Планирование продаж и операций S&OP
S&OP - это международная методологическая концепция управления продажами, при которой стратегический план продаж регулярно корректируется с учетом изменяющихся факторов внутренней и внешней среды, а также распределяется на конкретный набор мероприятий.
В рамках предприятия S&OP является отправной точкой любой клиентоориентированной цепочки поставок. Эффективное применение системы позволяет существенно снизить расходы по всей длине цепочки поставок, объем неликвидной продукции запасов сырья и загруженность складов. Именно эта система способна предоставить необходимую первичную информацию о спросе и объемах требуемой готовой продукции для производства.
Применение данного метода в современных условиях:
-
Повышает точность прогнозирования спроса
-
Объединяет усилия всех подразделений компании в направлении планирования
-
Снижает максимально-необходимый уровень запасов сырья и готовой продукции
-
Помогает оптимизировать графики работы сотрудников, загруженности производственного оборудования
-
Позволяет строить прогнозы прибыли и убытков с учетом непредвиденных обстоятельств
Внедрение данной системы дает следующие результаты:
-
Прогноз продаж высокой детализации
-
Постановка четких целей и задач для отдела продаж в виде набора конкретных мероприятий
-
Ежедневный детализированный план закупок сырья и производства готовой продукции
-
План по необходимому расширению штата и увеличению производственных мощностей
Сам процесс прогнозирования продаж по методике S&OP можно разделить на несколько основных этапов
После получения первичных данных, в прогнозе учитываются ближайшие маркетинговые активности, действия конкурентов, различные факторы внешней среды, которые могут увеличить или уменьшить предполагаемый уровень продаж
Далее на основании этих данных создается математическая модель. Такой подход позволяет прогнозировать, увеличить продажи, спрос максимально объективно и минимизировать влияние на него человеческого фактора
После составления предварительного прогноза производственные и закупающие службы накладывают соответствующие ограничения исходя из возможностей оборудования, наличия работников, транспорта и свободных средств. На этом этапе прогноз рассматривается на уровне отдельно взятых SKU. Это помогает выводить цели для отдела продаж, оперативно корректировать ежедневный план производства, а также более точно формировать потребность в сырье и материалах. Таким образом, прогноз корректируется в сторону увеличения или уменьшения, а также выводится информация о необходимости расширения производства.
На следующей стадии составляется прогноз финансовых показателей, формируются цели и готовится отчет о прибылях и убытках, учитываются расходы на маркетинговые активности, производство и логистику.
Таким образом, система работает целый месяц и по завершении этого периода становится понятно, насколько полно достигаются поставленные руководством цели и соответствующие финансовые показатели.
Автоматизация прогнозирования
Следует отметить, что этот метод имеет некоторые недостатки, а кроме того, для повышения эффективности нуждается в автоматизации управления и обмена информацией. Для этого используют специализированное программное обеспечение. Одним из таких является программное решение Add-On «S&OP» киевского разработчика - компании «Центр Бизнес-Технологий». Данная программа хороша своей гибкостью и адаптивностью, так как создавалась, в первую очередь под популярную платформу 1С Предприятие 8, а следовательно, легко настраивается для обмена данными с любыми ее конфигурациями – от бухгалтерии до управления производством. Особым преимуществом является методика прогнозирования, которую использует данная программа – это методы поэтапного многоступенчатого моделирования и сценарное планирование. Таким образом, программное решение помогает составлять прогнозы заранее в любых разрезах и горизонтах на основе сложных расчетов и аналитических моделей, что решает одну из основных проблем подхода S&OP – недостаток оперативности управления.
Также немаловажным преимуществом решения является учет данных от продаж через торговую сеть. При стандартном подходе это наиболее неконтролируемый и рискованный с точки зрения обеспеченности канал сбыта. Он опасен так называемым «эффектом хлыста», при котором возникают либо избыточные запасы, которые расходуют ликвидные средства и занимают существенные складские площади, либо наоборот – недопоставки товара там, где он действительно нужен.
В итоге мы видим, что методика S&OP является современной и эффективной моделью управления планированием продаж и составной частью стратегической системы управления цепочками поставок компании, особенно при правильно подобранных средствах автоматизации.