"Совковый" Харьков: от конки до "дрифта", или как харьковчане получили трамвай

Мы продолжаем рубрику "Совковый Харьков" в которой рассказываем как жилось в городе во времена Советского Союза. В этот раз мы расскажем о самом старом общественном транспорте Харькова - трамвае.

Для того, чтобы "заглянуть" в историю харьковского трамвая, придется начать с времен, предшествующих созданию СССР.

Первым прототипом современного трамвая была конка. Это своеобразный трамвайный вагон, однако ехал он не на электричестве а на "конской силе". Отсюда и возникло название - конка.

Первые конные трамваи появились в Харькове еще в 1882 году.

Маршрут шел от Привокзальной площади до Торговой площади и принадлежал частному Бельгийскому обществу.

Первый же электрический трамвай был открыт 3 июля 1906 года. Ширина колеи трамвая в то время была 1 метр.

Стоит отметить то, что с самого первого дня, и по наши дни трамвай в Харькове принадлежал городским властям. Это вызывало недовольство бельгийцев, чья конка напрямую конкурировала с "электрическим чудом". Дело доходило до драк между нанятыми людьми и рабочими, прокладывавшими трамвайные линии.

Первый маршрут харьковского трамвая шел от Балашовского вокзала по Петинской, Змиевской, Нетеченской улицам, Подольскому мосту, Подольскому и Костюринскому переулкам до Павловской площади.

Этот маршрут "родился" не просто так. тут не обошлось без, все тех же злополучных бельгийцев, договор с которыми был такой - трамвайные рельсы не должны пересекать конные.

Со временем трамвай расширял свои маршруты и наконец пересек конные пути. В итоге вышла стычка харьковской полиции с представителями «Бельгийского общества».

Уже к 1914 году в городе существовало 6 трамвайных маршрутов и два депо.

После гражданской войны и установления "Совка" к  1927—1930 годах рельсовую колею поменяли с 1000 мм на широкую 1524 мм.

Также в конце 20-х — начале 30-х годов строятся новые линии в районе Госпрома, на Холодную Гору (по улице Свердлова), в Померки, поселки ХТЗ и Артёма. Подвижной состав в 1930-е годы был унифицирован, преобладали моторные вагоны «Х» и прицепные «М», также работал 31 прицепной вагон «КП».

1439058105_20

Когда в Харьков пришла война, трамвай не мог нормально функционировать. немцы запустили пару маршрутов, однако в целом депо стояли "мертвыми".

После победы СССР во Второй мировой войне, в Харьков поступили первые цельнометаллические вагоны МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1.

К 50- м года "Совка" появились привычные современным харьковчанам маршруты - к Плиточному заводу, на Алексеевку, Журавлёвку, 1-й Салтовский поселок, поселок имени Герцена.

В 1961 году в Харьков начинают привозить множество вагонов КТМ-2/КТП-2 и РВЗ-6. На следующий год в городе открывается Октябрьское трамвайное депо.

Ну а в 1967 году в Харьков привозят первый знаменитый чешский вагон Tatra-T3. на этих вагонах харьковчане ездят до сих пор, ведь они стали основой технопарка трамвайного депо. Всего за период с 1967 по 1987 поставлено 735 таких вагонов.

В 70-е годы "Совка" трамвайные маршруты Харькова значительно расширились. Начало строиться Салтовское депо.

Позднее "приехал" в Харьков и вагон Tatra-T6B5.

Интересный факт, что второй харьковский маршрут трамвая — от Проспекта Победы до 602 м/р до 2009 года был самой длинной линией в городе. Расстояние туда и обратно было 47 км 700 м и расчётным временем проезда 3 часа 10 минут. В 1970-е годы это был самый длинный трамвайный маршрут в УССР.

Кроме того, пока в городе не построили Салтовскую ветку метро, трамваи, ходившие по этому маршруту, были трехвагонные. Сейчас такого в городе не встретить.

После развала "Совка" у харьковского трамвая наступают не лучшие времена -  с 1992 по 2006 год  город не закупил ни единого нового вагона и подвижной состав полностью выработал свой ресурс. Больше половины вагонов пришли в полную негодность. Это привело к исчезновению некоторых маршрутов. Основными из них стали линии по улицам Петровского № 5 и 11, Шевченко № 15 и улице Пушкинской № 5 и 7.

Когда в Украине начали снимать кино, харьковский трамвай "засветился" в таких картинах как «Ликвидация» 2005 год, и в фильме "Дау" 2008. это были раритетные вагоны 1930 годов.

Трамвай-Х-№-100-на-конечной-ЦПКиО-им.-Горького

Сейчас ситуация с вагонами куда лучше.  Время от времени составы пополняются, однако есть ощутимая проблема с рельсами - они износились и требуют капитального ремонта. Отсюда и возникло знаменитое харьковское явление - "трамвайный дрифт". Также часто харьковские трамваи оставляют "рога" на линии передач или просто ломаются.

Напомним, "Совковый" Харьков: ХТЗ - соцгород "будущего".

Совковый город история трамвай транспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Молодым харьковчанам выделят деньги на приобретение жилья, стоимость которого частично оплатят из бюджета  горсовета.  На реализацию Городской целевой социально-экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья в 2019 году из горбюджета планируют выделить 50 млн гривен. На ближайшей сессии горсовета планируется выделить 21,2 млн грн, сообщили в пресс-службе мэрии. По словам замначальника Управления социально-экономического развития, пла...
Происшествия
Мужчины пытались перевести через границу несколько человек, но нарушителей заметили пограничники с помощью тепловизоров.  Дворечанский райсуд признал двух жителей виновными в организации незаконной переправки людей через государственную границу по части 3 статьи 332 УК Украины. Об этом сообщили в пресс-службе прокуратуры Харьковской области. Одному из подсудимых дали до 7,5 лет за решеткой, другой получил 7,2 года тюрьмы. В 2018 году 30-летний и 54-летний...
Общество
В поселке Коломак Харьковской области разыскивают девочку 2002 года рождения. 16-летняя Снежана Немченко ушла из дома 12 октября около 17:00 и до сих пор не вернулась. Об этом сообщили в пресс-службе Коломакского отделения полиции ВП ГУНП в Харьковской области. Приметы: ребенку на вид 11-12 лет, рост около 140 см, круглое лицо, худощавое телосложение, черные волосы, карие глаза. Одежда, в которой несовершеннолетняя ушла из дома, пока не установлена. Раньш...
Онлайн трансляция
В Киевском райсуде Харькова проходит очередное судебное заседание по делу о ДТП на Сумской.  16:28 - В заседании обьявлен перерыв. Следующее заседание состоится 20 ноября.   16:25 - Суд частично удовлетворил ходатайства адвоката Ларисы Матвеевой. Приобщил к материалам дела ответ от МОЗ, чеки переводов денег. В части вызова свидетелей и экспертов отказано. Есть данный о заборе крови и акт, суд не видит оснований для вызова медсестры и других экспертов.  16:...
Происшествия
В аварии пострадал пассажир машины, которая перевернулась на крышу. 13 ноября, около 11:00, патрульным поступило сообщение о ДТП на проспекте Гагарина, 27. Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции Харькова. Участники ДТП автомобили ВАЗ 21114 и ВАЗ 21124. "Предварительно, в результате ДТП пострадал пассажир авто ВАЗ 21124, который был госпитализирован в больницу", - рассказали в полиции. На место ДТП вызвали следственно-опeративную группу. Напомни...
Спорт
Чемпионат Европы по тхэквондо ВТФ среди молодежи проходил в Польше с 8 по 11 ноября. Харьковчанин Василий Котяш завоевал золотую медаль на чемпионате в Варшаве. Об этом сообщили в пресс-службе Харьковского горсовета. Харьковчанин выступал в весовой категории до 54 кг и провел на чемпионате шесть поединков, которые завершил победой. На пути к финалу спортсмен обыграл соперников из России, Швеции, двух тхэквондистов из Турции. В полуфинале он обыграл спортсм...
Происшествия
Пожар случился в помещении частного склада в одном из микрорайонов Лозовой. Возгорание началось 13 ноября около 05:57 в одноэтажном складском здании, принадлежащем частному предпринимателю. Об этом сообщили в пресс-службе ГСЧС в Харьковской области. В момент пожара на складе никого не было. На место прибыли спасатели 24-й Государственной пожарно-спасательной части и пожарные ведомственной пожарной охраны Лозовского кузнечно-механического завода. Внутри скл...
Криминал
Олег Ширяев, подозреваемый в организации массовых потасовок на ферме «Строй Агро» в Занках, вышел под залог. Бывший глава «Схидного корпуса» Олег Ширяев 12 ноября вышел из СИЗО под залог. Это подтвердил адвокат Ширяева Алексей Кучер. Как сообщил Кучер, залог в сумме 1 миллион 4 тысячи 340 гривен внесло «третье лицо». Пока прокуратура не планирует подавать апелляционную жалобу на меру пресечения Ширяева из-за отсутствия рисков. Читайте также: Суд по делу Ши...
Происшествия
11 ноября в центре Чугуева водитель сбил 14-летнего подростка. Около 18:00 в полицию поступило сообщение о том, что неизвестный водитель автомобиля «ВАЗ» сбил несовершеннолетнего парня и скрылся. Об этом сообщили в пресс-службе Нацполиции в Харьковской области. Пострадавшего доставили в местную больницу с ссадинами и ушибами. Полицейские установили, что водителем "ВАЗ" оказался 21-летний парень.  Следователь открыл уголовное производство по ч. 1 ст. 286 (н...