
Пострадает ли Харьковщина от эмбарго на российские товары: мнение губернатора
с 10 января Кабмин запретил ввоз на территорию Украины товары из РФ.
"В связи с введением правительства РФ в действие решение о запрете ввоза на таможенную территорию России товаров сельскохозяйственного назначения, продукции и сырья, происходящих из Украины, Кабмин запретил до 5 августа 2016 ввоз на таможенную территорию Украины товаров, происходящих из РФ, согласно перечню в постановлении", - говорится в постановлении номером 1147 от 30 декабря 2015 года.
В частности запрещено ввозить: мясо крупного рогатого скота, мясо и съедобные субпродукты домашней птиц, рыба и ракообразные, пищевые смеси или готовые продукты из животных и растительных жиров, карамель, кондитерские изделия, шоколад, продукты детского питания, печенье, вафли, хлебобулочные и мучные изделия, кондитерские изделия, пиво, спирт этиловый, водка, корм для собак или котов, сигареты с фильтром, поверхностно-активные органические вещества, инсектициды, гербициды, родентициды, оболочки искусственные для колбасных изделий, оборудование для железных дорог или трамвайных путей, локомотивы дизель-электрические и др. (Полный список запрещенных продуктов опубликован здесь>>>)
Один из основных регионов по торговле российскими товарами (из-за непосредственной близости к границе) являлась Харьковщина. Мы решили узнать у руководителя области Игоря Райнина, насколько сильно может повлиять запрет на российскую продукцию на Харьковщину.
Способна ли Харьковская область обеспечить себя, а может, и соседние области?
- В нынешних условиях пищевая промышленность уверенно заняла позицию одной из главных стратегических отраслей для Харьковской области. В отличие от Украины в целом, в нашем регионе она показывает стабильный рост, создавая новые рабочие места и обеспечивая приток денег в региональную экономику, который позволяет выиграть время на ее структурную перестройку. Сегодня на нее приходится уже четверть всего промышленного производства области и более четверти товарного экспорта. Это второе место после продукции машиностроения, которая традиционно является нашей основной экспортной статьёй.
Возможен ли дефицит каких-либо продуктов?
- Поэтому, проведя анализ ситуации на уровне областной администрации, экспертов рынка, основных экспортёров и импортеров, мы не видим рисков возникновения продуктового дефицита и повышения потребительских цен в области в связи с новым витком торговой войны, который инициировала Россия с 1 января. Напротив, видим новые возможности по дальнейшему освоению внутреннего рынка Украины. Ведь в условиях двукратного сокращения товарооборота с Россией в этом году именно внутренний рынок Украины выступил компенсатором для экономики области. Сегодня уже три четверти промышленной продукции и услуг, почти две трети продукции сельского хозяйства области реализуются внутри страны. Это показатели, к которым стремились все годы независимости, поскольку только развитие внутреннего рынка является тем фундаментом, который позволяет обеспечить устойчивость экономики, снизить зависимость от внешней конъюнктуры. Такой подход, кстати, является и основой экономической стратегии Евросоюза, которая отражена в его официальных документах. Поэтому там, где есть видимые проблемы, всегда надо видеть и дополнительные возможности, которые необходимо использовать.
Сильно ли Харьковщина потеряет от того, что продукты перестанут завозить из России? Или мы вполне обойдёмся без них, и у нас есть, чем их заменить?
- Думаю, нужно начать с того, что продуктовое эмбарго в отношении России, которое ввела Украина, – это не наша инициатива, а симметричный ответ на аналогичный шаг российской стороны. Ведь именно Россия первой ввела запрет на поставки сельхозпродукции и продуктов питания из Украины с 1 января этого года, мотивируя это вступлением в силу зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
Звучит громко, но региональная экономика от этого катастрофы не потерпит.
Есть ли предприятия, которые уже переориентировали свои товарные потоки на страны ЭС?
- Традиционная склонность российского руководства играть мускулами на границе и рост рисков работы на российском рынке привели к тому, что многие харьковские производители уже переориентировали свои товарные потоки. Как результат, на Россию в 2015 году пришлось лишь 0,4% продуктового экспорта или 0,2% всего товарного экспорта области. Для примера, в страны Евросоюза мы поставили уже в 14 раз больше. Поэтому потенциальные потери не катастрофичны, и они будут перекрыты за счет дальнейшей диверсификации рынков.
Ответные меры Украины не создадут избыточного давления на региональную экономику области?
- Что касается ответных мер Украины, то они также не создадут избыточного давления на региональную экономику. Импорт продуктов питания и сельхозпродукции занимает 18,4% в общей структуре импорта области. Из этого объёма на Россию приходится 20%. Речь идет о 43 млн долл. США, и для области это не критично.
Более того, по всем товарам, на которые вводится эмбарго, существует высокая конкуренция в сходных ценовых сегментах. И последовательно вводя все новые и новые продуктовые санкции против все большего количества стран, Россия сама повышает эту конкуренцию. В итоге, это ведет к переформатированию международных потоков продовольствия, и для стран, которые за последний год потеряли возможность поставлять свои продукты питания в Россию, Украина становится хорошей альтернативой.
Поэтому проблем на потребительском рынке мы не ожидаем, а издержки производителей, которые закупали сельхозсырьё из России, будут носить не долгосрочный характер.