совершенно определенно связан с соответствующими финпоказателями его главного партнера.
По данным ГП МА «Борисполь», в первом полугодии 2016 г. часть «Международных авиалиний Украины» И. Коломойского в рейсах составила 59,4% (19 тыс. 638), в пассажирах - 62,6% (2 млн. 281 тыс.). Если посмотреть на данные остальных авиаперевозчиков, то становится понятным, почему глава госпредприятия Евгений Дыхне предпочитает сотрудничать с ключевым авиаперевозчиком, а не конфликтовать с ним. Разрыв между МАУ и его ближайшим конкурентом в аэропорту «Борисполь» колоссален. Второй после «Международных авиалиний», частью акций которых владеет И.Коломойский, в данном рейтинге идет авиакомпания Lufthansa. На немецкого авиаперевозчика приходится всего 4,3%, если измерять в рейсах (1 тыс. 436 рейсов) и 5%, если в пассажирах (183 тыс. 892).
Руководитель аэропорта «Борисполь» Евгений Дыхне не скрывает, что как ключевая авиакомпания, обеспечивающая основной пассажиропоток и прибыль госпредприятию, «Международные авиалинии» Игоря Коломойского пользуются специальными условиями обслуживания. Данная практика логична и распространена во всем мире. Но скидки каждая авиакомпания получает только на рост пассажиропотока, уточняет он. Преференции, по словам главы аэропорта, есть ничем иным, как инструментом стимулирования авиакомпаний к развитию. При этом Е.Дыхне подчеркивает, что скидка МАУ не является заоблачной и в прошлом году к суммам доходов составила не более 15%.
Ангар и Коломойский
В риторике оппонентов МАУ – небольших авиакомпаний с изношенным авиационным парком, чаще всего звучат темы скидок и арендованного авиаперевозчиком ангара. Единственный ангар для обслуживания самолетов аэропорта «Борисполь» был передан «Международных авиалиний Украины» И.Коломойского в аренду сроком на 10 лет. Соответствующее решение принял не глава аэропорта Е.Дыхне, как иногда утверждается, а соответствующий госорган – Фонд госимущества. Недавно стало известно, что сейчас в «Борисполе» готовят предложение ФГИ на проведение конкурса на постройку нового ангара для техобслуживания самолетов. Заинтересованность в собственном ангаре уже высказал ключевой авиаперевозчик аэропорта авиакомпания МАУ. Как только «Международные авиалинии» Игоря Коломойского построят новый ангар, арендованный вернут аэропорту «Борисполь», сообщил Евгений Дыхне.
«Отсутствие полноценной инфраструктуры в дальнейшем станет серьезным ограничением для развития грузовых и пассажирских авиаперевозок в нашей стране. И это те инвестиции, которые должны сделать авиакомпании. Аэропорты им в этом помочь не смогут. Так авиационный бизнес работает во всем мире», - отметил в своем комментарии эксперт BRDO Сергей Хижняк. Отказываются строить свой ангар авиакомпании входящие в «Ассоциацию авиапроизводителей Украины». По понятным причинам, там предпочитают критиковать главу аэропорта Е.Дыхне и авиакомпанию МАУ И.Коломойского.
О критиках и размерах
Главным несогласным «со всеми» на рынке сегодня выступает «Ассоциация авиапроизводителей Украины». В объединение входят компании, подконтрольные ливанскому бизнесмену Родригу Мерхежу. Это, в частности, авиакомпания UM Air (Украинско-средиземноморские авиалинии) - банкрот, находящийся в состоянии санации с долей в объемах перевозок – 0,4%. В 2013 г. имя самого Родрига Мерхежа и его компании попали в санкционный список США за поддержку терроризма. Авиаперевозчик также является крупным должником «Борисполя», о чем упоминал Е.Дыхне. Однако, несмотря на мизерные объемы перевозок и темную историю, глава UM Air не прекращает нападать на МАУ Игоря Коломойского.
Кроме ЮМэйра, в Ассоциацию также входят авиакомпании Родрига Мерхежа «Буковина», «Дарт» и «Браво». Они были созданы перед банкротством UM Air, по некоторым оценкам, для вывода средств. Общая доля компаний на рынке авиаперевозок не превышает 0,02%. На сайте Ассоциации также значатся авиакомпания «Авиалинии Харькова» - банкрот, не летающий с 2014 г. и «Азур Эйр» - авиаперевозчик, не имеющий к объединению никакого отношения.
Таким образом, ситуация на рынке авиаперевозок выглядит достаточно понятной даже для непосвященного наблюдателя. На сегодняшний день аэропорт «Борисполь» является в своем роде заложником ситуации, где с одной стороны есть национальный и бюджетообразующий для госпредприятия авиаперевозчик МАУ, с другой, все остальные авиакомпании. К сожалению, даже все вместе они не могут составить «Международным авиалиниям» достойную конкуренцию.