"Совковый" Харьков: от конки до "дрифта", или как харьковчане получили трамвай

Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков" в которой рассказываем как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о самом старом общественном транспорте Харькова - трамвае.

Для того, чтобы "заглянуть" в историю харьковского трамвая, придется начать с времен, предшествующих созданию СССР.

Первым прототипом современного трамвая была конка. Это своеобразный трамвайный вагон, однако ехал он не на электричестве а на "конской силе". Отсюда и возникло название - конка.

Первые конные трамваи появились в Харькове еще в 1882 году.

Маршрут шел от Привокзальной площади до Торговой площади и принадлежал частному Бельгийскому обществу.

Первый же электрический трамвай был открыт 3 июля 1906 года. Ширина колеи трамвая в то время была 1 метр.

Стоит отметить то, что с самого первого дня, и по наши дни трамвай в Харькове принадлежал городским властям. Это вызывало недовольство бельгийцев, чья конка напрямую конкурировала с "электрическим чудом". Дело доходило до драк между нанятыми людьми и рабочими, прокладывавшими трамвайные линии.

Первый маршрут харьковского трамвая шел от Балашовского вокзала по Петинской, Змиевской, Нетеченской улицам, Подольскому мосту, Подольскому и Костюринскому переулкам до Павловской площади.

Этот маршрут "родился" не просто так. тут не обошлось без, все тех же злополучных бельгийцев, договор с которыми был такой - трамвайные рельсы не должны пересекать конные.

Со временем трамвай расширял свои маршруты и наконец пересек конные пути. В итоге вышла стычка харьковской полиции с представителями «Бельгийского общества».

Уже к 1914 году в городе существовало 6 трамвайных маршрутов и два депо.

После гражданской войны и установления "Совка" к  1927—1930 годах рельсовую колею поменяли с 1000 мм на широкую 1524 мм.

Также в конце 20-х — начале 30-х годов строятся новые линии в районе Госпрома, на Холодную Гору (по улице Свердлова), в Померки, поселки ХТЗ и Артёма. Подвижной состав в 1930-е годы был унифицирован, преобладали моторные вагоны «Х» и прицепные «М», также работал 31 прицепной вагон «КП».

1439058105_20

Когда в Харьков пришла война, трамвай не мог нормально функционировать. немцы запустили пару маршрутов, однако в целом депо стояли "мертвыми".

После победы СССР во Второй мировой войне, в Харьков поступили первые цельнометаллические вагоны МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1.

К 50- м года "Совка" появились привычные современным харьковчанам маршруты - к Плиточному заводу, на Алексеевку, Журавлёвку, 1-й Салтовский поселок, поселок имени Герцена.

В 1961 году в Харьков начинают привозить множество вагонов КТМ-2/КТП-2 и РВЗ-6. На следующий год в городе открывается Октябрьское трамвайное депо.

Ну а в 1967 году в Харьков привозят первый знаменитый чешский вагон Tatra-T3. на этих вагонах харьковчане ездят до сих пор, ведь они стали основой технопарка трамвайного депо. Всего за период с 1967 по 1987 поставлено 735 таких вагонов.

В 70-е годы "Совка" трамвайные маршруты Харькова значительно расширились. Начало строиться Салтовское депо.

Позднее "приехал" в Харьков и вагон Tatra-T6B5.

Интересный факт, что второй харьковский маршрут трамвая — от Проспекта Победы до 602 м/р до 2009 года был самой длинной линией в городе. Расстояние туда и обратно было 47 км 700 м и расчётным временем проезда 3 часа 10 минут. В 1970-е годы это был самый длинный трамвайный маршрут в УССР.

Кроме того, пока в городе не построили Салтовскую ветку метро, трамваи, ходившие по этому маршруту, были трехвагонные. Сейчас такого в городе не встретить.

После развала "Совка" у харьковского трамвая наступают не лучшие времена -  с 1992 по 2006 год  город не закупил ни единого нового вагона и подвижной состав полностью выработал свой ресурс. Больше половины вагонов пришли в полную негодность. Это привело к исчезновению некоторых маршрутов. Основными из них стали линии по улицам Петровского № 5 и 11, Шевченко № 15 и улице Пушкинской № 5 и 7.

Когда в Украине начали снимать кино, харьковский трамвай "засветился" в таких картинах как «Ликвидация» 2005 год, и в фильме "Дау" 2008. это были раритетные вагоны 1930 годов.

Трамвай-Х-№-100-на-конечной-ЦПКиО-им.-Горького

Сейчас ситуация с вагонами куда лучше.  Время от времени составы пополняются, однако есть ощутимая проблема с рельсами - они износились и требуют капитального ремонта. Отсюда и возникло знаменитое харьковское явление - "трамвайный дрифт". Также часто харьковские трамваи оставляют "рога" на линии передач или просто ломаются.

Напомним, "Совковый" Харьков: ХТЗ - соцгород "будущего".

Совковый город история трамвай транспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Происшествия
Харьковская полиция выясняет обстоятельства смерти мужчины в Новобаварском районе. 28 мая в 15:35 в полицию через оператора «102» поступило сообщение об обнаружении тела неизвестного мужчины в речке на Нетеченской набережной. Об этом сообщили в пресс-службе Национальной полиции в Харьковской области. Полицейские не обнаружили на теле мужчины видимых признаков насильственной смерти. Личность погибшего и причины смерти устанавливаются. «Информацию полицейски...
Общество
В Харьковской области продолжает расти количество зараженных коронавирусом медиков. В регионе с начала эпидемии коронавирусом заразились 224 медицинских работника. Об этом сообщили в пресс-службе Харьковской областной государственной администрации. Ранее мы писали, что в Харьковской области количество заболевших COVID-19 приближается к одной тысяче человек. В то же время 148 медиков успешно вылечились от коронавирусной болезни и одна медсестра скончалась....
Общество
На Харьковщине продолжает расти количество инфицированных коронавирусом жителей и уже совсем скоро цифра превысит тысячу человек. Сейчас COVID-19 подхватили 983 жителя, из которых 42 человека умерли и 360 пациентов выздоровели. Только за последние сутки в регионе зафиксировали 22 новых случая заражения коронавирусом, а также 1 летальный исход. За все время эпидемии зарегистрировали 1656 подозрений на коронавирусную болезнь и только 419 - опровергли. У еще...
Реклама
Ни для кого в наше время давно не секрет, что стать квалифицированным специалистом с помощью онлайн-образования – это не выдумка, а вполне осуществимая реальность. Да, кто бы и тем более чтобы не думал или не говорил, а оnline обучение – самый лучший из всех существующих ныне способ получения новых знаний, навыков и умений. Особенно это касается тех людей, у которых нет возможности с целью получения образования посещать другой город. Среди главных преимуще...
Общество
На Харьковщине в летний период планируют усилить требования для проезда крупных машин по дорогам госзначения. На Харьковщине решили ввести сезонное ограничение движения (в дневное время) на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения для тяжеловесного транспорта фактической массой свыше 24 тонн и нагрузкой на ось 7 тонн. Такое ограничение будет действовать при температуре воздуха выше +28 с 10.00 до 22.00, сообщили в пресс-службе ХОГ...
Новости компаний
Ваш деточка - самый лучший ребенок на свете? - Мы тоже так считаем, поэтому подобрали для вас самые-самые лучшие частные детские сады и школы города Харькова.  Частное образование - это всегда индивидуальный подход к каждому ученику.  Высококвалифицированные Мэри Поппинс знают много сказок и большой секрет: “К делу лишь сахара добавь - сразу станет веселей”.  И малыш не заметит, как пройдет веселый день, пока мама и папа работают.  А для деточек школьного...
18+
В Харькове разыскивают свидетелей ДТП, которое произошло 18 мая на улице Шевченко. 18 мая около 20.00 в районе дома 198 по улице Шевченко столкнулись автомобили «BMW X1» и «Hyundai Coupe». Об этом рассказали в пресс-службе Нацполиции области. В результате аварии 50-летний водитель машины «Hyundai Coupe» попал в больницу. На следующий день от полученных травм он скончался. Сейчас следственным управлением ГУНП в Харьковской области продолжается досудебное ра...
Криминал
В Харьковской области чиновника лесхоза подозревают в халатности, которая привела к нанесению ущерба государству на 5,5 миллионов гривен. Силовики сообщили о подозрении мастеру леса в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 367 УК Украины (служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия). Об этом сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области. В ходе досудебного расследования силовики установили, что в течение августа 2019...
Происшествия
На Павловом Поле 28 мая на контактную сеть упало дерево, из-за чего пришлось останавливать движение троллейбусов.  На улице Деревянко, 40 на контактную сеть упало дерево. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии. Как отметили в Департаменте коммунального хозяйства, в связи с происшествием приостановили движение троллейбусов по улице Деревянко. Сейчас коммунальщики распиливают и вывозят дерево. Кроме того, по информации Департамента жилищного хозяйства, еще пя...